- Несмотря на кровожадные религиозные обычаи, ацтеки все же стали главенствующей силой в Центральной Америке в первой половине второго тысячелетия, и за время своего владычества успели оставить по себе немало следов. Достижения ацтеков в основном связывают с наукой и искусствами. Ацтеки имели собственный календарь, который так же как и современный подразумевал наличие 365 дней в году. Согласно ему год делился на 18 месяцев по 20 дней, при этом к каждому году добавлялось 5 «несчастливых дней». Однако они имели и другой, ритуальный 260-дневный календарь. Именно с ним были связаны все пророчества ацтеков, которые периодически сбывались, хоть и не напрямую.
- К примеру, приход Кортеса совпал с возвращением бога Кетцалькоатля, а другое пророчество гласило, что вскоре после его прихода империя ацтеков погибнет. Как мы знаем, именно так и случилось. Календарь ацтеков был вырезан на огромном камне весом более чем 24 тонны, на нем оба календаря, солнечный и религиозный связывались в 52-летний цикл. Ацтеки также имели большие познания в астрономии, их пирамиды удивительным образом повторяют схему планет Солнечной Системы. Однако часть ученых склонна считать, что большая часть пирамид появилась задолго до прихода собственно, ацтеков.
- Также достижения ацтеков связаны с литературным творчеством. Среди ацтеков особенно была распространен устная литература, в том числе поэзия эпичиского или лирического характера, обрядные песнопения. Также хорошо развилась драматургия и мифологические рассказы. В этих рассказах описывалась воинская доблесть солдат, подвиги их предков. Было обнаружено полумифическое сказание о переселении ацтеков с Севера, из которого историки почерпнули немало сведений об предыстории ацтеков. Среди знати часто велись дебаты, участники которых рассуждали о сущности жизни и судьбе человека.
- Ацтекам также удалось значительно развить ремесленничество. Среди них были отличные строители, скульпторы. Их ювелиры умели создавать драгоценности по технологиям, с которыми не были знакомы даже прибывшие в 16 веке испанцы. При этом ацтеки не считали золото дорогим металлом - для них он был лишь отличным материалом для украшения городов, золото олицетворяло для них священное Солнце. Вместе с тем ацтекские ювелиры умели обрабатывать жадеит, горный хрусталь и бирюзу. Ну, и нельзя забывать о военных достижениях ацтеков - за достаточно короткий период территории, подчиненные ацтекам, заняли практически всю материковую Центральную Америку.
Инки, ацтеки и майя - загадочные племена, исчезнувшие с лица земли. До сих пор ведутся научные раскопки и всевозможные исследования с целью изучения их жизни и причин исчезновения. В этой статье мы расскажем про одно интересное племя. Ацтеки проживали в XIV веке на территории, которая теперь принадлежит Мехико.
Откуда они взялись
Численность этого индейского народа составляла около 1,3 млн человек. Родиной ацтеков по легенде был остров Астлан (в переводе «страна цапель»). Изначально члены этого племени были охотниками, но затем, осев на земле, принялись заниматься сельскохозяйственными и ремесленными работами, хотя это было довольно воинственное племя. Ацтеки, для того чтобы начать вести в течение довольно длительного времени искали подходящие земли. Действовали они не наугад, а в соответствии с указанием своего бога Уицилопочтли. По его мнению, ацтеки должны были увидеть орла, сидящего на кактусе и пожирающего землю.
Это случилось
Несмотря на всю странность этого знака, через 165 лет странствий по мексиканской земле ацтекам все же удалось встретить эту загадочную птицу с необычным поведением. На том месте, где это произошло, и стало устраиваться племя. Ацтеки назвали свое первое поселение Теночтитлан (в переводе - «плодовое дерево, растущее из камня»). Другое название этих земель — Мехико. Интересно, что цивилизация ацтеков была создана несколькими племенами. Ученые считают, что в этом приняли участие не меньше семи племен, говоривших на родственных языках, самым распространенным из которых был науатль. Сейчас на нем и схожих с ним наречиях говорят более 1 миллиона человек.
Низы и верхи
Может ли цивилизация ацтеков служить примером для современной организации общества? Борцам за равноправие наверняка не понравилось бы ацтекское деление на аристократов и плебеев. Причем члены высшего общества обладали всем самым лучшим. Они жили в роскошных дворцах, носили великолепную одежду, ели вкусную пищу, имели множество привилегий, занимали высокие должности. Плебеи работали на земле, торговали, охотились, рыбачили и жили небогато в специальных кварталах. Зато после смерти все получали равные шансы попасть в подземный мир, обитель богини смерти Миктлана, либо отправиться в лучший мир. Так как воины в мире ацтеков пользовались особым уважением, то погибшие на поле боя могли сопровождать солнце от восхода к зениту, так же как и те, кто был принесен в жертву. Чести сопровождать солнце от зенита к закату получали женщины, умершие в родах. «Везунчиками» можно считать и тех, кто был убит молнией или утонул. Они попадали в райское место, где обитал Тлалокан.
Отцы и дети
Племя, о котором идет речь в этой статье, уделяло большое внимание образованию детей. До 1 лет они воспитывались дома, а после должны были посещать специальные школы. Причем как мальчики, так и девочки, хотя последние, чаще всего, выйдя замуж, сидели дома и следили за хозяйством и детьми. Простолюдины обучались ремесленным навыкам, военному делу. Аристократы изучали историю, астрономию, обществознание, обряды, управление. Дети членов высшего общества не были белоручками. Они трудились на общественных работах, убирали в храмах, участвовали в обрядах. Стариков ждал почет, уважение и различные привилегии.
Культура ацтеков
Не зря эта погибшая цивилизация привлекает к себе внимание и в наши дни. Ацтеки были отличными мастерами своего дела, поэтому здания, скульптуры, изделия из камня и глины, ткани, ювелирные изделия были высокого качества. Особо отличало ацтеков умение делать разнообразные изделия из ярких перьев тропических птиц. Также знамениты ацтекские мозаики и орнаменты. Аристократы увлекались литературой. Многие из них могли сложить стихотворение или написать устное произведение. До наших дней дошли легенды, сказания, поэмы, описания обрядов этого народа. Бумага для книг была изготовлена из коры. Интересны и календари, которые создало это племя. Ацтеки пользовались солнечным и ритуальным календарем. В соответствии с солнечным календарем выполнялись сельскохозяйственные работы и религиозные работы. Он состоял из 365 дней. Второй календарь, включающий в себя 260 дней, служил для предсказаний. О судьбе человека судили по тому, в какой день он родился. До сих пор многие кладоискатели мечтают найти золото ацтеков. А жили они в свое время очень богато. Об этом свидетельствуют рассказы испанских завоевателей. Они говорят о том, что богатые ацтеки, особенно в столице Теночтитлане, ели и спали на золоте. Своим богам устанавливали золотые троны, у подножия которых также лежали золотые слитки.
Религия ацтеков
Люди из этого племени верили в то, что существует несколько богов, которые управляют силами природы и судьбами людей. Были у них боги воды, маиса, дождя, солнца, войны и многие другие. Ацтеки строили огромные, богато украшенные храмы. Самый большой был посвящен главному божеству Теночтитлану и был высотой 46 метров. В храмах проводились обряды, а также жертвоприношения. Существовало у ацтеков и представление о душе. Они считали, что ее местом обитания в человеке являются сердце и сосуды. Биение пульса принимали за ее проявление. По мнению ацтеков, душу вкладывали в тело человека боги еще в то время, когда он находится в утробе матери. Они также считали, что душой обладают предметы и животные. Ацтеки представляли себе, что между ними существовала особенная связь, позволяющая взаимодействовать на неосязаемом уровне. Также ацтеки думали, что у каждого человека есть магический двойник. Его гибель вела к смерти человека. В качестве жертвы ацтеки подносили своим идолам собственную кровь. Для этого совершали обряд кровопускания. Вообще, ацтеки приносили человеческие жертвы в огромных количествах. Известный факт, что во время освещения Великого храма было принесено в жертву 2000 человек. Ацтеки задумывались о конце света и считали, что большое количество крови способно задобрить богов и сохранить мировое равновесие.
Цивилизация ацтеков погибла из-за алчности испанцев. Произошло это вначале XVI века, но до сих пор воображение будоражит история жизни племени, исчезнувшего с лица земли. Приносит ли счастье золото ацтеков, каждый решит самостоятельно.
название «Ацтеки» было придумано
Многие знают, что ацтеки очень любили шоколад, приносили в жертву своим языческим богам большое количество людей и в итоге были побеждены испанцами. В глазах современных людей они представляются как воинственный варварский народ, по большей части из-за того количества людей, которое они убили.
Однако, несмотря на распространённое мнение, у них была и своя культура. Социальный строй ацтеков был невероятно сложен, а образование, семья и творчество играли в их обществе большую роль. Даже их система рабства была хорошо проработана и совсем не похожа на то, что люди представляют себе, когда слышат о рабстве.
Вкратце, хотя на первый взгляд они и выглядят психопатами, ацтеки не так просты. Ниже вы можете узнать десять интересных фактов об ацтеках, которые позволят вам лучше понять их историю и образ жизни.
10. Творчество
Несмотря на кажущуюся дикость ацтеков – они были очень творческим народом. Ацтеки увлекались скульптурой и гончарством, а также художественной росписью. Они разработали художественные символы, которые наносились на ацтекских воинов в виде татуировок, описывающих их достижения. Они также любили поэзию.
Ацтеки занимались командными видами спорта, в частности одной из самых популярных среди них спортивных игр была месоамериканская игра в мяч. В игре использовался резиновый мяч, который был достаточно продвинутым предметом для их времени, а матчи проходили на поле называемом тлачтли (Tlachtli). Главная задача игры – прокинуть мяч сквозь маленькое каменное кольцо, однако это была очень сложная игра. Мяч не должен был падать на землю, и игроки могли дотрагиваться до него только головой, локтями, коленями и бёдрами.
9. Обязательное обучение в школе
Хотя ацтеки и делали большой упор на то, что родители должны сами правильно обучать своих детей, у них существовало и обязательное обучение в школе для всех детей. Школы были различными для мальчиков и девочек, а также разделялись по принадлежности учащихся к различным кастам.
Дети высших слоёв общества учились в школе Калмекак (Calmecac), где они обучались у священников истории, астрономии, искусству и тому, как править. Мальчики низших каст учились в школе Куйкакалли (Cuicacalli), в которой их подготавливали к военной службе. Девочек посылали в отдельные школы, и большая часть образования заключалась в обучении таким домашним делам, как приготовление пищи и ткацкое дело.
8. Сражённые болезнью
Многие считают, что испанцы победили ацтеков при помощи своих превосходящих военных сил, но это далеко от правды. На самом деле первые атаки испанцев были успешно отражены, и им пришлось быстро отступать. У ацтеков был хороший шанс победить испанцев, и в целом война проходила на равных.
Можно смело утверждать, что если бы не оспа, которую ацтеки подхватили от европейцев, и от которой погибла большая часть их населения, включая лидеров, то ацтеки вряд ли проиграли бы в войне против испанцев. Влияние европейских заболеваний было разрушительным – по оценкам около двадцати миллионов мексиканцев погибло всего за 5 лет от болезней, привезённых испанцами.
7. Неправильное название
Ацтеки известны нам всем именно под этим названием, но на самом деле они никогда себя так не называли. Западные народы, придумавшие название «Ацтеки», скорее всего, взяли его от названия Ацтлан (Aztlan) – мифическая местность на севере Мексики, в которой якобы жили предки ацтеков в 12-ом веке. Однако сами ацтеки называли себя Мешика (Mexica), откуда затем и произошло название страны Мексика.
6. Продвинутая система документации
У ацтеков был свой язык под названием наутль (N’ahuatl), алфавитом которого служила разновидность пиктографического письма. Знание о том, как записывать информацию, было известно только среди священников и специально обученных писарей. Записи делались на бумаге, изготовленной из коры деревьев либо шкуры оленей. Писали обычно при помощи угольков, после чего записям придавался различный цвет при помощи сока овощей и других материалов.
Ацтеки вели налоговую документацию, исторические документы, сохраняли информацию о религиозных жертвоприношениях и других церемониях в письменном виде и даже писали поэзию. Иногда они собирали записи в импровизированные книги, которые они называли кодексами.
5. Обычаи захоронения
Мы все знаем истории о том, что происходит, когда что-то строится на бывшем месте захоронения индейцев, но ацтеки не волновались, когда им приходилось строить что-то на могилах своих предков. Более того, ацтеки довольно часто хоронили своих предков или прямо под своим домом или, по крайней мере, рядом с ним.
Если усопший ацтек принадлежал высшим слоям общества, его обычно кремировали. Ацтеки считали, что кремация поможет изменить душу погибшего воина или правителя и таким образом они быстрее попадут в их версию раю. Иногда ацтеки убивали пса и хоронили или кремировали его с человеком, чтобы он помогал в путешествии по загробному миру.
4. Продажа детей
Продажа своих детей бедными ацтеками не считалось чем-то необычным в их обществе. Причём всё не ограничивалось детьми, бедняки иногда продавали в рабство и себя. Во многих случаях, когда кто-то становился банкротом и не видел другого выхода, продажа детей в рабство приносила им некоторый доход, и если ребёнок хорошо и много работал, они могли в итоге выкупить себя из рабства. Некоторые оставались рабами большую часть своей жизни, что неудивительно, так как быть рабом в обществе ацтеков было не так уж плохо. Рабы могли жениться, заводить детей и даже обладать своим участком земли.
3. Полигамия
Ацтекским мужчинам было разрешено заключать брак с несколькими жёнами, однако существовало несколько строгих правил, связанных с подобными отношениями. Первая жена, на которой женился мужчина, считалась его «основной» женой и была единственной, с которой он проводил свадебную церемонию. Остальные жёны были «второстепенными», но их официально признавали в документах.
Хотя первая жена считалась самой важной, мужчина должен был с одинаковым уважением относиться ко всем своим жёнам. Мужчина считался главой семьи, но женщины всё же обладали достаточным влиянием в отношениях и к ним хорошо относились в ацтекском обществе. Дополнительные жёны вносили вклад в богатство семьи и считались признаком высокого положения в обществе, что позволяло им быть высокоуважаемыми в обществе. Разводы были позволены в некоторых случаях, но измена любой из сторон брака наказывалась смертной казнью.
2. Рабство
Рабство в обществе ацтеков отличалось от европейской системы и действовало согласно другим правилам. Дети рабов не попадали автоматически в рабство, и рабам разрешалось обладать чем-либо – даже своими рабами. Если раб попадал в храм – их освобождали, также их освобождали, если им удавалось убежать от своего хозяина и наступить на человеческие экскременты. Если раб пытался убежать – гнаться за ним мог только его хозяин или его родственники. Рабы могли даже выкупить свою свободу. Система рабства ацтеков была уникальна и более похожа на договорную зависимость, чем на современное представление о рабстве.
1. Человеческое жертвоприношение
Хотя самая распространённая теория об ацтекских жертвоприношениях гласит, что они просто проводили ритуалы, посвящённые языческим богам, антрополог Майкл Харнер (Michael Harner) считает по-другому. Согласно оценкам Харнера, ацтеки приносили в жертву ежегодно около 20000 человек. Людей, которых приносили в жертву, в ходе ритуала зачастую съедали. Харнер предположил, что каннибализм, замаскированный под жертвоприношение, был обусловлен тем, что в диете ацтеков присутствовало недостаточное количество мяса. То, что ацтеки ели друг друга из-за белкового голодания, конечно, не доказано, но признаки существования каннибализма сложно не заметить.
Ацтеки обычно представляются нам как суровые воины, которые постоянно захватывали чужие территории и практиковали жестокие ритуалы с человеческими жертвоприношениями. Тем не менее, культура ацтеков оставила человечеству интересные разработки в области сельского хозяйства и прикладного искусства. Некоторыми из них мы пользуемся и сейчас.
На языке ацтеков («науатль») до сих пор говорят около миллиона человек. Кошениль, «плавающие сады» и многие рецепты с использованием целебных растений также являются наследием ацтеков. Что касается жестоких и странных обычаев, принятых в ацтекском обществе, их можно понять только в контексте истории.
Войны, которые вели ацтеки, в некотором отношении были необходимы. Предки ацтеков («чичимеки») начали селиться в южной части Мексики в начале 12 века. Когда они прибыли в долину Мехико, там уже существовало несколько городов-государств. В течение более полувека племена чичимеков избегали других народов и обосновались на острове посреди озера Тескоко. Именно там, как гласит легенда, они увидели орла, сидящего на кактусе — знак, который обещал им покровительство Бога Уицилопочтли. В 1325 г н.э. ацтеки создали свой город Теночтитлан (современный Мехико) и начали войну с целью захвата соседних земель. В 1430 году был заключен союз с двумя крупными населенными пунктами. Это стало рождением империи ацтеков, которая процветала почти 100 лет вплоть до прибытия Кортеса.
Европейцы, знакомясь с культурой и бытом ацтеков, были удивлены, насколько развитой оказалась система управления и образования в государстве. Большой интерес также вызвали методы ведения сельского хозяйства.
1. Плавающие сады.
Земли, которые получили ацтеки, были не слишком пригодны для выращивания огородных культур, а на острове практически не было хорошей почвы. Это не помешало ацтекам производить достаточное количество пищи. Одним из самых интересных изобретений стали «плавающие сады» (чинампас). На озере делали платформы из камыша и веток (размером примерно 27×2 м). Эти «островки» заполняли грязью и компостом, а вокруг высаживали ивы, чтобы закрепить плавающий участок. В качестве удобрения использовали человеческий навоз, сохраняя тем самым чистоту в городе и обеспечивая подкормку растениям.
Благодаря такой технологии, ацтеки могли накормить все население, причем жителям только одного Теночтитлана требовалось до 40 тысяч тонн кукурузы в год. Наряду с кукурузой выращивали бобы, тыкву и держали домашних животных (индюков).
2. Всеобщее образование.
У ацтеков существовал строгий закон, обязывающий получить образование. Учеба начиналась дома: девочкам показывали, как вести хозяйство, мальчики осваивали профессии своих отцов. Воспитание было очень суровым. Малолетним детям давали мало еды, чтобы они могли научиться подавлять аппетит. Мальчикам приходилось труднее всего: их подвергали воздействию экстремальных температур, чтобы развить стойкость и «каменное сердце воина». Наказание за непослушание было еще более жестоким: в возрасте 9 лет мальчиков могли побить кактусами с шипами; в возрасте 10 лет заставляли вдыхать дым от горящего чили; в 12-летнем возрасте связывали и оставляли лежать на холодном мокром коврике. Девочек, если они плохо работали, били палкой.
В возрасте 12-15 лет все дети шли в школу «cuicacalli» (дом песни), где их учили обрядовым песнопениям и религии своего народа. Путь до школы проходил под надзором старейшины, чтобы никто не прогуливал.
Начиная с 15-летнего возраста, девочки больше не посещали школу, а мальчики из семей простолюдинов ходили в «telpochcalli» (военное училище), где оставались на ночь. Богатых подростков отправляли в другие школы, которые назывались «calmécac». Там, помимо военной подготовки, их обучали архитектуре, математике, живописи и истории. Все священники и чиновники были выпускниками этой школы.
3. Спортивные игры.
Игра «ollama» или «tlachtli» (по названию поля) отчасти похожа на баскетбол и на футбол. Вокруг поля возводили стены, которые были в 3 раза выше роста мужчин. В верхней части стены прикрепляли каменные кольца, в которые надо было попасть резиновым мячом, используя бедра, колени или локти.
В игре могли участвовать только знатные люди, и в случае победы команде разрешалось попытаться ограбить присутствующих. Иногда на поле совершались человеческие жертвоприношения.
Зрители часто делали ставки на ту или иную команду, несмотря на то, что детям с самого раннего возраста запрещали это делать. Проигравший иногда вынужден был продаваться в рабство, так как не мог заплатить долг.
«Ollama» — не единственный опасный вид спорта, в который играли ацтеки. Так, например, в деревне устанавливали большой столб с веревками, привязанными наверху. Мужчины надевали на себя «крылья», обматывали веревкой талию и прыгали вниз. Платформа, расположенная сверху, начинала вращаться, и люди должны были совершить 13 оборотов до приземления. Испанцы называли это «Volador».
4. Народная медицина.
Врачей в ацтекском обществе называли «tictil». Они лечили с помощью растительных отваров, экстрактов и разных магических средств. В ацтекских рукописях записано 1550 рецептов и характеристики 180 лекарственных трав и деревьев.
Рецепт «от боли и жара в сердце» включал такие ингредиенты, как золото, бирюза, красный коралл и сгоревшее сердце оленя. Головные боли лечили, делая разрез на черепе лезвием из обсидиана.
В качестве дезинфицирующего средства широко применялся сок агавы, а для облегчения сильной боли – растение «chicalote». Сок агавы до сих пор используется против пищевых отравлений и золотистого стафилококка.
Испанцы обнаружили у ацтеков «пассифлору» — ползучую лозу, которая напомнила им терновый венец Христа. Ацтеки использовали это растение как успокаивающее средство. Оно получило распространение и в Европе.
Алкоголь на всей территории империи был запрещен. Его могли пить только старики, достигшие 70-летнего возраста. Состоятельные ацтеки употребляли горячий шоколад «cacahuatl», рецепт которого унаследовали от индейцев майя.
5. Кошениль.
До испанского завоевания ацтеков европейцы получали красный оттенок с помощью растительного экстракта под названием «безумный красный». Он был бледнее, чем тот, что делали ацтеки. Их секретный ингредиент — крошечный жук «кошениль», который обитает на кактусах «опунция». Четверть тела жука состоит из карминовой кислоты. Чтобы получить 450 г экстракта, требуется 70000 насекомых. Испанцы более 300 лет вывозили кошениль в Европу, пока в конце 19 века не был изобретен синтетический заменитель. Сейчас кошениль используют в производстве некоторых продуктов питания.
Умелое ведение сельского хозяйства, спортивные игры, медицина, система воспитания и даже «боевая раскраска» — все было направлено на то, чтобы всячески укрепить дух и тело воина. Некоторые достижения ацтеков оказались настолько полезными, что «перекочевали» в Европу и используются до сих пор.
Введение
В ацтекском мире существовала особая группа интеллектуалов, создавших утонченные метафоры, поэмы и хранивших древние традиции. Они назывались "знатоками вещей" - тламатинами.
Достижение тламатинов состояло в том, что они смогли противопоставить жестокому воинскому, мистико-военному способу служения богам свой собственный путь: постижение сокровенной части небес через создание возвышенных поэм и эстетических работ.
Тламатинами могли быть и живописцы, скульпторы, создающие образы, и философ, поднимающийся духом к небесной вершине, и музыканты, слышащие мелодии небесных сфер, и астрологи, знающие пути богов, - все те, кто ищет истину во Вселенной.
Среди тламатинов особо выделялись Ашайа Кацин-Ицкоатль (1468-1481) - шестой правитель Теночтитлана и Монтесумо Л Шокойцин (тлакатекутли времен Конкисты).
Ацтеки создали зрелую литературу. Главную роль в литературе ацтеков играла проза. Она религиозна, в ней слабо выражена индивидуальная психология автора, практически отсутствует любовная тема.
Наиболее распространенным из жанров была историческая проза: записи о странствиях мифических предков, встречах и перечисление пройденных мест, в которых реальность переплеталась с мифами. Большой популярностью пользовались эпические произведения: эпос о происхождении индейцев, мировых эрах, потопах и о Кетцалькоатле.
Разновидностью прозы были дидактические трактаты. Они представляли собой назидания старцев и обобщали опыт ацтеков в самых различных областях жизни. В этих текстах сильны нравственные критерии и стремление укрепить моральные принципы.
Настоящей жемчужиной поэзии был философский жанр. Его основной мотив - кратковременность человеческой жизни. Самая яркая звезда ацтекской поэзии, образец правителя, человека, законодателя и философа - Постящийся Койот (Незаукойотль, 1418-1472). Речь ацтеков была цветиста и элегантна, а язык - красноречив, метафоричен и богат риторическими приемами.
Существовало особое понятие - "древнее слово". Оно представляло собой своеобразное клише, образец для выступлений, специально запоминалось и приурочивалось к определенным случаям, праздникам. Назначение "древних слов" состояло в наставлении ацтеков в вопросах поведения, обучения и повседневного быта. По знанию правильного ответа на них можно было определить принадлежность человека к определенному социальному слою.
"Древние слова" записывались особым письмом (сочетание пиктографических и иероглифических элементов) на выделанной оленьей коже или на бумаге, изготовленной из агавы. Листья подклеивались друг к другу, и получались книги-"раскладушки".
Существовало два типа общественных школ с целостностью педагогической системы. Они имели массовый обязательный характер: все достигшие возраста 15 лет должны были поступать в то или иное учебное заведение в зависимости от наклонностей или обета, который давали при его рождении.
Первый тип назывался Телпочкалли. Здесь учили сражаться и трудиться. Главные предметы - воинское дело, сооружение каналов, плотин и укреплений.
Второй тип школы - Калмекак - существовал при святилищах и давал более высокий уровень образования, в них больше внимания уделялось интеллектуальному развитию. Юношам давали глубокие знания по математике, летосчислению, астрономии и астрологии. Их учили риторике, стихосложению, законодательству и истории. Учащимся прививали двойной характер мышления: строгий математический склад ума и тонкое чувственное восприятие мира. Юноши и девушки воспитывались по отдельности и с большой строгостью. Целью образования и воспитания было дать им мудрый ум, твердое сердце. Это был ацтекский идеал человека, который в поступках ориентировался на свою душу. Учащиеся Калмекака обычно пополняли слой священнослужителей.
Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение шедевров искусства ацтеков.
Тематика сущности и особенностей слабо изучена отечественными, поэтому актуальным является посвятить работу систематизации, накоплении и закреплении знаний о шедеврах искусства ацтеков.
В связи с этим целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о шедеврах искусства ацтеков.