Великие о стихах:
Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.
Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.
Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.
Марина Цветаева
Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.
Гумбольдт В.
Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.
Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.
Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.
А. А. Ахматова
Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.
И. С. Тургенев
У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.
Г. Лихтенберг
Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.
Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.
Мурасаки Сикибу
Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.
Александр Сергеевич Пушкин
- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…
Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"
Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.
Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"
Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.
Александр Александрович Блок
Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.
Макс Фрай. "Болтливый мертвец"
Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…
Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!
Владимир Владимирович Маяковский
Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.
Борис Кригер. "Тысяча жизней"
Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.
Анализ стихотворения «Осенний вечер»
Анализ стихотворения «Осенний вечер»
Цель урока – совершенствование умений анализа и интерпретации литературно-художественного произведения.
Воспитательные цели – воспитание ответственного отношения к чтению.
Обучающие цели – развивая эстетический вкус учащихся, научить их всестороннему постижению литературного произведения.
Форма работы – практическое занятие и организация самостоятельной работы учащихся.
Одной из важнейших задач для реализации названной цели является развитие способности эстетического восприятия учащимися явлений литературы и отраженной в ней действительности, воспитание эстетического вкуса.
Художественное произведение постигается не только умом, но и чувствами, эмоциональной памятью. Предельная эмоциональность характерна для такого рода литературы, как лирика.
Специфика стихотворного текста состоит в том, что он, во-первых, как правило, бессюжетен, во-вторых, наполнен скрытым смыслом, выраженным очень сжато. Преодолеть эту форму и раскрыть глубину содержания можно только при медленном, вдумчивом чтении, которому и необходимо научить школьников.
Борис Корнилов, поэт, считает, что равнодушие к музыке говорит о неразвитости слуха, а равнодушие к поэзии говорит о неразвитости души.
Почему такая особая роль отводится поэзии? Лирика – это род литературы, характеризующийся субъективностью, прямым выражением чувств и переживаний автора, лаконичной, аккумулирующей природой стиха, и многозначностью поэтического образа.
Эти свойства лирики – в центре внимания при изучении стихотворных произведений на уроках литературы.
В статье Н. Гумилева «Анатомия стихотворения» говорится: «Стихотворение же - это живой организм, подлежащий рассмотрению: и анатомическому, и физиологическому».
Организация работы с поэтическим текстом должна быть основана на главном принципе: от слова – к мысли и чувству, от формы – к содержанию .
1. Вариант анализа лирического произведения (выведен на экран проектора)
1. Какое настроение становится для стихотворения определяющим. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся?
2. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).
3. Роль первой строки. Какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо?
4. Роль последней строки. На каком эмоциональном уровне, по сравнению с началом, заканчивает поэт стихотворение?
5. Звуковой фон стихотворения.
6. Цветовой фон стихотворения.
9. Особенности композиции стихотворения.
10. Жанр стихотворения. Тип лирики.
11. Литературное направление (если можно определить).
12. Значение художественных средств.
13. История создания, год создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним или противоположные по каким-либо признакам: форме, теме? Можно ли сравнить это стихотворение с произведениями других поэтов.
14. Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.
15. Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.
2. Вариант анализа стихотворения (выведен на экран проектора)
Время написания.
Лексика. Если есть слова, требующие пояснения их лексического значения, посмотрите по словарю. Какие лексические пласты использует автор в произведении (профессиональную лексику, диалектную, разговорную, сниженную экспрессивную, книжную, возвышенную и др.)? Какую роль они играют? В какие тематические группы можно объединить лексические единицы?
Морфологические особенности. Есть ли какие-либо закономерности в использовании автором частей речи? Преобладают ли глаголы, существительные, прилагательные или другие части речи ? Особенности использования форм частей речи. Какую роль они играют в тексте?
Синтаксические особенности. Обратите внимание на структуру предложений. Какие преобладают: сложные, простые? Каков эмоциональный характер предложений?
Образ-переживание. Как меняются чувства лирического героя от начала к концу произведения? Какие слова можно назвать ключевыми в отображении динамики образа-переживания?
Художественное время и пространство произведения. Какие художественные детали формируют пространственно-временной континуум произведения?
Цветовая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие цвет, либо слова и образы, подразумевающие определенный цвет? Каково сочетание цветовых элементов в тексте произведения? В какое соотношение они вступают (дополняют, плавно переходят один в другой, контрастируют)?
Звуковая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие звук, либо слова и образы, подразумевающие определенный звук? Какой характер носит звуковая гамма произведения? Меняется ли характер звука от строфы к строфе, от начала к концу произведения?
Средства художественной выразительности. Какие тропы, фигуры использует автор для создания образов (эпитеты, метафоры, анафору, антитезу, синекдоху, инверсию, перенос и т. д.)? Охарактеризуйте их значение. Имеется ли выраженное преобладание какого-либо приема? Его значение. Обратите внимание на использование звукописи. Какой вид звукописи использует автор (ассонанс, аллитерацию)? Какую роль она играет?
Особенности ритмической структуры. Определите размер стихотворения (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), его особенности (пиррихий, спондей). Какую роль в создании настроения, динамики образов играет размер? Опишите характер рифмы, способ рифмовки, строфическую организацию произведения. Какие именно слова рифмует автор? Почему?
Художественные детали. Какие еще детали и образы необходимо охарактеризовать? Какие из них особенно выделяются в произведении? Какое место в системе образов они занимают? Есть ли в тексте произведения детали и приемы, характерные для творчества данного автора, проявляющиеся и в других его произведениях? Есть ли в тексте данного произведения детали и приемы, связанные с приверженностью автора к какому-либо литературному течению?
Лирический герой. Что вы можете сказать о характере лирического героя, о его чувствах, отношении к миру, к жизни?
Жанр произведения. Какие жанровые особенности проявляются в произведении (элегия, дума, сонет и др.)? К какому виду искусства близко данное произведение (кино, драма, музыка и др.)? Почему?
Тема произведения. О чем говорится в произведении? Какой предмет, проблема, чувство, переживание стоит в центре изображения?
Идея произведения. Как воспринимает названный предмет, проблему, чувство, переживание автор? О чем автор заставляет задуматься читателя? Зачем написано это произведение?
В стихотворениях филология и философия помогают понять друг друга.
В центре тютчевской философии – первозданный Хаос. Хаос – изначальная стихия бытия , бездна, которая обнажается ночью. Ему противостоит Космос – упорядоченный благоустроенный мир. Хаос – первоматерия, грубая здоровая сила, от которой человек отделился, создал цивилизацию. Но цивилизация – это только покров над бездной. Она не изолирует эти силы. Поэзия Тютчева – это диалог борьбы Хаоса и космоса.
Тютчевская природа – это не пейзаж, населенный растениями, животными и людьми, а космос, в котором живут и действуют стихии воды, грозы, ночи, представляющие собой самостоятельные силы мироздания. Ночь для поэта не только одна из сторон бытия, но и выражение его сути. День – исцеление души после мучительной ночи, время, когда человеческая душа чувствует себя освобожденной от мучений и страданий. Это благодатный покров рокового мира. Поэт одинаково чуток к обеим сторонам действительности. Он понимает, что светлый златотканый покров – это всего лишь вершина, а не основа мироздания. Хаос – отрицательная беспредельность, зияющая бездна всякого безумия и безобразия, демонические порывы, восстающие против всего положительного и должного – вот глубочайшая сущность мировой души.
Таким образом, за каждой пейзажной зарисовкой, созданной в стихотворениях, стоит философская картина мира.
Осенний вечер
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть;
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землёю,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
Это стихотворение написано Тютчевым в 1830 году во время одного из кратковременных приездов в Россию. Возможно, поэтому оно проникнуто таким тонким, как натянутая струна, чувством, сравнимым с чувством, возникающим в момент прощания с дорогим человеком, причем, прощания неизбежного. Что создает такое чувство?
Рассмотрим цветовую гамму стихотворения. Она, с одной стороны, достаточно пестрая: блеск и пестрота, багряные листья, лазурь; но, в то же время, поэт слегка приглушает эту пестроту, делает её осторожной. С помощью чего? С помощью эпитетов: умильная, таинственная, томный, лёгкий, туманная, тихая, грустно-сиротеющая, стыдливая, кроткая. Вообще стихотворение насыщено эпитетами. Эпитет – это яркое, образное, художественное определение, функция которого – создание красочных образов, эмоциональной атмосферы, передача авторской позиции.
В этом стихотворении эпитеты многообразны по структуре, значению. Составной эпитет грустно-сиротеющая передает и отношение поэта к изображаемому, и состояние природы: грусть, сиротство, одиночество, именно этот эпитет акцентирует тему прощания, расставанья. Но это расставанье, причиной которого является смерть.
Эпитеты контрастируют друг с другом. Вслед за «умильная, таинственная прелесть» появляется «зловещий блеск». Затем чередуется «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветр». Контрастные состояния поэт не противопоставляет, а соединяет, так как стремится изобразить переходный момент в жизни природы: прощание с осенью и предчувствие зимы.
Все стихотворение – это одно предложение. Предложение сложноподчиненное, в первой части – однородные члены с обобщающим словом. Местоимение с предлогом на всём вбирает в себя и шелест, и пестроту, и лазурь, и «ветр». Как бы по-разному не были охарактеризованы эти детали, составляющие картину природы, объединяет и завершает этот образ кроткая улыбка увяданья. Текст произносится на одном дыхании, как прощальный выдох.
Осенняя красота умирает. За образом природы возникает человеческий образ. Созданию этой параллели способствует, в том числе, и уже обозначенный эпитет грустно-сиротеющая. Еще более усиливается это олицетворение в строках: Ущерб, изнеможенье - и на всем// Та кроткая улыбка увяданья,// Что в существе разумном мы зовем// Божественной стыдливостью страданья.
Кроткая – незлобивая, покорная, смирная. Возникает образ девушки, смиренно ждущей неизбежности конца.
сказал по поводу стихотворения Ф. Тютчева «Осенний вечер»: «Впечатление, которое испытываешь при чтении этих стихов, можно только сравнить с чувством, какое овладевает человеком у постели молодой, умирающей женщины, в которую он был влюблен».
Стихотворение Ф. Тютчева перекликается со стихотворением «Осень» написанным позже.
… … … Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.
Пушкинский образ, так же как и тютчевский, хранит отголоски былой красоты и смущен уже явными признаками увяданья. Оба стихотворения объединяет и предчувствие еще далеких, но приближающихся потрясений.
Стремление уловить переходное состояние как в жизни человека, так и в жизни природы характерно для творчества Ф. Тютчева. Тютчева интересуют наблюдения над стихиями природы и ее закономерностями. С помощью таких наблюдений поэт стремится познать сущность бытия, всеобщие законы вселенной.
Домашнее задание:
Самостоятельно сделать анализ стихотворения . «Как богат я в безумных стихах!..»
(Иллюстрация: Сона Адалян )
Анализ стихотворения "Осенний вечер"
Стихотворение Федора Тютчева «Осенний вечер» погружает читателя в удивительное состояние созерцательности, ожидания перемен легкой тревоги, грусти и надежды.
В начале стихотворения автор погружен в лирическое настроение. В первых двух строчках он отмечает прелесть, покой и тишину осеннего заката, наполненного тихим таинственным светом. Поэт умиляется, наблюдая мирную и, одновременно, исполненную тайного смысла картину увядания дня и жизни.
Но, уже к третьей строке, настроение поэта меняется. В закатном свете, падающем на листву, в ее колебании от легкого движения воздуха, ему видится скрытая угроза. Эффект тревожности достигается с помощью использования звукописи (зловещий блеск, пестрота, шелест) - обилие шипящих и свистящих создает резкий внезапный контраст с первыми строчками, а описания цвета (блеск, пестрота, багряный) лишь добавляет нотки беспокойства. Картинка, казалось бы, статичная, на самом деле наполнена внутренним напряжением, тревожным ожиданием чего-то неотвратимого.
Однако, в следующих двух строчках автор снова описывает покой, тишину, неподвижность. Солнце зашло, и на смену багряно-оранжевому свету приходит лазурь, а блеск последних лучей солнца заменяет легкая дымка тумана. На место неосознанной тревоги приходит более ясная грусть от расставания с дневным светом и летним теплом, олицетворяющими саму жизнь. Поэт и природа, окружающая его, готовы безропотно погрузиться в зимнюю летаргию.
Из покорного, сонного и неподвижного состояния их выводят внезапные порывы холодного ветра, предвестники будущей суровой зимы. Но обещание испытаний в будущем, тем не менее, вселяет в автора и читателя оптимизм и надежду на возрождение жизни.
Поэтому последние четыре строчки, в которых звучат слова увядание, страданье, изнеможение и ущерб, не вызывают тех печальных чувств, которые заложены в их смысл. Неизменность природных циклов дарит поэту, чувствующему себя и все человечество одним целым с миром природы, уверенность в собственном бессмертии, ведь за осенним увяданием и зимней неподвижностью обязательно последует весеннее пробуждение, так же, как утро, которое непременно наступит, когда закончится ночь.
Стихотворный размер текста - пятистопный ямб с двухсложной стопой и ударением на втором слоге. Синтаксически это астрофическое стихотворение представляет собой одно сложноподчиненное предложение. Небольшое по объему, оно насыщено яркими, разнообразными эпитетами, выражающими противоположные состояния, емкими образами, глубоким философским смыслом, внутренним движением. Резкая картинка сменяется размытой, свет - сумраком, тревога - покоем, на смену тишине приходит звучание и наоборот. Мастерство поэта выражается в том, как он вместил в небольшой объем такую массу чувств, мыслей и образов, не перегрузив композицию. Стихотворение осталось легким, воздушным, читается на одном дыхании и оставляет легкими чувства после прочтения.
В русской поэзии особое место занимает пейзажная лирика Федора Ивановича Тютчева, способного удивительно точно передавать красоту природы. Стихотворение «Осенний вечер» является тонким отображением увядающей красоты и своеобразного очарования осени. Краткий анализ «Осенний вечер» по плану поможет ученикам 8 класса подготовиться к уроку литературы.
Краткий анализ
История создания – Стихотворение было написано в 1830 году, во время пребывания писателя в Мюнхене.
Тема стихотворения – Осмысление единства природы и человека. Сравнение тихого осеннего вечера с человеческой жизнью, духовной зрелостью, когда приобретается мудрость ценить каждое мгновение.
Композиция – Стихотворение состоит их трех условных частей: в первой автор описывает красоту осеннего пейзажа, во второй - драматизирует неизбежность изменений в природе, в третьей - приходит к философскому выводу о цикличности бытия.
Жанр – Пейзажная лирика.
Стихотворный размер – Пятистопный ямб с двусхложной стопой, с перекрестной рифмовкой.
Метафоры – «пестрота деревьев», «таинственная прелесть».
Эпитеты - «порывистый, холодный», «багряных».
Олицетворения - «кроткая улыбка увяданья», «грустно-сиротеющей землей», «томный шепот».
Инверсии – «багряных листьев», «холодный ветр порою».
История создания
Сразу после окончания Московского университета Федор Иванович вплотную занялся государственной дипломатической службой и был определен в Мюнхен. Будучи прекрасно образованным человеком, он стремился познакомиться с лучшими умами Европы, регулярно посещал лекции выдающихся ученых своего времени. Однако ностальгия по родине давала о себе знать.
Не имея возможности поговорить с кем-либо заграницей на родном языке, молодой дипломат восполнял эту пустоту написание стихов. Тоска по дому, которая лишь усиливалась осенней погодой, подтолкнула Тютчева к написанию невероятно лиричного, волнующего и чуть меланхоличного произведения.
Тема
Главной темой стихотворения является отождествление человека и природы, живого и неживого мира, между которыми Тютчев всегда видел неразрывную связь.
Несмотря на «осеннее» настроение литературного произведения, оно, все же, не вызывает депрессивного настроения. Лирический герой стремится увидеть прекрасные моменты даже сквозь призму общего увядания: «легкий шелест», «таинственная прелесть», «светлость вечеров».
В эту пору года, как никогда, остро ощущается быстротечность жизни, утрата молодости, красоты, силы. Однако за осенью неизменно приходит зима, а после - весна, дарующая новое перерождение. В природе все циклично, равно как и в жизни человека: на смену грусти неизменно придут радостные и светлые дни, а пройденные жизненные испытания оставят после себя бесценный опыт, который пригодится в будущем. Умение ценить и радоваться каждому моменту жизни, не поддаваться унынию и тоске - вот истинная мудрость и главная идея, которую хотел донести поэт в своем произведении.
Композиция
Для стихотворения «Осенний вечер» характерна стройная трехчастная композиция. Строфу, состоящую из двенадцати строк, можно безболезненно разделить на три четверостишия. Все они будут гармонично выстраиваться в единую линию повествования, в которой светлая лирика пейзажной зарисовки плавно переходит к глубокому философскому осмыслению.
В первой части стиха представлена общая картина осеннего пейзажа. Автором выдвигается общий тезис, на котором строится все стихотворение.
Во второй части в силу вступают драматические составляющие произведения, подчеркивающие неизбежность увядания природы.
В финале приводится философский взгляд на изменения в природе, в которых писатель видит цикличность и неразрывную связь человека с окружающим миром.
Жанр
Стихотворение «Осенний вечер» написано в жанре пейзажной лирики, где центральное место отведено красоте природы.
Произведение состоит из двенадцати строк, написано пятистопным ямбом с двухсложной стопой, с использованием перекрестной рифмовки. Примечательно, что стихотворение представляет собой сложносочиненное предложение. Но, невзирая на столь необычное построение, читается очень легко, на одном дыхании.
Средства выразительности
Для описания природы в своем произведении Тютчев умело использовал различные средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, инверсию.
Невероятная красочность и богатая образность строчек достигается путем употребления многочисленных эпитетов («порывистый, холодный», «багряных», «умильная, таинственная») и метафор («пестрота деревьев», «таинственная прелесть»).
Благодаря олицетворениям («кроткая улыбка увяданья», «грустно-сиротеющей землей», «томный шепот») природа будто оживает, приобретает человеческие чувства.
Встречаются в тексте и инверсии : «багряных листьев», «холодный ветер порою».
Писатель сравнивает « кроткую улыбку увяданья » осенней природы с « божественной стыдливостью страданья » в человеке.
Пейзажная лирика поэта Федора Тютчева по праву занимает достойное место в русской литературе 19 века. И это неудивительно, так как автор многочисленных стихов о красоте природы сумел органично соединить в своих произведениях традиции российской и европейской литературы. Стихи Федора Тютчева выдержаны в духе классических од, как по стилю, так и по содержанию, однако имеют куда более скромные размеры. Вместе с тем, в них присутствует европейский романтизм, что связано с увлечением Тютчева творчеством таких поэтов, как Генрих Гейне и Уильям Блейк.
Литературное
Наследие Федора Тютчева невелико и насчитывает порядка 400 произведений, так как всю свою жизнь автор посвятил дипломатической государственной службе, выкраивая для творчества редкие свободные часы. Тем не менее, великолепным образцом классического романтизма является его стихотворение “Осенний вечер” , написанное в 1830 году. В это время Федор Тютчев находился в Мюнхене, остро ощущая не только одиночество, но и тоску по родине. Поэтому обычный октябрьский вечер навеял на поэта не только грустные воспоминания, но и настроил на лирико-романтический лад, что, в свою очередь, подтолкнуто к написанию очень изящного, волнующего и наполненного глубоким философским смыслом стихотворения под название “Осенний вечер”.
Казалось бы, сама по себе осень навевает ощущение тоски, которое подсознательно связано с угасанием жизни, завершением еще одного цикла, который делает человека старее. Примерно такие же чувства вызывает вечерний сумрак, который у символистов ассоциируется со старостью и мудростью. Однако во времена Тютчева в литературе не принято было изъясняться посредством символов, поэтому автор попытался найти в заведомо печальном сочетании осени и вечера позитивные моменты, с первых строчек стихотворения подчеркнув, что “светлость осенних вечеров” обладает особой, неизъяснимой прелестью. Наблюдая за тем, как на “грустно-сиротеющую землю” опускаются осенние сумерки, поэт сумел уловить тот момент, когда последние лучи света дотронулись до разноцветных крон деревьев, вспыхнув в яркой листве. И это восхитительное по красоте явление Федор Тютчев сравнил с “кроткой улыбкой увяданья” природы. И – тут же провел параллель с людьми, отметив, что у разумных существ подобное состояние зовется “божественной стыдливостью страданья”.
Примечательно то, что в стихотворении “Осенний вечер” поэт не разделяет такие понятия, как живая и неживая природа, справедливо считая, что все в этом мире взаимосвязано, и человек зачастую копирует в своих жестах и поступках то, что видит вокруг. Поэтому осень в творчестве Федора Тютчева ассоциируется с духовной зрелостью, когда человек осознает истинную цену красоты и сожалеет, что уже не может похвастаться свежестью лица и чистотой взгляда. И тем больше он восхищается совершенством природы, в которой все процессы цикличны и при этом имеют четкую последовательность. Огромный механизм, запущенный неведомой силой, никогда не дает сбоев. Поэтому к легкой грусти, которая навеяна сбрасывающими свою листву деревьям, ранними вечерами и порывистым холодным ветром, примешивается чувство легкости и радости. Ведь на смену осени придет зима, а после окружающий мир вновь переменится до неузнаваемости и запестреет сочными весенними красками. А человек, пройдя очередной жизненный цикл, станет чуточку мудрее, научившись находить чувственное удовольствие в каждом прожитом мгновении и ценить любое время года все зависимости от капризов природы, собственных предпочтений и предрассудков.
(No Ratings Yet)
- Осень в лирике русских поэтов (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова “Осень” и Ф. И. Тютчева “Осенний вечер”) Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они...
- Игорь Эммануилович Грабарь известный в истории русского искусства как замечательный живописец, музейный деятель, выдающийся педагог и архитектор. Каждая его работа излучает положительную энергетику и творческую активность. В его картинах всегда...
- Стихотворение “Не то, что мните вы, природа…” написано Тютчевым в лучших традициях русской гражданской обличительной поэзии восемнадцатого столетия. Вот только гневные речи Федора Ивановича обращены не к властителям и судьям,...
- “Всесилен я и вместе слаб…” – стихотворение, относящееся к раннему творчеству Тютчева. Точная дата его написания неизвестна. Наиболее вероятна версия, высказанная советским литературоведом и биографом поэта Пигаревым. По его мнению,...
- У А. А. Фета, замечательного русского поэта, был настоящий талант видеть и замечать те явления и мелочи в природе, которые остаются незаметными простому обывателю. На этот его талант возможно повлияли...
- Пейзажной лирике в творчестве Федора Тютчева отведено особое место. Являясь одни из основоположников русского романтизма, поэт уделял огромное внимание описаниям природы, не переставая восхищаться ее совершенством. Удивительные по красоте и...
- Тютчев – певец ночи. Темное время суток любил он гораздо больше дня, приносящего с собой ненавистный шум, говор и движение. По мнению поэта, солнечный свет скрывает от человека звездную бездну...
- Стихотворение “О, вещая душа моя!” , датированное 1855 годом, принято относить к философской лирике. По мнению литературоведов, в этом произведении ярко проявляется двойственность мироощущения поэта. В первой строфе Тютчев противопоставляет...
- Пейзажная Лирика Федора Тютчева – это особый мир, воссозданный поэтом на основании личных впечатлений. Однако воссозданный настолько точно и ярко, что каждое произведение позволяет читателям словно бы совершить небольшое путешествие...
- Роман Федора Тютчева с Еленой Денисьевой причинил поэту множество душевных страданий. Он любил эту хрупкую и удивительно красивую женщину, но не мог защитить ее от тех испытаний, которые были уготованы...
- Стихотворение “Silentium!” (в переводе с латинского “Молчи!” “Силентиум”) написано в 1830 году, относится к раннему творческому периоду Федора Тютчева. Нужно отметить, что молодой поет, не был амбициозным в своем таланте,...
- Знакомство Федора Тютчева с юной воспитанницей института благородных девиц Еленой Денисьевой в прямом смысле слова перевернуло жизнь 40-летнего поэта. Он вдруг осознал, что все его любовные увлечения являются мимолетными и...
- Личная жизнь Федора Тютчева складывалась весьма непросто и даже трагически. Свою первую супругу, Элеонору Петерсон, он потерял спустя 10 лет совместной жизни и очень долго винил себя в ее скоропостижной...
- Принято считать, что в жизни Федора Тютчева было всего лишь три женщины, которыми он по-настоящему восхищался. Однако дневники этого поэта и государственного деятеля хранят множество тайн, среди которых – отношения...
- Пейзажная лирика Федора Тютчева весьма богата и разнообразна. Являясь сторонником романтизма, поэт считает, что чувства и ощущения имеют гораздо более важное значение, чем их материальные проявления. Иными словами, намного лучше...
- “Умом Россию не понять…” – одно из самых известных и наиболее часто цитируемых произведений Федора Тютчева. Это стихотворение, созданное в 1866 году, является, к тому же, и самым коротким, так...
- Дипломатическая карьера Федора Тютчева складывалась весьма успешно, однако первые успехи на международном поприще были омрачены тяжелой болезнью супруги Элеоноры, урожденной графини Ботмер. Все дело в том, что в 1835 году...
- Сергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился в настоящего поэта, тонко чувствующего...
- Личная жизнь Федора Тютчева сложилась достаточно трагично, однако до конца жизни поэт был благодарен тем женщинам, которых любил, и которые отвечали ему взаимностью. Первая супруга Тютчева – Элеонора Петерсон –...
- У Федора Тютчева есть целый цикл произведений, посвященных Елене Денисьевой – возлюбленной поэта, которую он боготворил и считал своей музой. Личная жизнь Тютчева была предметом светских шуток и пересудов, так...
- В жизни Федора Тютчева было четыре женщины, к каждой из которых он испытывал очень нежные и возвышенные чувства. Его первый брак с немецкой графиней Элеонорой Петерсон был настолько счастливым и...
- Ранний период творчества Федора Тютчева напрямую связан с пейзажной лирикой. Однако в отличие от таких своих современников, как Аполлон Майков или же Афанасий Фет, Тютчев пытается не просто запечатлеть красоту...
- Тема смерти в творчестве Федора Тютчева поднимается несколько раз, и для этого есть веские основания. Сперва поэт теряет первую супругу, затем хорони свою любовницу Елену Денисьеву и двух детей. Каждый... Александр Блок на протяжении многих лет считал себя символистом и очень трепетно относился к знакам судьбы, пытаясь распознать их даже тем, где они отсутствовали. Однако до наших дней дошли стихотворения...
- Поэт Федор Иванович Тютчев уроженец Овстуга, что на Брянщине. Свое детство и юношество провел он именно здесь, откуда и пошла его трепетная любовь к русской природе, которую он сохранил несмотря...
- Не секрет, что свои ранние произведения Федор Тютчев создавал исключительно для себя, формулируя таким необычным образом свои мысли и чувства. Будучи дипломатом и достаточно известным государственным деятелем, он не стремился...
- Федор Тютчев вошел в историю русской литературы как непревзойденный лирик. Однако мало кто знает о том, что среди его произведений есть стихи, посвященные историческим событиям 1812 года. Тема войны с...
- Поклонник романтизма, Василий Жуковский далеко не сразу отважился публиковать собственные стихи. Поначалу он лишь восхищался творчеством немецких и английских поэтов, переводя их произведения и пытаясь подражать своим кумирам. Но, так...