Среди его работ можно встретить натуралистические зарисовки...
Алтея.
Ветка винограда.
Ветка крыжовника.
Герань.
Нарцисс.
Стрекоза.
Цветок кавалерская звезда.
Натюрморты...
Букет цветов, бабочка и птичка. 1820.
Ветка сирени и канарейка.
Интерьеры...
В комнатах.
В комнате за шитьем.
Семейный портрет.
Виды городов...
Вид Бергена.
Франценсбад. С дороги в Егер.
И их жителей...
Париж. Типы.
Жанровая живопись...
Возвращение.
Душенька любуется собою в зеркало. 1821.
У окна. Лунная ночь.
Медали...
Силуэты...
Наполеон на поле боя.
Наполеон у костра.
Мифология...
Нептун.
Пастораль.
Пир женихов Пенелопы.
Рыцарь Лебедя.
Портрет с семьей.
Фёдор Толстой родился в семье графа П. А. Толстого, начальника Кригс-комиссариата. С рождения был записан сержантом в Преображенский полк. Учился в Полоцком иезуитском коллегиуме, затем в Морском кадетском корпусе. Рано проявил талант к изобразительному искусству. Ещё учась в Морском корпусе, Толстой начал посещать Петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя. В 1804 г. подал в отставку и начал карьеру художника.
В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у И.П.Прокофьева.В 1809 г. создал свою первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого». В том же году он был избран почётным членом Академии художеств. В 1810 г. получил назначение в Петербургский Монетный двор.После победы в Отечественной войне 1812 года выпустил серию медальонов, пользовавшихся широкой известностью, использованных в варианте проекта Александровской колонны. Ф. Толстой становится известнейшим российским медальером, его серия из 21 медали-медальона, посвященная войне 1812 года, принесла создателю заслуженное признание.
В 1818 г. Толстой вступил в тайное общество «Союз Благоденствия», где состоял одним из руководителей (председателем Коренного Совета).В восстании декабристов не участвовал.
В 1849 г. Совет Академии художеств утвердил Толстого в должности профессора за заслуги в области скульптуры. Толстой также участвовал в оформлении Храма Христа Спасителя.
Умер Фёдор Петрович Толстой 13 (25) апреля 1873, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Пожалуйста не путайте с Фёдором Ивановичем Толстым - «Американцем»
Спасибо Катерине ака catherine_catt
за добавление фрагмента из "Записок" Ф.П.Толстого.
"В назначенное время я явился в кабинет ее величества, где она с тою же ласкою, как в первый раз, изволила меня принять и показала полученную коллекцию, которая ей очень нравилась. Эта коллекция состояла из восемнадцати разных цветков, писанных гвашевыми красками на грунтованной сероватого цвета бумаге, красиво расположенных и с французским шиком выполненных. Осматривая эту коллекцию и отдавая должную справедливость искусству парижского художника владеть гвашевыми красками, я сказал: "Мне кажется, что в принятой этим артистом манере изображать цветки видно более желание блестнуть эффектом и выставить свой вкус, нежели со строгою отчетливостию переводить с натуры на бумагу копируемый цветок, как он есть, со всеми малейшими подробностями, принадлежащими этому растению, отчего в этих так различных цветках с первого рисунка показывается какое-то будто бы сходство между собою, несмотря на их различные формы и колера". На это императрица сказала мне: "Попробуйте вы нарисовать какой-нибудь цветок и покажите мне". Не рисовав никогда цветов, я принял это предложение.
Вернувшись домой, я нашел в нашем крошечном садике куст довольно красивых светло-лиловых цветков о шести ли¬стках15. Сорвав небольшую ветку с двумя цветками и зеленью, я тот же час принялся ее срисовывать, но не акварелью, и не гвашью, и не на грунтованной бумаге, хотя тоже диковатого тона, приготовленной в Англии. Водяные краски, которые я употребляю для моих рисунков, почти все состоят из чистых природных корпусных красок, то есть различных охр, земель и химически добываемых из металлов и некоторых руд, и действую ими по принятому мною особому способу, который оказался особенно удобен для рисовки цветов и фруктов.
Через день рисунок был готов, и я отнес его императрице, которая, увидев его, очень хвалила и сказала мне, что она на¬ходит в моем цветке более жизни и верности с натурою. Та¬кое заключение ее величества об моем в первый раз написан¬ном с натуры цветке меня несказанно обрадовало, и я теперь в свободное время от сурьезных занятий буду писать цветы и фрукты.
С этих пор я начал писать по одиночке и группами разных сортов цветки, фрукты и ягоды, бразильских чудных форм и цветов бабочек, стрекоз, жучков (которых у меня большая коллекция), ярких колеров одноцветных, так и с металлическими отблесками, точно фольга разных цветов, или испещренных красивыми узорами из разных колеров. Так же и птичек Нового Света с их перышками ярких блестящих цветов, то одноколерных, то испещренных разными цветами, то с металлическим блеском цветной фольги, а иные местами блестят точно ярко раскалены уголья.
Впоследствии я сделал очень много рисунков во всех этих родах для императрицы Елизаветы Алексеевны, сделал ей несколько и больших рисунков, на которых были сгруппированы вместе цветы, фрукты, птички, бабочки, стрекозы и жучки. Ей же нарисовал я коллекцию бабочек из десяти экземпляров, между которыми есть несколько и с металлическими отливами. Императрице Марии Федоровне нарисовал коллекцию стрекоз в 12 экземплярах. Я рисовал как в этом роде, так и в других родах много рисунков в альбомы дам и кавалеров и не для одной царской фамилии."
Несмотря на аристократическое происхождение и графский титул, Федор Петрович Толстой (1783-1873) своим трудом зарабатывал на жизнь. Его семья жила чрезвычайно скромно, Толстые снимали маленький домик у Смоленского кладбища.
Зарянко С.К. «Портрет художника и скульптора Федора Петровича Толстого,
вице-президента Академии художеств». Ок. 1850
Удача вошла в дом в лице статс-секретаря Николая Михайловича Лонгинова. Он представил Толстого императрице Елизавете Алексеевне, а та попросила художника показать ей свои акварели. Одна из них, на которой была нарисована ветка смородины, чрезвычайно понравилась императрице. Толстой преподнес акварель ей в подарок.
Ф.П. Толстой.
«Ягоды красной и белой смородины»
.
1818.
Елизавета Алексеевна была очень довольна, и в ответ послала Толстому бриллиантовый перстень. Нужда в деньгах заставила Толстого перстень продать. Это позволило семье снять хороший дом в Петербурге. Но на этом история не закончилась. Елизавета Алексеевна еще несколько раз заказывала Толстому рисунок смородины для своих родственников за границей, и всякий раз художник получал за акварель дорогой перстень. Вспоминая потом эти годы, Федор Петрович говорил: «Тяжело мне приходилось, да выручала меня моя смородинка. Можно не шутя сказать, что целая семья питалась одной смородиной...»
Вообще-то Федор Петрович был медальером. Вот пара примеров того, чем он зарабатывал на жизнь (как видим из описанного выше, не очень успешно зарабатывал):
Народное ополчение 1812 года. 1816. Медальон. Воск
Первый шаг императора Александра за пределы России в 1813 году. Барельеф
Но как художник Федор Толстой работал в жанре «натюрморта-обманки». Такие натюрморты, с одной стороны, выглядят довольно примитивно и в то же время все на них настолько живо, что, кажется, можно потрогать и даже попробовать на вкус или ощутить запах изображенных на картинах ягод, цветов, что вот-вот улетит бабочка или вспорхнет птичка.
Толстой Ф.П. Букет цветов, бабочка и птичка. 1820
Толстой Ф.П. Цветок, бабочка и мухи. 1817
Вот как о натюрмортах Ф.П.Толстого писал Ю.М. Лотман в работе «„Натюрморт в перспективе семиотики“»: «... „На первый взгляд натюрморты этого типа могут показаться то ли данью примитивному натурализму, то ли чем-то относящимся к внехудожественному иллюзионизму, „tour de force“, демонстрирующим ловкое мастерство и более ничего. Такое представление ошибочно: перед нами игра на грани, требующая изощренного семиотического чувства и свидетельствующая о сложных динамических процессах, которые, как правило, протекают на периферии искусства еще до того, как захватывают его центральные сферы. Именно имитация подлинности делает понятие условности осознанной проблемой, границы и меру которой нащупывают и художник, и его аудитория. Если с этой точки зрения посмотреть, например, на акварель Ф. Толстого „Цветок, бабочка и мухи“, то нетрудно заметить, что на лежащем перед нами листе художник сталкивает разные типы условности: бабочка и цветок „как бы нарисованы“, а капли воды на рисунке и мухи, ползающие по нему и пьющие эту воду, „как бы настоящие“. Таким образом, бабочка и цветок становятся рисунками рисунка, изображениями изображения. Для того чтобы зритель уловил эту игру, ему необходимо тонкое ощущение семиотических регистров, ощущение рисунка как невещи, а вещи как нерисунка“...»
Толстой Ф.П. Ветка сирени и канарейка. 1819
Толстой Ф.П. Веточка винограда. 1817
Человек обширных и разнообразных познаний, Толстой, среди прочего, интересовался и ботаникой. В библиотеке Русского музея хранится некогда принадлежавший художнику атлас, посвященный флоре российской империи. Вступая в творческое соревнование с французским художником, чьи гуаши с изображением цветов однажды показала Толстому императрица Елизавета Алексеевна, он определил свою задачу так: «...со строгою отчетливостию переводить с натуры на бумагу копируемый цветок, как он есть, со всеми малейшими подробностями, принадлежащими этому растению...»
Зарянко Сергей Константинович
«Портрет художника и скульптора Федора Петровича Толстого, вице-президента Академии художеств» Ок. 1850.
Государственный Русский музей Санкт-Петербург
Будущий сержант Преображенского полка Федор Толстой лежал в люльке и пускал пузыри, а вокруг носились мамки-няньки.
Феденька у нас красивый! Умный! - радостно причитали они. - Вырастет - генералом будет...
Но тут за печкой кто-то хихикнул:
Чего не будет, того не будет!
Мамки-няньки, конечно, перепугались и принялись креститься, решив, что это балует домовой. Но то был вовсе не домовой, а старый сверчок Карл Иваныч. Как все сверчки, он был немножко волшебником: умел разговаривать по-человечески и к тому ж знал много такого, что людям неведомо. Например, умел предсказывать судьбу. Но кто станет слушать сверчка...
Ветка сирени и канарейка
Федины предки Толстые всегда верно служили отечеству. Их древний род происходил от рыцаря Индриса. Четыреста с лишним лет назад этот воин-чужестранец с сыновьями и дружиной из трех тысяч человек прибыл на Русь и стал служить русским князьям. Его правнук Андрей Харитонович был воеводой в Москве. Человек могучий, он любил поесть от души, за что и получил от князя Василия Темного прозвище Толстой.
Из рода в род Толстые были военными: в Древней Руси служили воеводами, а когда в России все пошло на европейский манер, они стали генерал-адъютантами, генерал-
поручиками, генерал-аншефами.
Так что участь маленького Феди Толстого была решена, как только он родился: отец, граф Толстой, записал сына в знаменитый полк для прохождения воинской службы. Так
тогда было принято.
«В комнате за шитьем»
Дворянские мальчики в те времена, вырастая, становились военными. Это еще царь Петр I завел: всем дворянам служить в армии, и притом службу начинать с нижних чинов - простыми солдатами. Мысль-то была правильная: послужит молодой барин сначала солдатиком, поест солдатской каши, узнает, почем фунт лиха, и уж тогда, став офицером и командиром, солдат своих будет уважать и жалеть. Да вот только дворянам вовсе не хотелось служить простыми солдатами. А потому они придумали такую хитрость: записывать сыновей на службу малышами! Лет до семнадцати мальчики жили себе дома при родителях, а все это время в полку им шли чины и звания. И служить они начинали уже офицерами.
Вот и младенец Федор Петрович спал себе в люльке, а служба шла. По вечерам, когда нянюшки укладывали его в постель и, перекрестив, задували свечу. Федя шептал:
Карл Иваныч, уже можно - все ушли...
Тогда из своего потайного уголка выпрыгивал старый сверчок и, удобно устроившись на спинке кровати, принимался рассказывать Федюшке сказки. А тот слушал их, обо всем позабыв, - и глухими зимними ночами, когда продрогший месяц заглядывает в окошко и, кажется, просит пустить его погреться, и в чудесную летнюю пору белых ночей, когда светлым-светло в самую полночь... Так и рос потихоньку Федя в родительском доме под сказки старого сверчка. И в генералы не собирался. Ему сверчок сказал, что не его это судьба.
«Возвращение»
А кем я буду, Карл Иваныч? - спросил он как-то у своего друга.
Про то не могу тебе сказать. - отвечает сверчок. - Сам любимое дело в жизни найти должен.
А как его найти?
В школу Федя не ходил. По обычаям того времени, мальчики из родовитых дворянских семей получали домашнее образование: учителя приходили к ним домой. Но раньше, чем читать и писать, научился Федя рисовать. И способности к этому занятию выказал необыкновенные. Рано понял Федя, какое дело у него в жизни самое любимое.
И отец, конечно, гордился талантом мальчика.
Славно рисует Феденька мой! - говаривал. - Пусть балуется сыночек, пока мал. Потом-то, когда служить пойдет, не до того будет.
А когда Федя подрос и сказал отцу, что хочет стать художником, граф Петр ответил:
Слушать не желаю!
И отдал его учиться в Морской кадетский корпус. Потому что знатный и богатый молодой человек мог рисовать просто так, для себя, но стать профессиональным художником - ни за что! Для родовитого дворянина это считалось тогда неприличным. А Федя Толстой был граф!
«У окна. Лунная ночь»
Плакал Федя, а что поделаешь? Как против воли отца пойти?
Стал он учиться морским наукам: как кораблем управлять, как из пушек по неприятелю метко стрелять, названия всех парусов на военном корабле-фрегате наизусть знал! А в свободное время тайком посещал занятия в Академии художеств. Ну, не мог Федя не рисовать.
Вот-вот учеба закончится и станет Федя морским офицером. Отец радуется. А Федя грустный ходит. Думает: в первом же бою подставлюсь под пулю, не хочу жить.
Вот до чего доходит, когда у человека есть любимое дело, а его - нелюбимым заставляют заниматься. Только подумал так Федя, слышит тоненький голосок:
Как не стыдно, Федор Петрович! Экое дело скверное ты удумал!
Глядь, а у него на плече, на темном морском мундире, старый сверчок сидит и головой качает.
Не мила мне жизнь, - вздохнул Федя. - А поменять ничего не могу - батюшка рассердится.
Смерти не боишься, а батюшку боишься?
Задумался Федя: а и правда! Перекрестился для храбрости и пошел в Академию художеств учиться. Тут уж мысли о смерти от него отступили: Федор Толстой выучился на художника и счастливо прожил до девяноста лет.
Бабочка
Позже он решил стать скульптором, а потом и медальерным искусством занялся. Россия в ту пору воевала с французским императором Наполеном. А когда русская армия победила и прогнала захватчика, Федор Толстой сделал серию медалей, на которых были запечатлены подвиги русских солдат и офицеров.
Очень быстро художник, скульптор и медальер Толстой стал знаменит. Медальерное искусство было всеми почитаемо. Хоть и сердился на Федора отец, а пришлось ему смириться с выбором Федора. Ведь сам император Александр I признал заслуги его сына и определил молодого художника работать в Эрмитаже и на Монетном дворе!
Ф. П.Толстой. Народное ополчение 1812 года. 1816. Медальон. Воск
Рисовать Федор Петрович любил и рисовал много: бабочек, цветы, листья - красоту летнего мира. Эти маленькие очаровательные картинки во всем Петербурге украшали гостиные и детские комнаты дворянских особняков.
Иногда у него спрашивали:
Федор Петрович, а почему вы не пишете большие картины?
А он в ответ пожимал плечами:
Господа, но разве дело в размерах холста? Цветок и бабочка - такие маленькие, а как глаз радуется от этой красоты...
Стрекоза
Больших картин у Толстого было не очень много. Он с удовольствием писал интерьеры дворянских домов.
А на самой знаменитой своей картине художник изобразил светлую уютную комнату в своем доме и себя в окружении семьи. На стене висит картина другого русского художника - Сильвестра Щедрина,Толстым почитаемого. И совершенно очевидно, что это добрая семья, где все любят друг друга: лица у детей и у взрослых спокойные и умиротворенные.
«Семейный портрет» 1830
Государственный Русский музей
Художник Фёдор Петрович Толстой с первой женой Анной Фёдоровной и дочерьми Елизаветой (сидит) и Марией
Хорошо, счастливо жил художник Федор Толстой. Он много и с удовольствием работал и вскоре был избран академиком и профессором Академии художеств. А позже стал и ее вице-президентом и сделал много доброго для молодых художников и для всей русской культуры.
Но, может быть, самым главным в его жизни было то, что в юности граф Толстой не побоялся нарушить семейную традицию и стал не генералом, а художником. А не поступи он так, кто знает, может, и другие именитые русские люди махнули бы рукой на свой талант, не отважившись заниматься любимым делом. Вот и родственник Федора Петровича, тоже граф, может, так и остался бы офицером-артиллеристом, и тогда не было бы у нас великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. А потому низкий поклон Толстому за то, что он научил современников уважать людей искусства.
«В комнатах» Не ранее 1832
«Душенька любуется собою в зеркало» 1821
Государственная Третьяковская галерея
«Пастораль»
«Рыцарь Лебедя»
«Портрет М.И.Аврориной»
1845
Портрет неизвестной(второй жены Ф.П. Толстого, А.И.Толстой, урожденной Ивановой
«Вид в Парголовском»
Бой при Малом Ярославце в 1812 году. Барельеф
Первый шаг императора Александра за пределы России в 1813 году. Барельеф
Наполеон у костра. Силуэт
Наполеон на поле боя. Силуэт
Птичка
Ветка липы в цвету
Ветка винограда
«Ветка малины, бабочка и муравей»
«Ягоды красной и белой смородины»
1818.
Ветка крыжовника
Клубника
«Герань»
«Цветы настурции»
Толстой Федор Петрович (1783-1873)Толстой Федор Петрович (1783-1873)
Толстой (граф Федор Петрович) - медальер, скульптор, живописец, гравер, один из наиболее влиятельных деятелей в области русского искусства (1783 - 1873).
Первоначальное образование он получил в родительском доме в Санкт-Петербурге и очень рано выказал любовь и необыкновенную способность к рисованию. Был отдан в полоцкий иезуитский коллегий, где сильное влияние на него имел известный патер Грубер; оттуда Толстой поступил кадетом в морской корпус, из которого, в 1802 г., выпущен мичманом в балтийский гребной флот.
Не переставая заниматься рисованием, положительное призвание к искусству почувствовал лишь по своем производстве в мичманы. Решившись учиться ваянию и медальерному искусству в Академии Художеств, Толстой стал посещать классы академии в качестве вольноприходящего ученика и, для большей успешности своих занятий в ней, вышел в 1804 г. в отставку. Усердная работа в академических классах и изучение литературы и истории быстро развили дарование молодого художника, так что уже в 1806 г. он обратил на себя внимание императора Александра I , который определил его на службу в Эрмитаж, а в 1809 г. в монетный департамент, медальером.
В том же году Академия Художеств избрала его в свои почетные члены. В 1825 г. он был сделан преподавателем в медальерном классе академии, в 1828 г. назначен ее вице-президентом, в 1842 г. возведен в звание профессора медальерного искусства, а через год после того - и в звание профессора скульптуры. Должность вице-президента он занимал до последовавшего в 1859 г. преобразования академии, после чего состоял до конца своей жизни товарищем президента. В 1854 г. торжественно праздновалось пятидесятилетие его художественной деятельности и по этому случаю была выбита медаль в его честь.
В истории русского искусства граф Толстой занимает одно из самых видных мест не только как даровитый, просвещенный и многосторонний художник, но и как человек, своим переходом из аристократической среды на поприще искусства возвысивший значение артистической профессии в глазах общества и долговременным пребыванием своим на посте вице-президента академии много способствовавший развитию молодых художников.
Талант графа Толстого ярче всего выказался в работах по медальерной части, каковы двадцать медальонов с аллегорическими изображениями событий отечественной войны 1812 - 14 годов, двенадцать подобных же медальонов в память персидской и турецкой войн 1826 - 29 годов, медали: поднесенная виленским университетом графу Ф. Чапскому, от Санкт-петербургского ополчения принцу Александру Вюртембергскому, в память избрания великого князя Николая Павловича в канцлеры Абосского университета, на кончину императора Александра I, на усмирение венгерского восстания, в память герцога Максимилиана Лейхтенбергского и мн. др.
По части собственно скульптуры, важнейшие произведения графа - сочиненные и моделированные им четыре главных и восемь побочных входных дверей московского Храма Спасителя, с орнаментами и колоссальными круглыми фигурами и бюстами различных святых, поясное изваяние Христа, бюст Морфея в венке из лупинов, бюст императора Николая I в славянских доспехах и царской порфире и статуя нимфы, льющей воду из кувшина в петергофском дворцовом парке.
Пелагея - Не уходи.
Русский художник, медальер Федор Петрович Толстой и его работы.
Среди его работ можно встретить натуралистические зарисовки...
Алтея.
Ветка винограда.
Ветка крыжовника.
Герань.
Нарцисс.
Стрекоза.
Цветок кавалерская звезда.
Натюрморты...
Букет цветов, бабочка и птичка. 1820.
Ветка сирени и канарейка.
Интерьеры...
В комнатах.
В комнате за шитьем.
Семейный портрет.
Виды городов...
Вид Бергена.
Франценсбад. С дороги в Егер.
И их жителей...
Париж. Типы.
Жанровая живопись...
Возвращение.
Душенька любуется собою в зеркало. 1821.
У окна. Лунная ночь.
Медали...
Силуэты...
Наполеон на поле боя.
Наполеон у костра.
Мифология...
Нептун.
Пастораль.
Пир женихов Пенелопы.
Рыцарь Лебедя.
Портрет с семьей.
Фёдор Толстой родился в семье графа П. А. Толстого, начальника Кригс-комиссариата. С рождения был записан сержантом в Преображенский полк. Учился в Полоцком иезуитском коллегиуме, затем в Морском кадетском корпусе. Рано проявил талант к изобразительному искусству. Ещё учась в Морском корпусе, Толстой начал посещать Петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя. В 1804 г. подал в отставку и начал карьеру художника.
В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у И.П.Прокофьева.В 1809 г. создал свою первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого». В том же году он был избран почётным членом Академии художеств. В 1810 г. получил назначение в Петербургский Монетный двор.После победы в Отечественной войне 1812 года выпустил серию медальонов, пользовавшихся широкой известностью, использованных в варианте проекта Александровской колонны. Ф. Толстой становится известнейшим российским медальером, его серия из 21 медали-медальона, посвященная войне 1812 года, принесла создателю заслуженное признание.
В 1818 г. Толстой вступил в тайное общество «Союз Благоденствия», где состоял одним из руководителей (председателем Коренного Совета).В восстании декабристов не участвовал.
В 1849 г. Совет Академии художеств утвердил Толстого в должности профессора за заслуги в области скульптуры. Толстой также участвовал в оформлении Храма Христа Спасителя.
Умер Фёдор Петрович Толстой 13 (25) апреля 1873, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Пожалуйста не путайте с Фёдором Ивановичем Толстым - «Американцем»
Спасибо Катерине ака catherine_catt
за добавление фрагмента из "Записок" Ф.П.Толстого.
"В назначенное время я явился в кабинет ее величества, где она с тою же ласкою, как в первый раз, изволила меня принять и показала полученную коллекцию, которая ей очень нравилась. Эта коллекция состояла из восемнадцати разных цветков, писанных гвашевыми красками на грунтованной сероватого цвета бумаге, красиво расположенных и с французским шиком выполненных. Осматривая эту коллекцию и отдавая должную справедливость искусству парижского художника владеть гвашевыми красками, я сказал: "Мне кажется, что в принятой этим артистом манере изображать цветки видно более желание блестнуть эффектом и выставить свой вкус, нежели со строгою отчетливостию переводить с натуры на бумагу копируемый цветок, как он есть, со всеми малейшими подробностями, принадлежащими этому растению, отчего в этих так различных цветках с первого рисунка показывается какое-то будто бы сходство между собою, несмотря на их различные формы и колера". На это императрица сказала мне: "Попробуйте вы нарисовать какой-нибудь цветок и покажите мне". Не рисовав никогда цветов, я принял это предложение.
Вернувшись домой, я нашел в нашем крошечном садике куст довольно красивых светло-лиловых цветков о шести ли¬стках15. Сорвав небольшую ветку с двумя цветками и зеленью, я тот же час принялся ее срисовывать, но не акварелью, и не гвашью, и не на грунтованной бумаге, хотя тоже диковатого тона, приготовленной в Англии. Водяные краски, которые я употребляю для моих рисунков, почти все состоят из чистых природных корпусных красок, то есть различных охр, земель и химически добываемых из металлов и некоторых руд, и действую ими по принятому мною особому способу, который оказался особенно удобен для рисовки цветов и фруктов.
Через день рисунок был готов, и я отнес его императрице, которая, увидев его, очень хвалила и сказала мне, что она на¬ходит в моем цветке более жизни и верности с натурою. Та¬кое заключение ее величества об моем в первый раз написан¬ном с натуры цветке меня несказанно обрадовало, и я теперь в свободное время от сурьезных занятий буду писать цветы и фрукты.
С этих пор я начал писать по одиночке и группами разных сортов цветки, фрукты и ягоды, бразильских чудных форм и цветов бабочек, стрекоз, жучков (которых у меня большая коллекция), ярких колеров одноцветных, так и с металлическими отблесками, точно фольга разных цветов, или испещренных красивыми узорами из разных колеров. Так же и птичек Нового Света с их перышками ярких блестящих цветов, то одноколерных, то испещренных разными цветами, то с металлическим блеском цветной фольги, а иные местами блестят точно ярко раскалены уголья.
Впоследствии я сделал очень много рисунков во всех этих родах для императрицы Елизаветы Алексеевны, сделал ей несколько и больших рисунков, на которых были сгруппированы вместе цветы, фрукты, птички, бабочки, стрекозы и жучки. Ей же нарисовал я коллекцию бабочек из десяти экземпляров, между которыми есть несколько и с металлическими отливами. Императрице Марии Федоровне нарисовал коллекцию стрекоз в 12 экземплярах. Я рисовал как в этом роде, так и в других родах много рисунков в альбомы дам и кавалеров и не для одной царской фамилии."