Роман-ти-че-ская ночь у моря, горит костер, старый цыган Макар Чудра расска-зы-вает писа-телю историю про вольных цыган. Макар сове-тует беречься любви, ибо полюбив, человек теряет волю. Подтвер-жде-нием этого явля-ется быль, расска-занная Чудрой.
Был на свете Лойко Зобар, молодой цыган. Венгрия, Чехия и Словения знали его. Ловкий был коно-крад, многие хотели убить его. Любил он только коней, деньги не ценил, мог отдать каждому, кто нуждался.
В Буко-вине стоял цыган-ский табор. У Данилы-солдата была дочь Радда — краса-вица, словами не сказать. Много сердец разбила Радда. Один магнат любые деньги кидал к её ногам, просил выйти за него замуж, но Радда отве-тила, что орлице не место в воро-ньем гнезде.
Однажды в табор приехал Зобар. Красивый он был: «Усы легли на плечи и смеша-лись с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце. Точно его ковали из одного куска железа с конем.» Заиграл он на скрипке, и многие запла-кали. Радда похва-лила скрипку Зобара, хорошо он играет. А тот ответил, что скрипка его сделана из груди молодой девушки, а струны из её сердца свиты. Радда отвер-ну-лась, сказав, что врут люди, когда говорят об уме Зобара. Поди-вился тот острому языку девушки.
Зобар заго-стил у Данилы, легли спать, а наутро он вышел с тряпкой, повя-занной на голове, сказал, что конь его зашиб. Но все поняли, что это Радда, поду-мали, что разве не стоит Лойко Радды? «Ну, уж нет! Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, всё равно, лучше того, какова она есть, не быть ей!»
Жил в то время табор хорошо. И Лойко с ними. Мудр был, как старик, а на скрипке играл так, что сердце зами-рало. Если бы Лойко захотел, то люди бы жизни за него отда-вали, так его любили, только Радда не любила. А он полюбил её крепко. Окру-жа-ющие смот-рели только, знали, «коли два камня друг на друга катятся, стано-виться между ними нельзя — изувечат».
Однажды спел Зобар песню, всем она понра-ви-лась, только Радда посме-я-лась. Данило хотел проучить её кнутом. Но Лойко не позволил, попросил отдать её ему в жены. Данило согла-сился: «Да возьми, коли можешь!» Лойко подошёл к Радде и сказал, что поло-нила она его сердце, что берёт он её в жены, но она не должна пере-чить его воле. «Я свободный человек и буду жить так, как хочу». Все поду-мали, что смири-лась Радда. Она обвила кнутом ноги Лойко, дёрнула, и упал Зобар как подко-шенный. А она отошла и легла на траву, улыбаясь.
Убежал в степь Зобар, а Макар за ним следил, как бы парень над собой что не сделал сгоряча. Но Лойко лишь сидел непо-движно три часа, а потом к нему пришла Радда. Лойко хотел ударить её ножом, но она приста-вила к его лбу пистолет и сказала, что мириться пришла, любит его. А ещё сказала Радда, что волю любит больше, чем Зобара. Она обещала Лойко жаркие ласки, если он согла-сится перед всем табором покло-ниться ей в ноги и поце-ло-вать правую руку, как у старшей. Крикнул Зобар на всю степь, но согла-сился на условия Радды.
Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в своё сердце и не увидел там прежней вольной жизни. «Одна Радда там живет». И он решил испол-нить её волю, покло-ниться ей в ноги, поце-ло-вать её правую руку. И ещё сказал, что проверит, такое ли у Радды крепкое сердце, как она хвалится.
Все и дога-даться не успели, а он воткнул в её сердце нож по самую руко-ятку. Радда вырвала нож, заткнула рану своими воло-сами и сказала, что ждала такую смерть. Данило поднял нож, отбро-шенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину Лойко, прямо против сердца. Лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног её раски-нулся умира-ющий Лойко.
Писа-телю не спалось. Он смотрел на море, и, каза-лось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывёт Лойко Зобар. «Они оба кружи-лись во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко порав-няться с гордой Раддой».
Романтическая ночь у моря, горит костер, старый цыган Макар Чудра рассказывает писателю историю про вольных цыган. Своему молодому собеседнику Макар говорит: “Ты славную долю выбрал себе, сокол... ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай - вот и все!”
Макар советует беречься любви, ибо полюбив, человек теряет волю. Подтверждением этого является быль, рассказанная Чудрой.
“Был на свете Зобар, молодой цыган, Лойко Зобар. Венгрия, Чехия и Словения знали его”. Ловкий был конокрад, многие хотели убить его. Любил он только коней, деньги не ценил, мог отдать любому нуждающемуся. В Буковине стоял цыганский табор. У Данилы-солдата, воевавшего с Кошу-том, была дочь Радда - красавица, словами не сказать, только на скрипке сыграть о той красоте можно.
Много сердец разбила Радда. Один магнат любые деньги кидал к ее ногам, просил ее выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньем гнезде.
Однажды в табор приехал Зобар. Красивый он: “Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка - целое солнце. Точно его ковали из одного куска железа с конем. Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь! С таким человеком ты и сам лучше становишься. Мало, друг, таких людей!”
Заиграл Лойко на скрипке, и многие заплакали. Радда похвалила скрипку Лойко, хорошо он играет. А тот ответил, что скрипка его сделана из груди молодой девушки, а струны из ее сердца свиты. Радда отвернулась, сказав, что врут люди, утверждая, что Зобар умен.
Лойко подивился острому языку девушки. Зобар загостил у Данилы, легли спать, а наутро он вышел с тряпкой, повязанной на голове, говорил, что конь его зашиб. Но все поняли, что это Радда, подумали, что разве не стоит Лойко Радды? “Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, все равно, лучше того, какова она есть, не быть ей!”
Жил в то время табор хорошо. И Лойко с ними. Мудр был, как старик, а на скрипке играл так, что сердце замирало. Если бы Лойко захотел, то люди бы жизни за него отдавали, так его любили, только Радда не любила. А он полюбил ее крепко. Окружающие смотрели только, знали, “коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя - изувечат”. Однажды спел Зобар песню, всем понравилась. Только Радда посмеялась. Данило хотел проучить ее кнутом. Но Лойко не позволил, просил отдать ему в жены. Данило согласился. “Да возьми, коли можешь!” Лойко подошел к Радде и сказал, что полонила она его сердце, что берет он ее в жены, но она должна не перечить его воле. “Я свободный человек и буду жить так, как хочу”. Все подумали, что смирилась Радда. Она обвила кнутом ноги Лойко, дернула, и упал Зобар как подкошенный. А она отошла и легла на траву, улыбаясь. Убежал в степь Зобар, а Макар за ним следил, как бы парень над собой что не сделал вгорячах. Но Лойко лишь сидел неподвижно три часа, а потом к нему пришла Радда. Лойко хотел ударить ее ножом, но она приставила к его лбу пистолет и сказала, что мириться пришла, любит его. Радда еще сказала, что волю любит больше, чем Зобара. Она обещала Лойко жаркие ласки, если он согласится перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать правую руку, как у старшей. “Вот что захотела чертова девка!” Крикнул Зобар на всю степь, но согласился на условия Радды. “Слышу... сделаю!” Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в свое сердце и не увидел там прежней вольной жизни. “Одна Радда там живет”. И он решил исполнить ее волю, поклониться ей в ноги, поцеловать правую ее руку, а потом сказал, что проверит, верно ли у Радды такое крепкое сердце, как она утверждает. Все и догадаться не успели, а он воткнул в ее сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож и заткнула рану своими волосами, потом сказала, что предполагала такую смерть. Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину против сердца Лойко. Все смотрят, что лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног ее Лойко. Рассказчику показалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывет Лойко Зобар. “Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”.
Небольшой рассказ Максима Горького «Макар Чудра» – это большое произведение о любви и безволии.
Макар Чудра – старый цыган. Он сидит на берегу уже холодного осеннего моря у костра и рассказывает свою историю о том, что любить опасно, любовь – это безволие и оковы, уничтожающие свободу. Один писатель слушает этот долгий и интересный рассказ. Его история о некогда известном в Восточной Европе ловком конокраде Лойко Зобаре. Зобар был красив, молод, горяч и свободен. Его ничто не могло свести с ума, ни девушки, ни деньги, ну разве что лошади.
Он любил лошадей, обожал их свободу и страсть.
В тот год табор стоял в Буковине. Жили цыгане хорошо, рядом бескрайние поля, красоты, тепло и радостно на душе. Там жила Радда, девушка неземной красоты. Ее отцом был солдат Данила. Не счесть мужчин, что покорила Радда, не счесть их израненных сердец. Ее звали в жены, предлагали озолотить, но красавица была непреклонна. Всем она отвечала отказом. Она часто проводила время с людьми. Вот и в тот день, когда в табор заехал Лойко Зобар, Радда была там.
Молодой цыган был красив и телом, и лицом, приехал он на прекрасном коне, улыбаясь во весь рот так, что и другие, глядя на
Него, невольно начинали улыбаться. Зобар достал скрипку и заиграл на ней. Игра его была такой проникновенной, что многие заплакали. И тут Радда похвалила игру цыгана. Он ответил ей, что струны скрипки сделаны из сердца молоденькой девушки, на что Радда сказала, что цыган глуп. Их короткая перепалка дала свои плоды – Лойко обратил внимание на девушку, остановил на ней свой взгляд.
Гостил цыган в доме Радды у ее отца Данилы, и вот вдруг утром появился он перед всеми с перевязанной головой. Сказал, что конь его нечаянно, но народ сразу понял: Радда зашибла парня, чтоб не лез. Пошли разговоры, пересуды. Все говорили только об одном: хорош Лойко для девки, а она слишком уж узколоба.
Зобар был любимцем цыган, умен, красив, а как пел! Однажды спел он песню, всем она пришлась по душе, и только Радда засмеялась, не найдя в ней ничего особенного. Попросил тогда цыган отца девушки отдать ее ему в жены. Данило согласился, если девушка скажет «да», и сможет цыган ее приручить. Открылся тогда Зобар Радде, рассказал ей о своих чувствах, а вместо ответа был повален на землю кнутом за ноги у всех на глазах. Все ахнули. Радда будто смеялась над ним и над его чувствами, потом отошла спокойно и легла в траву. Улыбка красила ее губы. Ей было все нипочем, а Лойко побагровел от злости.
Парень вскочил и со всех ног бросился в степь, там несколько часов просидел неподвижно, пока не подошла к нему Радда. Наставил на нее молодой влюбленный нож, но она достала пистолет, направила на него и сообщила, что не хочет ругаться и пришла поговорить, помириться. Пообещала девушка любить его, но при одном условии. Оно, это условие, было для цыгана унижением, пыткой, но он принял его. Завоевала она его душу своей неприступностью, гордостью и красотой, перестал Лойко быть самим собой. В сердце его больше не было ни вольных просторов степей, ни величавых коней, а только одна чернявая девушка, сводившая с ума мужчин вокруг.
Решился Лойко Зобар исполнить волю Радды, а просьба ее заключалась вот в чем: нужно было ему встать перед ней, как перед старшей, на колени и поцеловать ее правую руку. Сделать это нужно было при всех. Для свободолюбивых цыган на колени можно было встать только как в унизительное положение. Раз в жизни, например, на свадьбе, они становились на колени перед старшими, но в ином случае – это был позор.
Перед всеми Лойко вышел к Радде и сказал, что выполнит сейчас ее просьбу ради любви к ней, а заодно проверит, так ли крепко ее сердце, как она говорит. На этих словах цыган вынул свой острый нож и всадил его в сердце красавицы Радды. Все произошло так быстро, что никто и подумать не успел о том, что может произойти трагедия. После встал Зобар на колени перед своей возлюбленной и поцеловал ее правую руку, исполнив указ.
Увидев, что его дочь убита, Данило бросился к Лойко и также всадил ему нож в грудь. Так трагично закончилась история двух влюбленных, принимающих высокое чувство за стальные оковы или цепи. Гордость – это опасное чувство, которое в крови у цыган.
Закончил свой рассказ старик Макар. Холодно было уже в степи, рядом бродил уставший табун лошадей, тлел костер. Писатель, что слушал рассказ, был под впечатлением. Он все никак не мог заснуть, смотрел на море, а перед глазами у него были Радда и Лойко. Вот он Лойко плывет в морской пучине, а впереди него тело Радды. Оба они молоды и красивы, и все никак не может цыган нагнать свою возлюбленную.
«Макар Чудра» – тот самый рассказ, что прославил Алексея Пешкова под псевдонимом Максим Горький. Он впервые попал на страницы газеты «Кавказ» в 1892 году. История эта была написана по мотивом рассказанной ему в Тифлисе истории неким Александром Калюжным. Горький говорил, что Калюжный сам предложил ему эти сказания записывать и публиковать. С этой истории и началась творческая деятельность великого писателя.
3295c76acbf4caaed33c36b1b5fc2cb1
Рассказ ведется от имени Макара Чудры, который на берегу моря рассказывает писателю романтическую историю из жизни цыган. Перед тем, как начать свой рассказ, Макар предостерегает писателя от любви, говоря, что, влюбившись, человек уже не принадлежит себе, а может только выполнять чужую волю.
Главный герой рассказа Чудры – Лойко Зобар, молодой цыган, красавец, любящий только коней и готовый отдать деньги, имеющиеся у него, любому, кто нуждался в них. Однажды приехал Лойко в цыганский табор, где жила Радда – дочь солдата Данилы. Очень красивой была Радда, многие мужчины были влюблены в нее, много денег давали ей богатые люди за взаимность, только отказывала она всем, так как была очень гордой и свободолюбивой.
Остался Зобар в таборе гостем Данилы. Спать он лег в его шатре, а утром все увидели, что голова у него тряпкой обвязана. Сказал Зобар, что это его конь ударил, но все поняли, что это дело рук Радды.
И решили люди, что напрасно Лойко за Раддой решил приударить – недостаточно хороша она для него, мелка у нее душа для такого, как он.
Остался Лойко жить в таборе. Все цыгане полюбили его настолько, что готовы были жизни свои за него отдать, и только Радда была к нему не очень благосклонна. Однажды она посмеялась над песней, которую он спел (а надо сказать, что он играл на скрипке и пел так, что людей слезы на глаза наворачивались). Данила хотел отстегать дочь кнутом за такое поведение, только Лойко не дал ему этого сделать, а попросил отдать ему Радду в жены. Согласился Данила, и тогда подошел Лойко к Радде и сказал, что полюбил ее, и что он берет ее в жены с тем условием, что не будет она ему никогда перечить, а он при этом будет жить так, как он посчитает нужным. Но только он отвернулся от Радды, как девушка схватила кнут и обвила им ноги Лойко. Он упал на землю, а она отошла в сторону и молча легла на траву.
Вскочил Лойко и убежал в степь прочь от людей. Долго сидел он там в одиночестве, пока не пришла к нему Радда. Схватил он нож и хотел ударить им девушку, но она опередила его – приставила к его лбу пистолет. А потом Радда сказал, что любит Лойко, но больше его любит она свободу. Она призналась, что готова стать его женой, пообещала ему быть с ним нежной и ласковой, но взамен должен был он перед всем табором поклониться ей и поцеловать правую руку, признав тем самым ее старшинство.
Вернулся Лойко в табор и сказал цыганам, что царит в его сердце Радда, поклонился он ей и поцеловал ей правую руку, а потом сказал, что хочет проверить, насколько крепко сердце девушки. Никто не успел даже понять, о чем идет речь, а Лойко уже воткнул в сердце Радды свой кинжал. Радда спокойно сказала, что ожидала этого, вынула кинжал и заткнула рану своими волосами. Поднял нож, брошенный Раддой на землю, ее отец Данила и воткнул его в спину уходящему Лойко. Так и упал Лойко к ногам умирающей Радды. Ночью писателю, внимательно выслушавшему рассказ Макара Чудры, долго еще виделась гордая Радда и пытающийся догнать ее красавец Зобар.
В котором он обращается к жизни восточноевропейских цыган.
В центре внимания - жизнь «вольных людей». Свободных от привычных нам моральных устоев и правил. Начинается рассказ описанием дикой природы, рассуждением о бескрайних просторах степи и бушующего моря.
Макар Чудра - это старый цыган, которого встречает рассказчик. Автор загляделся на его дочь, но Макар говорит, что «не стоит доверять любви». В подтверждение своих слов он рассказывает историю, произошедшую как бы на самом деле.
Лойко и Радда
Был в давние времена некий табор, стоявший в Буковине. Вместе с цыганами жил в нём солдат Данило, у которого была красивая, но своенравная дочь Радда. И жил в те же времена вольный цыган Лойко Зобар, который также был весьма красив, а вдобавок проникновенно пел песни и играл на скрипке. Ничего не ценил Лойко, кроме коней, даже денег не имел и не пытался заработать.
Заприметил он Радду и влюбился. Говорил ей тёплые слова, играл на скрипке но она только потешалась над ним. В то же время к девушке имел чувства и некий богатый магнат, который предлагал Даниле выкупить её. Но отец был человек гордый и ни за что не согласился, сказав, что только пастухи могут продавать своих свиней, но не отцы - дочерей. Магнат попытался добиться своего угрозами и оружием, но его прогнали. Ещё долго он умолял отца отдать ему дочь, сулил любые богатства, но всё было тщетно.
Лойко Зобар снова попытался просить руки дочери у Данилы. На это отец ответил - забирай, если сможешь. Тогда цыган пошёл к Радде и заявил, что она должна пойти с ним, но жить он будет так, как сам захочет, и никаких обязательств перед ней иметь не будет. Ведь для него, цыгана, воля дороже всего. Посмеялась над ним Радда, нагайкой сбила его с ног и прогнала.
Лойко убежал в степь и долго сидел на камне совершенно неподвижно. Там его и увидел Макар, которого отправили на поиски. Видит он, что к Лойко пришла Радда. Цыган хотел было её ударить ножом, но она приставила к его голове пистолет. Девушка заявила, что тоже его очень любит и даже готова стать его женой. Однако воля ей тоже дорога. Если он хочет стать её мужем, то должен пройти испытание: в назначенный день перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать ей руку. Лойко взревел, запротестовал, однако вынужден был согласиться. Настал условленный день, собрались люди, и Лойко подошёл к Радде, которая уже «подставила ножки». И захотел цыган проверить, так ли крепко её сердце. Он выхватил нож и воткнул ей в грудь - прямо в сердце. Девушка вытащила нож из раны и заткнула её волосами. Она сказала, что ожидала такой смерти. Нож она отбросила. Его подобрал Данило и, не долго думая, зарезал Лойко. Зобар и Радда умирали вместе, молодой цыган распростёрся на груди гордой девушки.
Произведение заканчивается так же, как и начиналось - описанием моря, бушующего в ночную погоду. Рассказчик, не в силах заснуть, вспоминает историю Макара Чудры, и ему кажется, что Лойко и Радда кружатся на волнах, цыган бежит за девушкой и не может её догнать.
Мысли старого цыгана
Смысл рассказа имеет несколько пластов:
1. С одной стороны, он показывает «цыганскую мораль» - правила, по которым издавна живёт кочевой народ;
2. С другой стороны, он изображает гуманистические идеалы, свойственные Горькому-романтику.
Макар Чудра, как и герои других рассказов Горького, считает, что человек должен жить только для себя. Никому другому человек в этой жизни не нужен, «ведь он не палка и не хлеб». Старый цыган прожил бурную жизнь, полную приключений, сидел в тюрьме, и он нисколько не жалеет о прошлом. По его мнению, не нужно спрашивать, зачем жить, надо просто жить. И та история, которую он поведал, является своеобразной иллюстрацией к его словам.
Радда и Лойко - два свободолюбивых цыгана, которые противятся всякой попытке лишить их воли, даже если это происходит по любви. Если любовь лишает свободы, то они предпочитают не жениться и жить в одиночестве, они согласны даже умереть, но не проявить слабость. Повествование заканчивается трагически, но для Макара его персонажи - настоящие герои, достойно прожившие свою жизнь и так же достойно с ней расставшиеся.