I
В один из последних годов правления императора Тиверия случилось, что бедный виноградарь с женой поселились в одинокой хижине на высотах Сабинских гор. Они были чужестранцами и жили в полном уединении, и никто не посещал их. Но однажды утром, когда виноградарь открыл дверь своей бедной хижины, он увидел, к своему большому удивлению, сидящую на её пороге старую, сгорбленную женщину. Она была закутана в ветхий серый плащ и казалась на вид совсем нищей. И, однако, когда она поднялась ему навстречу, в осанке её было столько горделивого достоинства, что виноградарю невольно вспомнились рассказы о том, как богини иногда принимают образ старой женщины, чтобы не узнанными посетить жилища человека.
– Друг мой, – сказала она. – Не удивляйся тому, что я проспала сегодняшнюю ночь на пороге твоей хижины. В этой именно хижине когда-то жили мои родители, здесь почти девяносто лет тому назад родилась я. Я думала, что она пуста и необитаема, я не рассчитывала найти в ней людей.
– Меня нисколько не удивляет, что ты думала найти эту хижину заброшенной и давно покинутой, она стоит так высоко среди этих обнажённых скал, – ответил хозяин хижины. – Но мы с женой прибыли из далёкой страны, мы – чужестранцы, и не могли найти более удобного жилья. Но как могла ты, несмотря на свой преклонный возраст, совершить такой утомительный путь. Ты, конечно, голодна, томишься жаждой и устала, для тебя лучше, что в этой хижине оказались люди, а не дикие волки Сабинских гор. Ты найдёшь у нас ложе, где можешь отдохнуть, кружку козьего молока и ломоть хлеба, которые ты, надеюсь, не откажешься принять.
Едва заметная усмешка пробежала по лицу старухи, но была так мимолётна, что не успела даже рассеять выражения глубокой скорби, которое отражалось на её всё ещё красивом лице.
– Я провела всю свою молодость на этих пустынных горах, – сказала она. – Я ещё не забыла искусства, как выгнать дикого волка из его логовища.
И она казалась ещё такой сильной и крепкой, что виноградарь нисколько не усомнился в том, что она, несмотря на свои годы, обладает достаточной силой, чтобы справиться с хищным лесным зверем.
Виноградарь повторил своё приглашены, и старуха вошла в хижину. Она присела к столу, за которым ели эти бедные люди, и без колебания разделила с ними скромную трапезу. Но, несмотря на то, что она казалась вполне довольной и удовлетворенной куском простого хлеба, размоченным в молоке, и мужу и жене все время казалось, что она привыкла к совершенно иной пище.
«Откуда могла появится такая странная путешественница? – Спрашивали они себя, глядя на гостью. – Она, вероятно, гораздо чаще едала фазанов на серебряных блюдах, чем пила молоко из глиняных чашек».
Иногда старуха поднимала голову и осматривалась кругом, как будто стараясь припомнить, какой была хижина раньше. За долгие годы убогая хижина мало изменилась; всё те же глиняные стены, земляной пол; старуха даже показала своим хозяевам сохранившиеся ещё со времени её детства на одной из стен незатейливые изображения собак и оленей: это её отец забавлял рисунками своих малых детей. А на высокой полке, под самым потолком, старуха нашла черепки глиняного кувшина, в котором она девочкой носила молоко.
Но муж и жена, несмотря на слова старухи, продолжали думать про неё, как и раньше:
«Может быть, она, действительно, родилась и провела детство в этой хижине, – думали они, – но потом в её жизни случилось что-то совсем другое, и она занималась всю жизнь не тем, что доила коз и приготовляла сыр».
Они замечали также, что старуха часто уносилась мыслями куда-то далеко и так углублялась в них, что не замечала своего долгого молчания, а, когда приходила в себя, тяжко вздыхала и становилась ещё печальнее.
Наконец она встала из-за стола, ласково поблагодарила за гостеприимство и направилась к двери.
Но когда старуха подошла к порогу, она показалась виноградарю такой одинокой, жалкой и беспомощной, что он снова окликнул ее:
– Мне кажется, – сказал он, – что ты шла сюда не с тем, чтобы так скоро снова уйти. Если ты, действительно, так бедна и одинока, как кажешься, ты, наверное, хотела прожить в этой хижине весь остаток твоих дней. Ты уходишь потому, что мы с женой живем здесь?..
Старуха не стала отрицать, что он верно угадал.
– Эта хижина так долго была необитаема, что ты имел полное право завладеть ею, однако, – ответила старуха, – она принадлежит тебе столько же, сколько, и мне. Я не имею никаких оснований считать её своей и гнать тебя.
– Но эта хижина принадлежала твоим родителям, – возразил виноградарь. – Ты имеешь на неё гораздо больше прав, чем я. К тому же ты стара, а мы молоды. По справедливости, ты должна оставаться тут, а мы уйдём и поищем себе другого жилья.
Когда старуха услышала эти слова, – она была глубоко поражена. Она отступила от порога, подошла к виноградарю и стала внимательно вглядываться в его лицо, как будто не могла понять смысла его слов.
Но тут вступила в разговор молодая жена.
– Если бы я могла высказать свое мнение, я сказала бы, – начала она, – что надо спросить эту старую женщину: не хочет ли она смотреть на нас, как на своих детей, позволить нам остаться у неё и заботиться о ней. Какая польза была бы ей от того, что мы возвратили бы ей эту хижину, а сами ушли? Ей, одинокой, было бы страшно в этой горной пустыне. И как добывала бы она себе пропитание? Мы поступили бы с ней в этом случае так, как будто обрекали на голодную смерть!
Старуха в изумлении смотрела на мужа и жену и слушала их слова:
– Почему вы так говорите? Кто научил вас таким мыслям? Ведь я вам совершенно чужая! Почему оказываете вы мне такое милосердие?
Тогда ответила ей жена:
– Потому, что мы сами встретили в жизни Великое Милосердие!
По разным источникам, версия возникновения изображения возникла в период от XIII до XV в. в среде францисканских монахов. Благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение латинского выражения vera icon (истинный образ).
В западной иконографии отличительная особенность изображений Плата Вероники - терновый венец на голове Спасителя.
В честь Плата Вероники в своё время называлось ныне отменённое созвездие.
Сохранились реликвии, подлинность которых церковь считает возможной.
1. Одна из реликвий, именуемых «плат Вероники» хранится в соборе Святого Петра в Риме . Это тонкая ткань, в которой на просвет видно изображение Лика Иисуса Христа. Ватикан называет Плат Вероники самой ценной реликвией христианства, которая хранится в базилике Святого Петра. В 1628 году Папа Урбан VIII издал запрет на публичный показ плата, и с тех пор плат Вероники вынимается из колонны на всеобщее обозрение единственный раз в году - в пятую воскресную вечерю Великого Поста, - но время показа ограничено, и она показывается с высокой лоджии Столпа Святой Вероники. Приблизиться к реликвии разрешается лишь каноникам базилики Святого Петра.
2. Другая реликвия - плат из Манопелло, хранится в кафедральном соборе маленькой деревни в провинции Абруццо . Немецкий священник-иезуит, преподаватель искусства Григорианского университета в Риме Франк Генрих Фейфер, изучая плат, пришел к выводу, что он обладает необычными, можно сказать, сверхъестественными свойствами. Вуаль представляет собой небольшой кусок ткани размером 6,7 на 9,4 дюйма (примерно 17 на 24 см). Она почти прозрачная, красновато-коричневого цвета, на ней запечатлено лицо бородатого мужчины, никаких следов краски на ней нет. В зависимости от наклона лучей солнца, лицо то пропадает, то появляется, что в средние века само по себе считалось чудом. Кроме того, изображение есть с обеих сторон - то и другое абсолютно идентичны друг другу. Реликвия представляет собой смесь диапозитива и голограммы. На ней читается лицо человека средиземноморской наружности с разбитым лицом и сломанным носом. Такие детали, как тонкая борода и выщипанные брови, выглядят почти как фотография или, по крайней мере, негатив. При тусклом освещении изображение теряет цвет, отпечатки становятся темнее и черты лица Христа выглядят такими, как у покойника. Если повернуть изображение против дневного света, оно исчезает, а когда за ним наблюдаешь со стороны алтаря, выражение глаз на лице Иисуса меняется, и он как будто смотрит вбок. Вуаль сделана из виссона . Многие исследователи склоняются к мнению, что именно этот плат является подлинным, в силу необыкновенного качества изображения, схожего лишь с Туринской плащаницей .
3. Ещё одна реликвия, - прямоугольный кусок полотна из льняного батиста . На полотне сохранились пятна крови, и запечатлены (иконописно) черты Святого Лика Иисуса Христа. Плат хранится в испанском городе Аликанте в монастыре Святого Лика (El Monasterio de Santa Verónica/ de Santa Faz), который находится в 5 км от города, у шоссе, в сторону Валенсии. Монастырь был построен в 1766 году. Здесь же находится крепостная башня XVI века. Каждый год в мае, более 50 000 паломников с посохами, украшенными веточками розмарина , приходят в монастырь на праздник Святого Лика (Santa Faz) воздать почести полотну со Святым Ликом Иисуса Христа, привезённым в 1489 г. в Аликанте из Рима.
Подобные изображения
В канонических Евангелиях прямо не описано появление ни одного из изображений. В неканонических источниках, кроме плата Святой Вероники, названы ещё два нерукотворных образа Иисуса Христа:
Лик из Эдессы (Спас Мокрая Брада, Спас Нерукотворный)
Согласно сирийским источникам IV века, нерукотворный образ Христа, позднее называемый Мандилион, был запечатлён для царя Эдессы (Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция) Авгаря V Уккамы посланным им художником; Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Характерными особенностями Лика из Эдессы является то, что Иисус Христос вытирал полотенцем мокрое после умывания лицо, поэтому Его волосы и борода были мокрыми и разделены на три пряди: две пряди мокрых волос и одна прядь мокрой бороды. Лик из Эдессы называют также Спас Мокрая Брада.
Таким образом, согласно преданию, «Мандилион» стал первой в истории иконой. Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. В период иконоборчества на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин , а в 787 году Седьмой Вселенский собор привёл его как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания . 29 августа 944 года образ выкуплен у Эдессы императором
Среди таинственных явлений, окружающих нас, особое место занимают изображения, которые называют нерукотворными . Над их загадками ученые ломают головы на протяжении многих лет - ведь проведенные исследования однозначно указывают, что данные картины не могли быть созданы людьми. Материалы, из которых они изготовлены, веками хранятся без повреждений, а использованных для рисунков красителей просто не существует в природе.
Анализ был неточным
Самое известное из подобных нерукотворных изображений - Туринская плащаница . Согласно библейской легенде, в этот кусок полотна размером примерно 4,4x1,1 метра завернули тело Иисуса, снятое с креста. На полотне осталось двойное изображение: на одной половине образ мужчины со сложенными впереди руками, на другой - рисунок того же тела со спины.
На плащанице хорошо различаются детали: борода, волосы, губы, пальцы. Также полотно сохранило следы крови от ран, их расположение в точности соответствует тому, что описано в библейских текстах, из-за чего плащаницу иногда называют пятым Евангелием.
В настоящее время реликвия хранится в туринском соборе Иоанна Крестителя. Она заперта в массивном сундуке на три замка, ключи от которых хранятся у разных священнослужителей, и доступ к реликвии может быть осуществлен только по их общему согласию.
При этом Римско-католическая церковь официально не признает подлинность реликвии. Более того - проведенный в 1988 году радиоуглеродный анализ показал, что ткань была создана примерно в XIII веке. Да и само появление плащаницы в соборе окутано тайной: по одной версии, ее привез некий рыцарь-крестоносец, по другой - что она когда-то хранилась в Константинополе и попала в Турин через Францию.
Изучением Туринской плащаницы и других нерукотворных изображений занимается отдельная наука, названная синдологией (от древнегреческого «синдон» - «тонкое полотно»). В 2005 году телеканал Discovery показал интервью с американским химиком Раймондом Роджерсом, который принимал участие в исследованиях 1988 года.
Роджерс предположил, что образцы для радиоуглеродного анализа были взяты не с основной ткани, а с заплат, наложенных во время одной из починок плащаницы, и ее датировка вполне может относиться ко времени распятия Христа,
Один из трех
Сразу несколько нерукотворных изображений отражают библейский сюжет о Веронике - благочестивой женщине, которая, когда Иисус нес крест на Голгофу, дала ему напиться и вытерла его лицо своим платком, после чего на ткани остался облик Христа.
Тип изображения Христа, представляющего Его лик на платке, принято называть Спас Нерукотворный.
В настоящее время святая Вероника является покровительницей фотографов, а в мире существуют три реликвии, которые называют «плат Вероники» или «вуаль Вероники» - и каждая из которых, по мнению церковников, может быть подлинной.
Один плат Вероники хранится в римском соборе Святого Петра. На тонкой ткани хорошо видно лицо Иисуса - как и изображение на плащанице, оно каким-то образом нанесено без помощи красок. Правда, в настоящее время рассмотреть его обычному человеку не представляется возможным: еще в 1628 году папа римский Урбан VIII разрешил публичный показ плата только один раз в году - в пятую воскресную вечерю Великого поста, когда его демонстрируют с высокой лоджии Столпа Святой Вероники, а приблизиться к нему позволено только служителям собора.
Показ плата Св. Вероники в соборе Святого Петра
Вторая реликвия, которую чаще называют «вуаль Вероники», хранится в монастыре небольшого итальянского города Манопелло. В начале XXI века немецкий священник, преподаватель Грегорианского университета в Риме, Франк Генрих Фейфер опубликовал результаты своих исследований этой вуали.
Она представляет собой кусок прозрачной ткани размером примерно 17x24 сантиметра, где запечатлено мужское лицо с бородой, которое, в зависимости от того, под каким углом падают солнечные лучи, то появляется, то исчезает.
Изображение имеет необыкновенное сходство с образом на Туринской плащанице, при этом никаких следов красителей Фейферу обнаружить не удалось.
Третьей реликвией является прямоугольный кусок полотна из льняного батиста с пятнами крови и ликом Иисуса, он хранится в монастыре Святого Лика испанского города Аликанте.
Известный ученый-синдолог Ян Вильсон, изучая эти изображения, пришел к выводу, что подлинный плат Вероники хранится в Манопелло, а ткани из Рима и Аликанте - более поздние копии реликвии, созданные в X или XI веках.
Дева Мария со смуглым лицом
В Латинской Америке наиболее почитаемой святыней является нерукотворный образ Девы Марии Гваделупской.
По легенде, Богоматерь в образе смуглолицей женщины четыре раза являлась 17-летнему мексиканскому крестьянину Хуану Диего Куаухтлатоатцину в декабре 1531 года. Она попросила юношу, чтобы на холме Тепейак, где проходили их встречи, построили церковь. Хуан Диего передал эти слова местному епископу Хуану де Сумарраге - но тот не поверил крестьянину, сказав, что Богородица должна подтвердить свои слова каким-нибудь знамением.
Юноша снова пришел на холм и передал Деве Марии мнение епископа. Богородица сделала так, что на бесплодной скале холма в разгар зимы расцвели розы. Хуан Диего завернул цветы в свой плащ и отнес епископу. Плащ развернули в присутствии большого числа людей, розы упали на землю - и все увидели, что на ткани запечатлелся образ смуглой Богоматери, которую стали называть Девой Марией Гваделупской.
В настоящее время храм Девы Марии Гваделупской посещают миллионы паломников со всего света - а результаты исследований нерукотворного изображения ставят ученых в тупик.
В 1947 году этот образ Богоматери исследовал немецкий ученый, нобелевский лауреат в области химии Рихард Кун. Он пришел к выводу, что изображение не было создано человеком: на полотне отсутствуют следы любых пигментов, и каждый оттенок образа является химическим соединением с тканью.
В 1976 году мексиканские исследователи Роберто Паласиос и Эрнесто Пальярес определили, что полотно плаща было соткано из волокон кактуса айяте.
Такой материал обычно хранится не более 30 лет. Но возраст плаща составляет уже почти половину тысячелетия - и при этом его ткань не гниет и не портится. На ней нет бактерий, и к ней не прилипает пыль. Как можно объяснить такое, ученые просто не знают.
Более того - изображение Богородицы имеет живые глаза! Исследователи выяснили, что зрачки нерукотворного изображения реагируют на свет, расширяясь или сужаясь.
В 1929 году фотограф Альфонсо Марке обнаружил в правом глазу изображения Девы Марии образ бородатого мужчины. Современные ученые, создав компьютерное изображение глаз Богородицы, увеличенных в 2,5 тысячи раз, определили, что в обоих глазах Девы Марии есть образы мужчин.
По сохранившимся портретам было установлено, что одним из них является индеец Хуан Диего Куаухглатоатцин, а другим - епископ Хуан де Сумаррага. При этом деформация образов полностью соответствует преломлениям роговицы живого глаза!
Уже в наше время исследованием нерукотворного изображения Девы Марии Гваделупской занимались специалисты НАСА. Они установили, что полотно плаща имеет постоянную температуру живого тела - 36,6 градуса по шкале Цельсия. Но и это еще не все: выяснилось, что ткань пульсирует! Частота составляет 115 ударов в минуту - примерно такой пульс у ребенка в чреве матери.
Портрет на кафельной плитке
Нерукотворные изображения могут быть не только божественными.
В 1971 году в испанской деревне Белмез-де-ла-Мораледа в доме Марии Гомес Перейры на кафельной плитке неожиданно появился мужской портрет.
Отмыть его не удалось, и женщина попросила сына сбить плитку и уложить другую. Но через некоторое время портрет появился вновь. Жители деревни опознали в нем мужчину, давно умершего и похороненного на старом кладбище, на месте которого позже были построены дома, в том числе и жилище Марии.
Специалист по паранормальным явлениям Герман де Аргумоса исследовал плитки с портретами и пришел к выводу, что вещество, которым сделаны рисунки, не похоже ни на какую известную краску. По просьбе хозяйки в доме вскрыли пол - и на глубине нескольких метров обнаружили человеческие останки. После их перезахоронения портреты перестали появляться.
Подобные явления отмечались и в других местах.
В 1897 году в Уэльсе скончался Джон Вогхен, настоятель местного собора Лландафф. Спустя две недели после его погребения на стене собора появились очертание лица покойного и его инициалы J и V. Изображение сохранялось несколько дней, после чего исчезло.
В 1923 году на стене в соборе Христа, расположенном в английском Оксфорде, появился портрет скончавшегося священника Генри Лидделла. Позже начиная с 1926 года рядом с ним можно было увидеть изображения еще нескольких умерших священников, при жизни проводивших службы в этом соборе. Миссис Хьювет Маккензи, тогдашний президент британского Общества физических исследований, в 1931 году исследовала эти портреты и пришла к заключению, что они не могли быть созданы человеком.
Многие исследователи высказывают мнение, что нерукотворные изображения служат доказательством существования иного мира, в котором наша жизнь продолжается после физической смерти и где мысли могут находить материальное воплощение. Но так ли это - ответ пока не найден.
Виктор СВЕТЛАНИН
Уже много лет идут споры вокруг Туринской плащаницы, при этом почему-то забывают, что плащаница - не единственная реликвия, на которой имеется нерукотворный образ.
Другая - это "Плат Вероники" - нерукотворное изображение Иисуса Христа. По преданиям, некая женщина дала Христу платок, когда он нёс крест на Голгофу, чтобы он мог вытереть пот и кровь от терновых игл с лица.
В канонических Евангелиях прямо не описано появление ни одного из трёх изображений.
Существуют неканонические рассказы о трёх нерукотворных изображениях Иисуса Христа:
Лик из Эдессы (Спас Мокрая Брада, Спас Нерукотворный);
Плат Вероники (Вуаль Вероники);
Туринская плащаница.
Её загадка не разгадана до сих пор. Как появился отпечаток, когда он возник - радиоуглеродные анализы дают дату гораздо позднее смерти Христа. Сама Католическая церковь официально не признаёт плащаницу подлинной, хотя хранит её и почитает.
В 1143 году каноник собора св. Петра Бенедикт, описывая праздничную мессу, впервые упомянул святыню, которую в России принято называть “плат Вероники”:
“Затем Папа проследовал к судариуму Христа, который называют Вероникой, и окадил его”.
Самая древняя версия легенды о Веронике, возникшая в VII-VIII веках и вошедшая в короткую латинскую повесть “Смерть Пилата”, говорит, что некоей жительнице Иерусалима Веронике захотелось иметь портрет Иисуса, и Спаситель взял у неё канву для вышивания, прижал к Своему лицу и вернул с изображением. В VII веке была сочинена повесть “Исцеление Тиберия”, в которой Веронику отождествили с “кровоточивой” из евангельского рассказа, - может быть, потому, что евангелист упоминает прикосновение этой женщины к одежде Христа. Автор заставил Веронику отправиться в Рим и там чудесной тканью исцелить от проказы императора Тиберия. Но постепенно утвердилась другая версия: во время следования Иисуса с крестом по улицам Иерусалима, некая Вероника услышала шум, вышла из любопытства, сжалилась над Страдальцем и дала ему напиться, протянула платок отереть пот. Спаситель вернул ей платок со словами: “Благословенна ты, смелая женщина”. На этом платке и остался запечатленным Нерукотворный Образ.
На Западе с XVI века сложилась традиция делить Крестный Путь Христа на 14 эпизодов (остановок, “станций”) - эпизод с Вероникой стал шестым, поводом для молитвы и созерцания. Заодно совершенно забыли, что имя “Вероника” - весьма древнее, происходит от названия растения, и стали его истолковывать как слово, образованное от латинского выражения “верум иконум” - “истинный образ”: как будто Веронику после происшествия с “платом” переименовали в его честь.
В 1207 папа Иннокентий III установил ежегодную процессию с платом от собора св. Петра до госпиталя Святого Духа. “Плат Вероники” торжественно выставлялся в юбилеи (праздничные года, объявлявшиеся папами) 1300 и 1350 годов. А потом он как-то стушевался, и, возможно, это связано с тем, что в конце XIV века в Риме стало известно о существовании подлинной Плащаницы; закрались сомнения. В 1527 году, когда Карл V разграбил Рим, ходили слухи, что пьяные солдаты торговали этой святыней в кабаке.
Сторонники подлинности Туринской плащаницы полагают, что "Судариум Вероники" - подлинный, что он хранится в Ватикане, а не показывается... Чтобы не возбуждать страсти, видимо...
Характерными особенностями Лика из Эдессы являются: то, что Иисус Христос вытирал полотенцем мокрое после умывания лицо, поэтому Его волосы и борода были мокрыми и разделены на три пряди: две пряди мокрых волос и одна прядь мокрой бороды, поэтому Лик из Эдессы называют также Спас Мокрая Брада. Полотенце было из плотной ткани. Ни проколов от терновых иголок, ни кровоподтёков на этом изображении нет и не могло быть. Оригинал утрачен, сохранились только копии.
Изучать Святой Лик начали достаточно давно, можно вспомнить, в частности, А. Калканьино (начало XVII века). Первые действительно научные исследования были проведены по пожеланию Кардинала Сирии в 1968 году профессором Колет Дуфо из Университета Генуи при технической поддержке профессора Пико Челлини (Рим) с использованием радиографии и томографии.
Под слоем темперы обнаружилась льняная ткань, закрепленная на основе из кедра, четко просматриваются края ткани. Возможно, это тот самый лён, на котором Христос, согласно преданию, запечатлел Свой Лик. Со временем понадобилось ретуширование, чтобы лучше выявить черты, стёршиеся с течением времени.
Исследования позволили отделить изначальные черты лица от последующих реставрационных дополнений. Кроме этого, Пико Челлини удалось установить соответствие между Ликом из Генуи и Туринской Плащаницей.
Изначальная кедровая основа хранит следы прежнего украшения вокруг Лика Христа: это был ряд мелких жемчужин, от которых ещё остаются отверстия. Во время исследований был выявлен ещё один бесценный элемент – фрагменты древних персидских (эпохи Сасанидов) и арабских (эпохи Фатимидов) тканей. Речь идет о так называемых «Брандомах» – «реликвиях через контакт», в эти ткани, видимо, и был завернут Лик. В XV веке в Генуе была приклеена и другая бесценная ткань – лигурийская с изображением гранатов серебряными нитями.
По сей день реликвия находится в церкви Святого Варфоломея Армянского, основанной в 1308 году двумя монахами-базиликанцами с Чёрной Горы (знаменитая гора Сев Лер) в Киликийской Армении. И монахи-базиликанцы (их еще называли варфоломитами), и армянские колонии в Генуе были тесно связаны с культом Святого Варфоломея, до сих пор существуют шесть церквей, посвящённых этому апостолу-мученику, одному из двух апостолов, которые благовествовали Веру Христову в Армении.
Образ Спасителя на стене Храма Гроба Господня отличен от канонического "Спаса нерукотворного". Христос изображен в терновом венце с закрытыми глазами. Этот образ называют "Плат Вероники".
Согласно этому преданию, праведная Вероника, прикоснувшись к краю ризы Спасителя, получила исцеление. Это событие описано в Евангелие от Матфея, глава 9 (20-22). Считается также, что жизнеописание этой святой тесно связано с историей обретения Нерукотворного образа. Когда Христа вели на Голгофу, Вероника вытерла платом залитое потом и кровью лицо Иисуса, и оно отобразилось на материи. Существует и другая версия этого сказания, согласно этому Вероника была ученицей Спасителя, однако она не могла всё время сопровождать его, тогда решила заказать живописцу портрет Спасителя. Но по дороге к художнику она встретила Спасителя, который и запечатлел чудесным образом свой лик на её плате. Плат Вероники был наделен силой исцеления. С его помощью был излечен Римский император Тиберий.
Вуаль Вероники была из сетчатой ткани. Так как Иисус Христос нёс свой крест на Голгофу после того, как на его голову одели терновый венец, то многие художники изображают на Вуали Вероники лик Иисуса Христа с терновым венцом на голове и с кровоподтёками от проколов терновыми иглами.
На Туринской плащанице тернового венца уже нет, так как его уже сняли, но остались проколы от терновых иголок и кровоподтёки.
Известны два "Плата Вероники" - в соборе Святого Петра в Ватикане и в церкви в Манопелло, за признание подлинности одного из них идет настоящая война.
Одна реликвия хранится в соборе св. Петра в Риме. На платке на просвет видно изображение лица Иисуса.
Так же, как и на плащанице - изображение было нанесено не краской, и не какими-либо известными органическими материалами.
Ватикан отказывается признать подлинность хранящейся в отдаленном монастыре итальянской деревни Манопелло иконы "Вуаль Вероники". Это и понятно - если вуаль в Манопелло подлинная, это означает, что другая вуаль Вероники, которая хранится в соборе Святого Петра в Ватикане, но которую видели всего несколько человек, подложная...
Римская католическая церковь причислила Веронику к лику святых, хотя нет достоверных сведений о том, что история с вуалью действительно имела место. По крайней мере в Новом Завете об описанном событии нет упоминания.
Интересные факты.
По официальным данным Ватикана Платок Вероники - самая ценная реликвия христианства, до сих пор хранится в Базилике Святого Петра.
В 1628 году Папа Урбан VIII издает запрет, и торжественные демонстрации Вуали верующим прекращаются.
Вуаль Вероники вынимается из колонны на всеобщее обозрение единственный раз в году - в пятую воскресную вечерю Великого Поста, но время показа коротко и, к тому же, она демонстрируется с высокой лоджии Столпа Святой Вероники.
Приблизиться к реликвии разрешается лишь каноникам Базилики Святого Петра.
Дотошный немецкий журналист Паул Бадде, весной 2004 года обратился к кардиналу Франческо Маркизано, генеральному викарию Ватикана и протоиерею Базилики Св. Петра, с просьбой увидеть сокрытую в колонне реликвию.
Отказы кардинал объяснял тем, что "с течением лет изображение слишком поблекло".
Наконец, настойчивость журналиста победила, и для него сделали исключение - позволили войти в хранилище Ватикана, расположенного в Столпе Вероники.
Он пережил глубокое разочарование: льняное полотно не только не произвело на него никакого впечатления, но на нём с трудом можно увидеть, что изображение больше похоже на тёмное пятно.
Бадде подозревает, что в начале семнадцатого века, когда ещё строилась новая Базилика Святого Петра, Вуаль была украдена, а на её место подложена неудачная копия.
Спор о вуали из Монапелл.
«Официальное признание после стольких веков молчания имело бы огромное теологическое и иконографическое значение», – заявил представителям итальянской прессы ещё один сторонник подлинности монастырской иконы, немецкий священник-иезуит, преподаватель искусства Грегорианского университета в Риме Франк Генрих Фейфер.
Изучив вуаль, он пришел к выводу, что она обладает необычными, можно сказать, сверхъестественными свойствами. Вуаль представляет собой небольшой кусок ткани размером 6,7 на 9,4 дюйма (примерно 17 на 24 см).
Она почти прозрачная, красновато-коричневого цвета, на ней запечатлено лицо бородатого мужчины, никаких следов краски на ней нет.
В зависимости от наклона лучей солнца, лицо то пропадает, то появляется, что в средние века само по себе считалось чудом. Кроме того, изображение есть с обеих сторон - то и другое абсолютно идентичны друг другу.
Реликвия потрясает наблюдателя своими свойствами. Она представляет собой смесь диапозитива и голограммы человека средиземноморской наружности с разбитым лицом и сломанным носом. Такие детали, как тонкая борода и выщипанные брови, выглядят почти как фотография или, по крайней мере, негатив.
При тусклом освещении изображение теряет цвет, отпечатки становятся темнее и черты лица Христа выглядят такими, как у покойника.
Если повернуть изображение против дневного света, оно исчезает, а когда за ним наблюдаешь со стороны алтаря, выражение глаз на лице Иисуса меняется, и он как будто смотрит вбок.
Считают, что вуаль сделана из виссона – очень качественного шелка, получаемого из нитей мидий, с помощью которых эти моллюски прикрепляются к скалам.
В древности из виссона ткали одежду для фараонов и самых высокопоставленных иудейских священнослужителей.
Эти нерукотворные изображения стали первыми иконами и дали начало множеству образов, где лик изображается на плате.
Тайны нерукотворных изображений Христа...
О тайном догадывайся по явному.Солон
Сенсацию вызвали в научном мире выводы о том, что кровь на величайших христианских святынях - Туринской плащанице, Тунике Аржантоя и Судариуме Овьедо - принадлежит к одной и той же редчайшей группе. Их научный анализ был проведен в рамках съемок известным французским режиссером Ивом Буассе научно-документального фильма "Можно ли клонировать Христа?".
От высших церковных властей Буассе получил разрешение на анализ пятен крови на указанных святынях. Как считается, в хранящуюся в Турине Плащаницу тело Христа было завернуто сразу же после снятия с креста. Туника, находящаяся в церкви святого Дениса в пригороде Парижа - Аржантой, была на Христе во время Его крестного пути на Голгофу. Судариум из собора Спасителя в испанском городе Овьедо накрывал голову Христа во время положения во гроб.
Все эти святыни содержат многочисленные следы крови. Их анализ показал, что кровь принадлежит редчайшей группе АВ (IV группа крови), а ее носители проживают в основном на территории Палестины, Сирии, Иордании и в некоторых районах Турции.
Группа АВ настолько редкая, что сегодня, например, из всего многомиллиардного населения Земли ее имеют менее 1,5 млн человек. Буассе не исключает, что кровь на всех христианских святынях принадлежала одному и тому же человеку.В канонических Евангелиях прямо не описано появление ни одного из трёх изображений. Существуют неканонические рассказы о трёх нерукотворных изображениях Иисуса Христа:
- Лик из Эдессы (Спас Мокрая Брада, Спас Нерукотворный).
- Плат Вероники (Вуаль Вероники).
- Туринская плащаница.
Первые рассказы об изображениях Иисуса Христа на плащаницах, в данном случае – на полотнах, связаны с легендами о платке Вероники. Эти легенды создавались на протяжении VI-IX столетий. Говорилось, что Иисуса Христа, несущего свой тяжелый крест на Голгофу, сопровождало “великое множество народа и женщин, которые рыдали и плакали о нем” (Луки, 23:27; Иоанна, 19:16-17).
Среди них была некая сердобольная язычница Вероника. Она обратила внимание на то, что Иисус Христос от натуги сильно вспотел, и вытерла ему
пот и кровь от терновых игл с лица своим платком. Спаситель вернул ей платок со словами: “Благословенна ты, смелая женщина”. На этом платке и остался запечатленным Нерукотворный Образ. В результате, на ее платке осталось изображение лица Спасителя.Легенда легендой, но достоверно известно, что в 944 году “Плат Вероники” был впервые выставлен на поклонение верующим в константинопольском храме Святой Софии. В 1204 году богомольные и благочестивые рыцари, захватив Константинополь, успешно прихватизировали “Плат Вероники” и увезли его с собой в Западную Европу.
С тех пор “Плат Вероники” стал реликвией исключительно католической церкви. Оригинал украденного “Плата Вероники” потом был утерян.
Потеряв свою святыню, православная церковь создала новую легенду о чудесном изображении лица Иисуса Христа.Говорят, что в заключение своей прощальной вечери Иисус Христос вытер свое лицо полотенцем, которым он перед этим вытирал ноги апостолов (Иоанна, 13:1-15). После этого действия на полотенце осталось изображение лица Иисуса Христа. Оригинала этого чуда, естественно, в настоящее время нигде нет.
Вместо него в православных храмах есть “достоверные” копии, которые официально называются “Нерукотворным образом Господа нашего Иисуса Христа”.
Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение латинского vera icon (истинный образ).
Характерными особенностями Лика из Эдессы являются: то, что Иисус Христос вытирал полотенцем мокрое после умывания лицо, поэтому Его волосы и борода были мокрыми и разделены на три пряди: две пряди мокрых волос и одна прядь мокрой бороды, поэтому Лик из Эдессы называют также Спас Мокрая Брада.Вуаль Вероники была из сетчатой ткани. Так как Иисус Христос нёс свой крест на Голгофу после того, как на его голову одели терновый венец,
то многие художники изображают на Вуали Вероники лик Иисуса Христа с терновым венцом на голове и с кровоподтёками от проколов терновыми иглами. Оригинал утрачен, сохранились только копии. В средневековой западной иконографии эти два изображения часто путали. Некоторые художники не знали о существовании трёх нерукотворных изображений и, поэтому, рисовали одно вместо другого.Известны, как минимум, два «Плата Вероники»:
1. В соборе Святого Петра в Ватикане. На платке на просвет видно изображение лица Иисуса.
Так же, как и на плащанице-изображение было нанесено не краской и не какими-либо известными органическими материалами. Ученые исследуют эти изображения до сих пор, но тайна пока не разгадана.2. «Лик из Манопелло»
, который также называется «Вуаль Вероники», но на нём нет тернового венца, очевидно, что рисунок рукотворный, в позитиве, пропорции частей лица нарушены (нижнее веко левого глаза сильно отличается от правого и др.), что позволяет сделать вывод, что это список со «Спаса Нерукотворного», присланного Авгарю , а не «Плат Вероники»."...Согласно древнему преданию, когда Иисус после возложения тернового венца и бичевания нес Свой крест на Голгофу, преисполненная сострадания женщина отерла ему лицо своим платком, «на котором запечатлелись черты Его святого лика». На плате отобразился лик Иисуса Христа: «Как будто живой человек смотрит через тонкую ткань. У человека красивые волосы, которые спадают на Его плечи. Глаза открыты и белки глаз выразительной белизны. Взгляд ласковый и губы как будто сложены в легкую улыбку». Так описывает святой плат один из исследователей – отец Генрих Пфайффер.
Если мы обратимся к истории, то узнаем, что святой плат в 574 году оказался в Константинополе и в 626 году при осаде города аварами был на его крепостных стенах. Затем плат исчез из Константинополя и его след обнаружился в Риме. В 1506 году в Манопелло пришел один странник. Подойдя к приходской церкви святителя Николая, таинственный странник нашел в ней священника и положил перед ним сверток со словами: «Береги эту святыню как дар небес, почитай ее, и она будет защитой для тебя и для всей твоей семьи». Восхитившись изображением, которое принес странник, священник отнес ценный дар в свой дом, в котором Нерукотворный образ пребывал 100 лет. Его передавали по наследству, пока, наконец, один из наследников в 1638 году не подарил его храму. Образ, попавший в храм, стал предметом всеобщего почитания, и кто обращался к нему, получал просимое...."
Но сегодня Ватикан отказывается признать подлинность хранящейся в отдаленном монастыре итальянской деревни Манопелло иконы "Вуаль Вероники", на которой, как считают многие, чудесным образом был сделан отпечаток лица Иисуса после Его земной кончины.
Дело в том, что в распоряжении Святого Престола находится собственная реликвия, претендующая на то, чтобы называться вуалью святой Вероники.Согласно церковному учению, святая Вероника вытирала пот с бровей Иисуса, когда Он нес Свой крест на Голгофу. Она стала святой покровительницей фотографии, и ее имя, как принято считать, происходит от сочетания "вера икона", что означает "истинная икона".
При тусклом освещении изображение теряет цвет, отпечатки становятся темнее, и черты лица Христа выглядят такими, как у покойника. Если повернуть изображение против дневного света, оно исчезает, а когда за ним наблюдаешь со стороны алтаря, выражение глаз на лице Иисуса меняется, и он как будто смотрит вбок.
Нет тернового венца и на картине Ганса Мемлинга
"Святая Вероника", очевидно, что, не имея образца, Ганс Мемлинг вместо Плата Вероники использовал список со Спаса Нерукотворного. Римская католическая церковь причислила Веронику к лику святых, хотя нет достоверных сведений о том, что история с вуалью действительно имела место. По крайней мере в Новом Завете об описанном событии нет упоминания. Если верить Ватикану, Вероника долго хранила вуаль. Говорят, она вылечила с ее помощью римского императора Тиберия, а затем передала ее Папе Климентию на хранение.По официальным данным Ватикана Платок Вероники - самая ценная реликвия христианства, до сих пор хранится в Базилике Святого Петра.
Вуаль Вероники вынимается из колонны на всеобщее обозрение единственный раз в году - в пятую воскресную вечерю Великого Поста, но время показа коротко и, к тому же, она демонстрируется с высокой лоджии Столпа Святой Вероники. Приблизиться к реликвии разрешается лишь каноникам Базилики Святого Петра.Дотошный немецкий журналист Паул Бадде, весной 2004 года обратился к кардиналу Франческо Маркизано, генеральному викарию Ватикана и протоиерею Базилики Св. Петра, с просьбой увидеть сокрытую в колонне реликвию.
Отказы кардинал обьяснял тем, что "с течением лет изображение слишком поблекло".Наконец, настойчивость журналиста победила,и для него сделали исключение - позволили войти в хранилище Ватикана, расположенного в Столпе Вероники. Он пережил глубокое разочарование. Льняное полотно не только не произвело на него никакого впечатления,
но на нем с трудом можно увидеть что-либо-изображение больше похоже на темное пятно.Бадде подозревает, что в начале семнадцатого века, когда еще строилась новая Базилика Святого Петра, Вуаль была украдена, а на её место подложена неудачная копия. На картине
Вуаль Вероники изображена в виде вуали, как та, что хранится в Монапелло.«Официальное признание после стольких веков молчания имело бы огромное теологическое и иконографическое значение», – заявил представителям итальянской прессы еще один сторонник подлинности монастырской иконы, немецкий священник-иезуит, преподаватель искусства Грегорианского университета в Риме Франк Генрих Фейфер.
Изучив вуаль, он пришел к выводу, что она обладает необычными, можно сказать, сверхъестественными свойствами. Вуаль представляет собой небольшой кусок ткани размером 6,7 на 9,4 дюйма (примерно 17 на 24 см).
Она почти прозрачная, красновато-коричневого цвета, на ней запечатлено лицо бородатого мужчины, никаких следов краски на ней нет. В зависимости от наклона лучей солнца лицо то пропадает, то появляется, что в средние века само по себе считалось чудом. Кроме того, изображение есть с обеих сторон - то и другое абсолютно идентичны друг другу.Реликвия потрясает наблюдателя своими свойствами.
Она представляет собой смесь диапозитива и голограммы человека средиземноморской наружности с разбитым лицом и сломанным носом. Такие детали, как тонкая борода и выщипанные брови, выглядят почти как фотография или, по крайней мере, негатив.На Туринской плащанице
тернового венца уже нет, так как его уже сняли, но остались проколы от терновых иголок и кровоподтёки. Оригинал находится в Турине (Италия). Современное название плащаницы “Туринская” происходит от места ее нынешнего пребывания. С 1578 года она была перенесена в город Турин, который является ее местом официального и почти безвыездного пребывания за последние 428 лет. 400-летний юбилей Туринской плащаницы отмечался в 1978 году.Ее загадка не разгадана до сих пор.
Как появился отпечаток, когда он возник- радиоуглеродные анализы дают дату гораздо позднее смерти Христа. Сама Католическая церковь официально не признаёт плащаницу подлинной, хотя хранит ее и почитает. А дальше- личное дело самих верующих. Хотите- верьте в истинность, хотите- нет. Эти нерукотворные изображения стали первыми иконами и дали начало множеству образов.Плащаница представляла собой кусок полотна размером примерно 410 см. на 140 см. Говорилось, что на полотне - по аналогии с Платом Вероники - осталось изображение всего тела умершего Иисуса Христа. И, в самом деле, паломники видели на предлагаемом им полотне двойное изображение тела мужчины: со спины и спереди; двойной головой в центре - слитно, а ногами - в противоположных концах. Зрители могли заключить, что Иисус Христос был не завернут в полотно, а что под его тело полотно только подложили с ног до головы, перегнули свиток полотна через голову покойника и затем покрыли им же сверху от головы до самих ног.
Говорилось, что эту реликвию привез в Лиреи местный рыцарь-крестоносец (по другой версии, говорят – “солдат удачи”) из Константинополя. Для паломников говорилось, что эта плащаница только сейчас, в 1347 году, была “перенесена” из Константинополя. Позже, уже в XVI столетии начали говорить, что это была та плащаница, которую видели крестоносцы в Константинополе в 1204 году и тогда же “тайно вывезли с собой” во Францию.
С тех пор и до наших дней о нынешней Туринской плащанице изобретались и распространялись все новые и новые слухи, за которыми просто невозможно с полной достоверностью уследить; невозможно и пересказать все эти “говорят”. Говорят – ну, и пусть говорят. Мы дальше будем излагать только основанную на строгих документах и фактах историю нынешней Туринской Плащаницы. (В скобках заметим, что среди дошедших до нас вариантов исторических документов о Туринской плащанице имеются некоторые незначительные расхождения, которые мы не в силах устранить. Эти расхождения - не существенные для нашего исследования.