Гости Руана, исторической столицы Нормандии, уже на выходе из вокзала или аэропорта могут заметить над крышами домиков торчащие острые шпили — это верхушки Собора Руанской Богоматери. Вплоть до 1880 года он был самым высоким зданием в мире. Его шпили до сих пор видны из любой части города, часто становясь ориентиром для заблудившихся путников.
Этот католический храм — один из древнейших во всей Франции. Стоит отметить, что собором может называться лишь тот храм, в котором служит епископ, а ведь первые документальные упоминания о руанском епископе датируются еще 314 годом. Получается, сто собор фактически является самым древним или одним из древнейших в мире, и был заложен он еще на земле кельтов и галлов. К сожалению, набеги викингов привели к тому, что большая часть собора была разрушена в пожарах. После утверждения в 1020 году Руана столицей Нормандии первый герцог нормандский — воинственный скандинав Роллон — начинает работы по строительству нового собора.
Могила основателя города находится в возведенном им же соборе. В отдельном саркофаге покоятся и останки короля Ричарда Львиного Сердца — бесспорно, великого мужа, деяния которого, однако, весьма противоречивы для современных толкований. Нашел вечное пристанище здесь и Ролан Пешеход, прозванный так из-за своего незаурядного роста: когда он садился на коня, ноги практически касались земли.
Звон колоколов Руанского собора и колокольчика Жанны д"Арк
Нотр-Дам де Руан страдал от стихийных бедствий и постоянных войн. Последняя из них — Вторая Мировая — привела к полному уничтожению союзниками перед высадкой в Нормандии почти всего сооружения, кроме несущих стен храма. Своей красотой готический Руанский Собор, по мнению многих туристов, затмевает даже знаменитый Нотр-Дам де Пари.
Фасады поражают утонченностью хрупких линий, которые кажутся не высеченными из грубого камня, но вырезанными из тончайших листов бумаги.
Красотой собора восхищался великий француз Клод Моне, написавший впоследствии цикл из тридцати картин, изображающих готический храм в различное время дня — художник придавал полноте передачи освещения значение большее, нежели самому изображаемому предмету.
После долгих лет работы, в 1894 году серия из тридцати картин была, наконец, окончена. Моне с этими картинами, что называется, попал в струю религиозного ренессанса Франции, и 8 из них были проданы еще до конца выставки. Не так давно на аукционе неизвестный коллекционер выкупил одну из картин за 24 миллиона долларов.
Внутри собор ничуть не уступает в красоте и величию фасадам. Высота сводов центрального зала собора в пике — 51 метр, что равняется высоте двадцатиэтажного дома. Длина галереи составляет 137 метров — это примерное расстояние между городскими трамвайными остановками.
Витражи датируются XIII и XIV веком — в то время литье цветных стекол было высоким и тонким искусством, а потому каждый из разноцветных кусочков был изготовлен вручную и имеет личное клеймо мастера.
Панорамная прогулка по улицам вокруг Руанского собора
Один из таких витражей рассказывает историю Юлиана Госпитальера — католического святого, известного историей из своей жизни, которую вернее отнести к мифу, нежели к биографии. По легенде, Юлиан, будучи еще юношей, сбежал из дома и женился. Некоторое время спустя к нему приехали погостить родители, отношения с которыми были уже налажены к тому времени. Жена уложила свекров спать на их с Юлианом супружеское ложе. Тем временем Сатана, приняв облик человека, сообщил Госпитальеру о том, что жена ему изменяет. Если Юлиан поторопится, настаивал Сатана, то застанет ее с любовником прямо у себя дома, но для этого нельзя медлить ни секунды. Юлиан пришпорил коня и вскоре прибыл домой. Войдя в спальню, он обнаружил двоих, спящих в его кровати, и без раздумий и разбирательств зарубил их мечом, висевшим на поясе. На выходе он встретил любимую жену, которая рассказала ему о приезде родителей. Юноша в горе и безутешности посвятил остаток своей жизни служению Христу, выстроив множество больниц и приютов. Впоследствии за заслуги и добродетели Юлиан был канонизирован Святой Католической Церковью. Эта легенда легла в основу одной из трех сказок Гюстава Флобера — всемирно известного писателя, уроженца Руана.
Руан помнит много событий, хранит бесчисленное количество тайн — и значительную их часть поведает уникальный и великолепный Руанский собор.
Руанский собор (Франция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
- Туры на Новый год во Францию
- Горящие туры во Францию
Предыдущая фотография
Следующая фотографияПамятник национального наследия Франции, архитектурная доминанта Руана и просто невероятно величественный, изящный и торжественный храм, Руанский собор - одна из французских достопримечательностей почётной категории «must-see». Строительство собора велось ни много, ни мало семь веков, и под готическим фасадом кроются черты древнего романского стиля. Не в последнюю очередь Руанский собор известен благодаря живописным полотнам импрессиониста Клода Моне - художник не уставал черпать вдохновение в игре света и тени на его фасаде и создал здесь более пятидесяти полотен.
Немного истории
История Руанского собора восходит к 4 веку - тогда на месте нынешнего храма существовала базилика. Нестабильная политическая ситуация в Европе раннего Средневековья, однако, послужила причиной её скорого разрушения: в середине 9 века огнём и мечом по территории Нормандии пронеслись викинги, и от базилики не осталось и следа. Лишь в начале 10 века, когда Руан стал столицей Нормандского герцогства здесь начались работы по возведению собора в романском стиле (до наших дней от этой постройки сохранилась только крипта). На протяжении веков в Руанский собор были добавлены многочисленные пристройки и архитектурные элементы, последняя из которых - масштабный архиепископский дворец.
Самый старый архитектурный элемент собора - башня Сен-Ромен, которая была построена в середине 12 века.
Последние повреждения (и последующую реставрацию) Руанский собор получил в ходе бомбардировок Второй мировой: тогда в храме взорвались шесть бомб, в результате чего пострадал и центральный зал, и капеллы.
Фототур по Руанскому собору
Что посмотреть
Начать знакомство с Руанским собором логичнее всего с фасада. Здесь в первую очередь обращает на себя внимание великолепный 152-метровый готический шпиль, в течение нескольких лет обеспечивающих храму звание самого высокого здания планеты (правда, было это в далёких 1880-х годах). У подножия башни Сен-Ромен стоит увидеть романский портик, покоящийся на колоннах из чёрного камня, на вершине которого находится статуя пророка. В возведением изящной Масляной башни связана любопытная история: жители средневековой Франции, желающие вопреки религиозным запретам употреблять масло во время поста, должны были платить специальный налог - вот на эти средства башня и была воздвигнута.
Перед посещением собора стоит освежить в памяти знаменитый пейзаж Моне «Руанский собор в полдень», равно как и прочие тридцать живописных полотен мастера, увековечившие храм во всём великолепии естественного освещения.
Также непременно нужно обратить внимание на три великолепных входа в собор: первый посвящён Иоанну Крестителю (над ним расположен барельеф, изображающий крещение Христа), второй, центральный, - Богоматери, третий - мученику Святому Этьенну, принявшему смерть через побиение камнями. Самые древние элементы собора можно увидеть, спустившись в баптистерий, находящийся под башней Сен-Ромен. Витражи Руанского собора почти ни в чём не уступают знаменитой «стекольной Библии» Шартра, да и оттенок синего цвета здесь ничем не хуже шартрского.
В 2010 году жители Руана предприняли попытку попасть в книгу рекордов Гиннесса. Более тысячи человек выстроились на площади перед кафедральным собором Нотр-Дам, держа в руках фрагменты картины «Руанский собор», созданной Клодом Моне в 90-х годах XIX столетия. Сложенное полотно снималось на фото и видео с вертолета, а сама акция проходила во время фестиваля «Импрессионистская Нормандия». Картина Моне – одно из самых известных произведений, на которых запечатлен собор Руана.
Этот готический храм является национальным историческим памятником, а во второй половине XIX столетия в течение полутора десятилетий даже считался самым высоким в мире зданием, пока его не превзошел на целых шесть метров собор в Кельне, строительство которого после долгого перерыва было продолжено в тот же период.
Высота Руанского собора составляет 151 метр, а две его башни Сен-Ромен и Масляная вознеслись соответственно на 82 и 75 метров. Первые упоминания о религиозном сооружении на месте кафедрального собора датируются IV столетием – здесь располагалась резиденция епископа, состоявшая из двух церквей и баптистерия, но все эти здания сгорели во время норманского набега в 841 году. Следующее здание, уже в романском стиле, было возведено только в XI веке, а первые элементы нынешнего готического появились только в середине XII века – это была башня Сен-Ромен в северной части храма, которая сгорела в конце Второй мировой войны. Всего в собор попало шесть бомб, храм получил и другие серьезные повреждения. Кроме этого, в самом конце прошлого столетия храм был потрепан сильной бурей, но реставраторам удалось сохранить его облик и восстановить элементы его убранства.
Масляная башня с южной стороны храма была построена ближе к концу XV века. Ее название связано с одной из местных историй, возможно, легенд: желая вкушать запрещенное во время поста масло, прихожанин должен был заплатить священнику определенную сумму, вероятно, оплата производилась как раз в Масляной башне.
Интерьер собора украшен витражными картинами, созданными в XIII столетии. Кроме прочего, он является еще и местом захоронения останков герцога Нормандии Ричарда Львиное Сердце, который управлял регионом в конце XII века.
Одним из ярчайших памятников архитектуры готического искусства является Руанский собор (фр. Cathédrale Notre-Dame de Rouen, Собор Руанской Богоматери). Величественное сооружение находится в центральной части города Руана, расположенного к северо-западу от Парижа. Нотр-Дам де Руан включен в список национального наследия Франции и с 1979 года находится под защитой ЮНЕСКО.
История собора
История Собора Руанской Богоматери исчисляется тысячелетиями. Почти десять веков возвышается он на территории Франции.
Предшественница собора
Начало храму было положено в конце IV века. К этому времени относится упоминание о первой в Нормандии христианской базилике периода Римской империи. Позднее на ее месте возник епископский комплекс, который состоял из баптистерия и двух церквей, посвященных Богоматери и Св. Стефану. В 841 году комплекс был уничтожен норманнами, захватившими Руан.
Возведение и основание
Лишь спустя 70 лет, в 911 году, начались восстановительные работы. Вождь викингов Роллан получил от короля Карла III Простоватого (17 сентября 879 - 7 октября 929) титул герцога, а вместе с ним и земли Нормандии, при условии принятия им христианства. В 1020 году началось строительство храма в романском стиле. До наших дней от романской части сохранилась лишь одна крипта. Остальное здание отражает смену тенденций развития готической архитектуры.
Башня Сан-Ромен являлась самой ранней готической постройкой кафедрального собора. Она простояла почти 800 лет с момента возведения в 1145 году и была уничтожена во время Второй мировой войны при обстреле Руана войсками союзников. В собор попало 6 снарядов.
Историческая судьба
История храма отличается драматизмом. В 1200 году во время пожара обрушился его неф, что повлекло за собой перестройку всего здания. В 1202 году на романском фундаменте, заложенном Ролланом Пешеходом, герцогом Нормандским, началось строительство готического храма. Процесс затянулся на века, потому наблюдается разница в архитектурном стиле построек.
Порядок строительства Руанского собора:
- Башня Сан-Ромен возводилась в ранний период готического искусства.
- Работы над возведением трансепта были начаты в 1280 году, в расцвет «высокой» готики.
- Южная башня принадлежит позднему, «пламенеющему» периоду. Известняк, использованный для ее постройки, везли из Уэльса. Материал имеет желтоватый оттенок, отсюда название - Масляная башня. По другой версии эта часть храма строилась на деньги зажиточных горожан, уплаченные ими в качестве налога за право есть сливочное масло во время Великого поста.
- Работы над Центральной башней были закончены в 1514 году. В 1557 на нее водрузили деревянный шпиль с покрытием из олова. После удара молнии в 1822 году он сгорел. Реставрация велась с учетом канонов строительства XII века и была закончена лишь в 1876 году. Масса шпиля составила 1200 тонн, высота 151 метр. Благодаря ему собор оставался самым высоким зданием в мире вплоть до 1880 года.
Послевоенная реставрация
Последние серьезные реставрационные работы в храме проводились после Второй мировой войны. Подобно своим далеким предкам, английские и американские войска вновь нанесли серьезный урон прекрасному зданию. Во время высадки союзных войск во Франции были разрушены неф и капеллы, от башни Сен-Ромен остались лишь одни стены.
Восстановительные работы велись при финансовом участии Великобритании, для которой Нормандская земля имеет особое историческое значение.
Современное положение
Собор Нотр-Дам де Руан - жемчужина Руана. Шпиль Центральной башни собора остается самым высоким во Франции. Его величие и красота неизменно находят отклик в сердцах миллионов людей по всему миру.
7 июня 2010 года на площади перед ратушей города собралось более тысячи человек. В руках у них были плакаты с увеличенными фрагментами одного из 30 полотен Клода Моне «Руанский собор». Вместе они составили огромную репродукцию, которая вошла в книгу рекордов Гиннеса как самая большая «живая картина».
Месторасположение церкви
Руан причислен к списку городов искусства и истории Министерством культуры Франции. Хотя многие архитектурные памятники пострадали во время Второй мировой войны, большая часть исторических построек сохранилась.
Кафедральный собор Руана находится на Соборной площади города. Добраться до него можно трамваем М - остановка Théâtre des Arts. Прямо напротив храма находится туристический офис, в здании которого в XIX веке располагалось кафе. Из его окон Клод Моне (14 ноября 1840 - 5 декабря 1926) любовался величественным зданием и делал зарисовки к картинам своей знаменитой серии. Импрессионист рисовал Руан в течение всего последнего десятилетия XIX века и более чем на тридцати полотнах отразил в цвете облик храма в разное время года и суток.
Далее можно пройти по улице Больших часов к Рыночной площади, на которой в XIV веке была казнена Жанна д"Арк. Улица предназначена только для пешеходов и считается старейшим проспектом города. На туристов производят впечатление фахверковые дома и большие астрономические часы на арке XVI века.
Руан входит в пятерку французских городов по древности исторического наследия. Стендаль называл его «Афинами готического стиля».
Архитектура и убранство сооружения
Нотр-Дам де Руан представляет собой уникальный памятник архитектуры, в облике которого отразились этапы становления канонов готического искусства.
Внешний вид
Поражают своим величием три входа в храм. Убранство каждого подчинено определенному библейскому сюжету.
Основные темы:
- барельеф первого входа рассказывает о Крещении Иисуса;
- центральный посвящен Богоматери;
- третий вход – Святому мученику Этьену, побитому камнями.
Фасад и башни
Фасад здания украшают многочисленные арки, устремленные ввысь, резьба и барельефы из жизни Святых. Обращает на себя внимание различие между башнями собора. Сен-Ромен - образец лаконичного стиля ранней готики, тогда как Масляная является воплощением «пламенеющего» периода поздней.
Готические элементы декора стен Масляной башни:
- орнамент;
- удлиненные арки;
- фронтоны.
Витражи
Особое впечатление на посетителей оказывают витражи собора, большинство из которых сохранилось с XIII века. Их отличает мягкий лазурный оттенок, прославивший стекло из Нормандии на всю Европу.
Свет лазурных лучей, пронизывающий храм, вдохновил в начале XX века русского поэта-символиста Максимилиана Волошина (16 (28) мая 1877 - 11 августа 1932) на создание цикла стихотворений «Руанский собор». В то время поэт уже был знаком с шедеврами великого Клода Моне.
Внутреннее оформление
При этом композиция храма соответствует первоначальному плану старой романской базилики, поскольку основой строения служит ее фундамент. Боковые проходы и центральный неф разделены арками, углы трансепта завершают башни, колонны окружают алтарь. У основания Сен-Ромен можно увидеть портик на колонах из черного камня со статуей пророка на вершине в романском стиле.
Святыни и реликвии храма
Удивительным образом в судьбе Нотр-Дам де Руан отразились многие эпохи истории человечества:
- Впечатляет своей красотой и умиротворением часовня Девы Марии, где находятся главные иконы собора.
- Святыня храма - саркофаг с сердцем короля Англии Ричарда I Львиное Сердце.
- В Руане погибла легендарная Жанна д"Арк, ее статуя поселилась в одной из капелл, которая была изготовлена по заказу Великобритании, что стало своеобразным извинением за события 1431 года, когда была сожжена героиня.
Крипта
Нотр-Дам де Руан был местом захоронения правителей и архиепископов Рауна и Нормандии. Крипта - единственная часть храма, сохранившаяся со времен романской постройки. Здесь покоится первый герцог Нормандии Роллан и его потомки, находятся саркофаги архиепископов Руана из рода Амбуаз.
Богослужения и другие возможности посещения
Адрес собора: Place de Notre-Dame de Rouen (Cathédrale Notre-Dame de Rouen) 76000 Rouen, Франция.
Часы работы:
- понедельник — с 14.00 до 18.00;
- со вторника по субботу — с 9.00 до 19.00;
- воскресенье — с 8.00 до 18.00.
Собор до сих пор функционирует как римско-католическая церковь, поэтому часть его закрыта для посещений во время богослужений. Летом на западном фасаде храма устраивают световые шоу, в основном, представленные картинами Моне. Мероприятия начинаются в 10 вечера.
Собор Руанской Богоматери на карте:
Видео о Нотр Дам де Руан
В этом видео демонстрируются все достоинства собора Нотр Дам де Руан.
В историческом центре столицы Нормандии Руана, носящего выразительный титул города ста шпилей, находится великолепное здание готической архитектуры, являющееся наряду с островом-монастырем главными достопримечательностями этой северной области страны. Это Кафедральный собор Руанской Богоматери , чаще именуемый Руанским собором , резиденция архиепископа Руана и самый высокий храм Франции. Собор – одна из самых известных , благодаря своей неповторимой архитектуре, историческим реликвиям и, не в последнюю очередь, серии картин великого художника-импрессиониста Клода Моне.
История Руанского собора
Первая христианская базилика на месте современного собора была построена ещё в римский период и датируется концом IV века. После распада империи Карла Великого в IX веке Франция подвергается опустошительным набегам викингов-норманнов. Особенно уязвимой в силу своего географического положения была приморская часть Нейстрии, как называлась тогда северо-западная Франция. В 841 году викинги захватили Руан, и базилика была сожжена. В условиях постоянной норманнской угрозы и хаоса в стране восстанавливать храм не стали.
Новое строительство по иронии судьбы начали те, кто сжёг базилику – викинги. В 911 году один из вождей викингов Роллон (Ролло) получил Нормандию в лен с титулом герцога от короля Карла Простоватого при условии перехода в христианство. Церковь восстановили, а в 1020 году началось возведение нового собора в романском стиле.
Строительство велось очень долго, поскольку осуществлялось в основном на пожертвования прихожан. Этим объясняется эклектичность архитектуры здания. В XII веке входит в моду готический стиль, и достраивался собор уже в соответствии с новыми веяниями.
Первой готической частью здания стала северная башня Сен-Ромэн, возведение которой завершилось в 1145 году. Во время пожара 1200 года обрушился неф храма, поэтому потребовалась радикальная перестройка всего здания. В 1202 году были начаты масштабные работы на фундаменте Романского собора, и новое здание было выполнено уже в готическом стиле. От романской постройки до нашего времени дошла лишь крипта.
В период зрелой (высокой) готики был отстроен трансепт собора (начало работ в 1280 г.). Вторая южная башня была сооружена значительно позднее, в 1485 году, когда господствовала поздняя, «пламенеющая» готика. Этим объясняется значительная стилистическая разница между разными частями храма. Известняк для новой башни везли из Уэльса, поэтому она отличается по цвету от остальных частей собора отчётливым жёлтым оттенком. По самой популярной версии, именно это обстоятельство послужило причиной того, что башня получила название «Масляной».
Есть и другое объяснение. По некоторым данным, на постройку башни ушли деньги, уплаченные состоятельными горожанами в качестве налога за право есть сливочное масло во время Великого поста, что и породило это ироничное прозвище.
Центральная башня собора была сооружена в 1514 году. В 1557 году к ней добавили шпиль, изготовленный из дерева и покрытый оловом. В 1822 году шпиль сгорел от удара молнии. Было решено соорудить новый, но с полным соблюдением канонов XII века. В 1825 году утвердили проект, однако его реализация растянулась на пять десятилетий. Наконец, в 1876 году шпиль был готов. Масса его превысила 1200 тонн, а высота собора вместе со шпилем составила 151 м. Это сделало Руанский собор самым высоким зданием в мире, каковым он оставался до 1880 года, когда на первое место вышел
Последние масштабные работы в соборе проводились после Второй мировой войны. В ходе высадки союзных войск в Нормандии в 1944 году британские и американские пилоты, среди которых были потомки спаливших первую базилику викингов, обрушили град бомб на Руан. Собору был нанесён огромный ущерб. Особенно пострадали неф и капеллы, а от башни Сен-Ромэн остались лишь внешние стены. Несмотря на серьёзные повреждения, собор был быстро восстановлен благодаря значительной финансовой помощи англичан, для которых по историческим причинам Нормандия имеет особое значение.
В послевоенный период собор не страдал от серьёзных катаклизмов и периодически нуждался разве что в косметическом ремонте. Исключением стал ураган 1999 года, снёсший одну из башенок, окружающих центральный шпиль.
Руанский собор, памятник пяти столетий
Является уникальным памятником архитектуры, на примере которого можно проследить эволюцию развития готического стиля, от ранней готики (башня Сен-Ромэн) до поздней «пламенеющей» (центральная и Масляная башни). Это величественный и вместе с тем изящный храм, доминирующий над всем городом.
Размеры собора впечатляют. Длина его составляет 137 м, ширина по фасаду 61,6 м, высота потолка под главной башней 51 м. Высота обеих фасадных башен изначально составляла 75 метров, однако после надстройки колокольни над башней Сен-Ромэн её высота возросла до 82 метров.
Знакомство с собором начинается с фасада. Это типично готическое сооружение, украшенное ажурной резьбой и многочисленными устремленными ввысь арками. Обращают на себя внимание великолепные порталы, украшенные статуями и рельефами. Центральный портал посвящён Деве Марии, левый представляет сцены из жизни Иоанна Богослова и Иоанна Крестителя, правый возведён в честь Стефана Первомученика. Из трёх порталов лишь портал Иоанна Богослова сохраняет первозданный вид с первых лет существования собора. Остальные два сильно пострадали в ходе религиозных войн XVI века и были радикально перестроены.
Интересный контраст представляют две башни фасада. Помимо бросающегося в глаза различия в цвете, они созданы в разных архитектурных манерах. Сен-Ромэн выполнена в строгом лаконичном стиле ранней готики. Масляная башня создавалась в соответствии с требованиями «пламенеющей» готики и отличается вычурностью, обилием узоров и орнаментов, сильно удлинёнными арками и фронтонами.
Древнейшая часть собора, романская крипта, расположена под башней Сен-Ромэн. План нынешнего собора полностью повторяет своего романского предшественника, поскольку строился на его фундаменте. Центральный неф отделён от боковых проходов арочными перегородками. Углы поперечного нефа, трансепта, украшены наружными башнями. Это черта типично нормандской архитектуры. Обширное алтарное пространство окружено колоннами, что является наследием романского стиля, развившегося на основе римских традиций.
Руанский собор всегда славился своими витражами. Многие из них чудом сохранились с XIII века, когда стекло из Нормандии считалось одним из лучших в Европе. Витражи отличаются чудесным лазурным цветом, благодаря которому нормандское стекло и получило признание. Искусствоведы называют этот оттенок «шартрским голубым». Сюжеты витражей посвящены жизненному пути и подвигам почитаемых святых.
Вообще, интерьер собора не отличается многоцветьем. Многогранные колонны, арки, светлые своды почти не украшены и характеризуются классической готической сдержанностью.
Святыни и достопримечательности Руанского собора
Главной реликвией Руанского собора считается саркофаг короля Англии Ричарда I Львиное Сердце, бывшего также герцогом Нормандии. По сообщениям хроник, король завещал похоронить своё тело в Анжу, мозг в Пуату, а сердце в Руане. Любопытно, что саму Англию Ричард обделил.
Свинцовая шкатулка с сердцем Ричарда была привезена в Руан и помещена в саркофаг, где и пролежала семь веков. Во время послевоенной реставрации учёные решились вскрыть шкатулку, в которой не обнаружили ничего, кроме горстки пыли. Сейчас шкатулка находится в одном из подземных хранилищ собора, а саркофаг пуст.
В соборе похоронены предки Ричарда - первый герцог Нормандии Роллон и его сын, герцог Вильгельм I Длинный Меч. Саркофаги этих трёх властителей Нормандии украшены великолепными фигурами самих погребенных и привлекают множество любителей истории. В храме также похоронены потомки Роллона, архиепископы Руана из рода и другие выдающиеся личности.
Также интересен другой знаменитый собор, послуживший последним пристанищем монаршей особы — , где находится усыпальница Карла Великого.
Главные иконы собора выставлены в удивительной по красоте часовне Девы Марии. Льющийся через узкие витражные окна голубой свет, узорчатые своды, резные панели и скамейки вселяют умиротворение и покой.
В одной из капелл храма установлена статуя Жанны д’Арк. Изваяние создано по заказу Англии, и это неслучайно. Это своего рода извинение перед Францией – ведь именно в Руане легендарная дочь Франции была сожжена англичанами на костре 30 мая 1431 года.
Руанский собор входит в список памятников национального наследия Франции. Взглянуть на великолепный храм приезжает множество туристов, посещающих Францию. Красноречивым свидетельством неизгладимого впечатления, производимого собором на зрителя, служит серия замечательных живописных полотен знаменитого Клода Моне, которого собор вдохновил на создание 30-ти картин. Здание запечатлено в разные сезоны, разное время суток и с разных сторон, таким образом, цикл создаёт неповторимую галерею видов этого символа столицы Нормандии.
Также в Руане регулярно проводится световое шоу, где Руанский собор, подобно , становится главным действующим объектом грандиозного представления.