Агеева С.В., учитель-логопед, МСКОУ “школа-интернат VIII вида” г.Кизела Пермского края.
В школе уделяется много внимания формированию зрительного восприятия и исправлению его дефектов. Это предусмотрено содержанием учебных программ вспомогательной школы. При оптической дисграфии у умственно отсталых детей наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв.
В связи с этим при устранении такого нарушения письма проводится работа в следующих направлениях:
- развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса);
- развитие буквенного гнозиса.
Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса). С целью развития зрительного гнозиса предлагаются следующие задания:
- Назвать предметы по их контурам.
- Назвать недорисованные предметы (например: рыба без хвоста, машина без колеса, стол без ножки и так далее).
- Назвать перечеркнутые изображения.
4. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга:
5.Определить, что неправильно нарисовал художник.
6.Распределить изображения предметов по их реальной величине.
Предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине.
7. Подбор картинок к определенному цветовому фону.
Детям предлагаются фоны (“лужайки”) разного цвета: красного, зеленого, желтого, синего, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуза огурца, листа; цыпленка репы, дыни; мака, помидора, клубники; сливы, василька, синей ленты.
Дается задание положить картинку на свою “лужайку”.
8.“Геометрическое лото”.
У детей большие карты. На каждой из карт геометрическая фигура: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Кроме того, имеются картинки с изображением различных предметов. Логопед показывает нарисованный предмет. Дети определяют, на что похож этот предмет (на круг, овал, треугольник, квадрат). Изображение предмета кладется на карту с похожей геометрической фигурой.
Можно предложить следующие предметные картинки: тарелка, арбуз, мяч, шарик; яйцо, дыня, огурец; крыша дома, лист треугольной формы, дорожный знак; платок, скатерть, шахматная доска; кузов машины, картина, книга.
9. Подбор одинаковых полосок. Детям предлагаются разноцветные полоски, состоящие из двух частей (с белой полоской внизу). Например:
Логопед показывает одну из полосок. Дети находят аналогичную полоску.
10. Подбор парных карточек с геометрическими фигурами. Предлагаются карточки с тремя геометрическими фигурами. Например:
Каждому ребенку дается серия из трех карточек.
Фигуры могут быть раскрашены разным цветом: красный треугольник, синий квадрат, зеленый круг, желтый овал и т.д.
Логопед показывает одну из карточек. Детям дается задание показать парную (точно такую же).
11. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.
12. Дорисовывание симметричных изображений.
13.Составление разрезанных на части картинок (на 2, 3, 4, 5, 6).
14. Выполнение тестов Равенна. Детям предлагаются матрицы Равенна с вырезанными частями и несколько вставок (детский вариант). Детям предлагается найти нужную вставку.
15. Конструирование из кубиков Кооса. Каждый кубик разделен по диагонали и раскрашен разным цветом. Предлагается составить различные узоры.
16. Анализ нелепых картинок. Детям предлагается рассмотреть картинки и определить, что на них нарисовано неправильно.
17. Для тренировки восприятия можно воспользоваться и матрицей, содержащей геометрические фигуры не только разной формы, но и белого и черного цвета.
Задания школьнику:
а) сколько раз встречаются белые квадраты?
б) сколько раз встречаются черные квадраты?
в) сколько раз встречаются белые круги?
г) сколько раз встречаются черные круги?
д) сколько раз встречаются белые треугольники?
е) сколько раз встречаются черные треугольники и т.д.
18. Для тренировки восприятия целесообразно также использовать матрицу с геометрическими фигурами разного размера.
Задания школьнику:
а) сколько раз встречается маленький квадрат?
б) сколько раз встречается большой квадрат?
в) сколько раз встречается большой круг?
г) сколько раз встречается маленький круг?
д) сколько раз встречается большой треугольник?
е) сколько раз встречается маленький треугольник?
19. “Рисуем вместе”.
Оборудование: большой лист (2 метра×1,6 метра) белой бумаги и цветные мелки или восковые цветные толстые карандаши (для каждого учащегося).
Направленность задания: актуализация имеющихся представлений, образов в памяти, активизация восприятия целого по отдельным элементам, пространственных отношений, пропорций, умения комбинировать и перекомбинировать образы, выработка навыков совместной работы.
Процедура проведения: учитель предлагает детям нарисовать вместе картину “Игры в школьном дворе”. Подробно объясняют, что дети будут рисовать по очереди, каждый своим мелком или карандашом. Рисовать надо только то, что относится к играм, и нельзя повторять то, что уже есть на рисунке. Чтобы получилась интересная и красивая картина, надо стараться учитывать размеры изображаемого, цвет, пространственное расположение на листе. По завершению работы проводится коллективная оценка и анализ того, что сделано.
20. “Составить рассказ” (в основе методика ТАТ).
Оборудование: картинка с изображением некоторой ситуации (из школьной или совместной жизни).
Направленность задания: учить использовать имеющийся опыт, устанавливать причинно-следственные зависимости, воспринимать сюжет в целом, логично излагать воспринятое и давать ему эмоциональную оценку.
Процедура проведения: перед ребенком кладут картинку и просят ее рассмотреть.
Инструкция: “Составь рассказ по этой картинке, но обязательно расскажи, что было до этого, что сейчас происходит и что будет потом”.
Работа проводится индивидуально и фронтально на уроках чтения, развития речи.
Это задание может иметь другой вариант: ребенка просят нарисовать начало (первую картинку) и конец рассказа (третью картинку). Можно проводить фронтально.
21. “Собери картинку”.
Оборудование: фигуры из картона, изображающие разные предметы (дом, дерево, полоски для забора, гриб, две уточки, озеро, птица).
Направленность задания: активизация прошлого опыта, развитие целостного восприятия, образных представлений, составление рассказа с опорой на картинки.
Процедура проведения: перед ребенком в беспорядке кладут отдельные фигуры и предлагают составить картинку, а затем “сочинить” рассказ по ней. Работа по созданию композиции может проводиться коллективно, а затем каждый придумывает свой рассказ, после чего “творчество” детей получает оценку.
Изображения для создания композиции можно подобрать в зависимости от учебного предмета и темы урока.
22. “Дорисуй фигуры”.
Цель: развивать точность восприятия.
Инструкция:
Ребята, посмотрите на рисунки. Здесь вы видите, что линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Ваша задача их дорисовать.
23. “Посмотри”.
Цель: развивать наблюдательность.
Инструкция:
Внимательно осмотри комнату, в которой мы находимся. Найди предметы, которые состоят или в которых есть круг, окружность. Кто из вас больше найдет таких предметов? Запишите.
24. “Опиши предмет”.
Цель: развивать восприятие предметов и узнавание признаков в изображении этих предметов.
Инструкция:
Ребята, посмотрите внимательно на этот предмет (игрушечный зайчик, яблоко, карандаш и так далее). Что это? Какой он? Нужно назвать как можно больше признаков этого предмета. Ребята, как вы думаете, какая это вещь – хорошая, нужная, или наоборот; для чего она служит? Не забудьте обратить внимание на цвет предмета, его форму, назначение и так далее.
25. “Закрась фрукты”.
Цель: развивать способность к цветовосприятию.
Детям даются рисунки с черно – белым изображением различных фруктов и цветные карандаши. Дается задание: закрасить каждый фрукт в соответствующий цвет. Вместо фруктов могут быть изображения овощей, цветов, животных и других предметов.
В процессе работы по развитию буквенного гнозиса предлагаются следующие задания:
1. Найти букву среди ряда других букв (после длительного и кратковременного предъявления).
2. Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом (печатным и рукописным). Для этого логопед предлагает детям карточки с различными буквами: а, о; х, ж; и, ш.
3. Определить букву в неправильном положении.
4. Обвести контурные изображения букв.
5. Выделить буквы, наложенные друг на друга (написать или назвать).
6. Дописать букву.
7. На фоне контурных изображений предметов найти “спрятавшиеся” буквы.
8. Конструирование печатных и рукописных букв из элементов.
Основная цель работы над различением смешиваемых на письме букв заключается в том, чтобы любыми возможными путями довести до сознания ребенка разницу вначертании этихбукв. Если это будет достигнуто, то не останется больше и почвы для буквенных замен, но все же для окончательного их преодоления нужно будет провести достаточное количество письменных упражнений. Они помогут преодолеть уже закрепившуюся у ребенка неправильную “моторную память руки”.
Вот некоторые приемы работы над различением букв.
- Сравнение двух смешиваемых ребенком букв, сопровождаемое словесным описанием имеющихся между ними различий. Например: у буквы и только два крючочка, а у ш – три; у буквы р палочка длинная, а у п - короткая; у буквы ш только три крючочка, а у щ , кроме них, есть еще один дополнительный элемент и так далее.
- Письмо смешиваемых букв в воздухе, что позволяет за счет подключения движений руки лучше уловить имеющиеся различия. Глаза ребенка при этом должны быть закрыты, поскольку движение руки здесь должно сыграть компенсирующую роль по отношению к недостаточно тонкому зрительному восприятию.
- Называние ребенком рядом написанных сходных по начертанию букв. Нужно добиваться безошибочного называния букв. Это может быть достигнуто путем соответствующих пояснений, подчеркивания различий и достаточного количества повторных упражнений.
- Конструирование (складывание) букв из элементов, вырезанных из картона. Например, букву и ребенок складывает из двух крючочков, а ш – из трех и тому подобное.
- Реконструирование букв, то есть как бы “переделка” одной буквы в другую. Например: “Что нужно сделать для того, чтобы из буквы щ получить ш ? А как можно переделать букву и в ц ?”. Приводим некоторые возможные варианты реконструирования печатных и рукописных букв:
- “Достраивание” букв путем добавления к ним недостающих элементов.
- Нахождение “спрятавшихся” букв в так называемых “совмещенных буквах”. Ребенку предлагается определить, сколько и каких букв “спряталось” в каждой из фигур. Данные в скобках ответы, конечно, закрываются от ребенка.
Ы - Ь - Ъ - Б - В - З
Т - Г - П - Н - И
А - Д - Л - М
т - п - р - г
и - ш - ц - щ
Как видим, все эти упражнения как бы “бьют в одну цель”, поскольку при их выполнении ребенок должен постоянно думать об особенностях начертания букв, находить в них не только сходство, но и различие. В конечном итоге это и обеспечит прочное усвоение букв.
Особенностью предлагаемых упражнений является и то, что все они проводятся устно, без записи ребенком смешиваемых букв (за исключением написания в воздухе), что далеко не случайно. Переход к письму возможен лишь после четкого уяснения ребенком различий между смешиваемыми им буквами. Прежде, чем писать, нужно точно знать, как именно пишется каждая из букв. Только при этом условии может быть гарантировано правильное написание ребенком оптически сходных букв.
На заключительном этапе работы можно перейти, наконец, к письменным упражнениям.
Очень полезно письмо смешиваемых (или искажаемых при написании) букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: ц , ц , ц , щ , щ , ц. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит.
После исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму под диктовку слогов, а затем и слов с этими буквами: ща , ца , ца , ща , ца , ща , ащ , ац ; шуба , щенок , щепка … Перед записью каждого слога и слова ребенок обязательно должен сказать, какую из “сомнительных” букв он собирается написать и из каких элементов она состоит. Такие предварительные “отчеты” очень важны для предупреждения ошибочного написания букв, без чего невозможна выработка правильных и устойчивых зрительно – двигательных стереотипов слов.
Список литературы:
- Белошеева А.А., Голышева В.В. Психические расстройства у детей. Речевые нарушения у детей/ Серия “В семье больной ребёнок”. – Пермь: Здравствуй, 2009. – 270 с.
- Мазепина Т.Б. Развитие познавательных процессов ребёнка в играх, тренингах, тестах/ Серия “Мир нашего ребёнка”. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 64 с.
- Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты. Часть I. – Волгогорад, издательство Гринина А.Е., 2001. – 64 с.
- Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с: ил.
Презентация подготовлена для родителей детей подготовительной группы детского сада и педагогов. На слайдах представлены задания и упражнения для формирования зрительного образа буквы. Материал может быть использован учителями-логопедами на родительских встречах и консультациях, на педагогических советах.
При обучении детей письму в школе могут возникнуть специфические логопедические ошибки, которые выражаются в зеркальном написании букв. В русском языке 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности:
Б В Г Д Е Ё З И Й К Л Р С У Ц Ч Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы и её зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развить у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Дети должны чётко усвоить понятия «верх», «низ», «право», «лево». Для решения этих задач предлагаются следующие игры и упражнения.
«Волшебный квадрат»
В центре сетки находится фишка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчёта всегда ведётся только от центра. Например, даётся команда: вверх – вправо. Ребёнок передвигает свою фишку по листу бумаги, отмечая, где она остановилась. В данном примере это – правый верхний квадрат. Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений от 2 – 3 до 8 – 10. Для усложнения игры ребёнку предлагается не двигать рукой фишку, а мысленно представлять её перемещение, глядя на таблицу. На следующем этапе ребёнок с закрытыми глазами определяет путь фишки и отвечает, где она остановилась.
В результате этой игры легко усваиваются понятия «верх», «низ», «право», «лево», а также дети запоминают названия квадратов:
1 – центральный квадрат;
2 – правый центральный квадрат;
3 — левый центральный квадрат;
4 – верхний центральный квадрат;
5 – нижний центральный квадрат;
6 – правый верхний квадрат;
7 – правый нижний квадрат;
8 – левый верхний квадрат;
9 — левый нижний квадрат.
Диктанты для рисования орнаментов и букв.
Например, поставить точку на листе бумаги в клетку и от неё вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:
5 клеток — вниз — , 1- вправо, 4 – вверх, 2 – вправо, 1 – вверх, 3 – влево.
Если нет ошибок, то получится буква «Г», которую дети штрихуют. Подобным образом дети могут написать под диктовку любую букву.
Найти недостающие элементы буквы.
Какая буква «сломалась»?
Нахождение букв в геометрических фигурах.
Например, в приведённом квадрате предлагается отыскать спрятавшиеся буквы: У,И,М,П и т.д. Параллельно можно выложить контур буквы из палочек.
Предъявление букв разного шрифта.
Печатные, прописные, строчные, стилизованные.
Демонстрация букв в разном положении.
Поиск букв, наложенных друг на друга (одна на фоне другой).
Реконструирование букв.
Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку.
Определение букв, которые можно выложить из 2,3,4 палочек.
Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой.
На что похожа буква?
А – антенна, стремянка;
У – уши, сучок, вешалка.
Определение буквы (геометрической фигуры), «написанной» пальцем на спине, на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).
Ощупывание объёмных букв закрытыми глазами.
Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы.
Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так ложные (зеркальные) буквы.
Cоставитель:
Зезюлина Светлана Владимировна,
учитель-логопед высшей категории,
МБДОУ № 26 ДС «Жемчужинка»
города Смоленска
Для того чтобы ребёнок прочно усвоил буквы, он должен пройти следующие этапы их изучения.
Основное направление: от звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа буквы к расчленённому (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные потом строчные).
Про гласный [Я] должны мы рассказать, его мы можем даже показать. Ведь состоит он из [Й] и [А] посмотрите и запомните друзья!
Ладошки крепко мальчики сцепили, букву Ж изобразили!
Выделение изучаемого звука из слов.
Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в ударном слоге (желательно без стечения согласных).
Называние буквы.
Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются твёрдыми звуками, например звук [с] обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ.
Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.
Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в чёрно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно чёрно-белый вариант, чтобы ребёнок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов.
Подбор зрительного образа к букве (вариант ребёнка).
Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т. п. Инициатива у детей.
Важно, чтобы ребёнок самостоятельно представил образ буквы. Причём у каждого ребёнка будет свой зрительный образ.
Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога).
Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы. Важно, чтобы педагог предлагал вариант графического образа уже после того, как ребёнок представил свой.
Желательно, чтобы в названии графического образа, предлагаемого педагогом, звук, обозначенный данной буквой, находился в сильной позиции. Например, буква О похожа на обруч, а У — на уши.
Со шнурками мы играли, ими буквы шнуровали, значит, лучше их запоминали.
Буквы заболели у нас вот так да! Диана как доктор полечит их всегда. Букву быстро может она узнать и недостающий элемент у неё дописать.
Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.
Например:
О как обруч. Захочу -По дороге покачу!
Букву Г я не боюсь, Г-не злой, а добрый гусь.
Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.
Анализ буквы.
Дети определяют следующее:
— из каких элементов состоит буква;
— из скольких элементов состоит буква;
— как расположены эти элементы в пространстве.
Конструирование и реконструирование букв.
Операции проводятся на печатных (позднее рукописных)буквах.
Оборудование: палочки (счётные), спички, полоски бумаги, верёвка или шнурок, элементы букв, вырезанные из бумаги, элементы конструктора.
Выкладывание букв из палочек, спичек и т. д.
Дети знакомятся с тем, что все буквы состоят из частей (элементов); комбинируя эти части, можно составить буквы.
Знакомство с объёмным вариантом буквы.
Например, буква изготавливается из пенопласта. При ощупывании буквы развиваются операции стереогноза.
Развитие тактильного восприятия буквы.
Дети пальцем обводят контуры буквы, изготовленной, например, из наждачной бумаги (бархатной).
Леша строит букву из осколков. На букву «Е» похожа буква «Ё» лишь только сверху точки у неё. Три слова назовешь на «Ё» ёлка еж и ёрш и все ужасно колко как осколки и ёж и ёрш и ёлка.
Чтобы лучше буквы запоминать и быстрее хорошо научиться читать, мы их можем на ладони написать и даже пальчиком на лице рисовать.
Закрепление (автоматизация) образа буквы.
Используются следующие приёмы:
— вырезание буквы ножницами;
— лепка буквы из пластилина;
-выкладывание буквы из геометрических фигур, мозаики, семян и т. п.
Знакомство с траекторией движений при написаний
буквы.
— обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;
— обведение буквы по трафарету;
— обведение буквы по контуру;
— запись буквы в воздухе;
— запись буквы мокрым пальцем на доске, на стекле, на песке и др.
— письмо буквы на ладони, на спине (дермолексия).
Автоматизация звукобуквенных связей.
Предлагаются дидактические игры:
-пантомима «Живая буква» (дети изображают букву всем телом);
— изобрази букву с помощью пальцев;
— нахождение буквы по образцу: «Найди такую же букву, как я покажу!»;
— нахождение буквы без опоры на образец: «Найди букву, которую я назову!»;
— называние буквы: «Какая это буква? Назови!»;
— определение буквы, написанной на спине, ладони: «Какую букву я написала?»;
— нахождение букв среди других знаков (букв другого алфавита, нот, математических знаков, цифр и т. д.);
-узнавание букв, написанных разными шрифтами (в том числе и декоративными);
— нахождение буквы в различных сюжетных изображениях;
— узнавание буквы, изображённой пунктиром;
— узнавание буквы, по-разному расположенной в пространстве;
— узнавание букв, спрятанных внутри изображения предметов;
-узнавание букв, наложенных друг на друга (7 лет — от 2
и максимум до 7-9 букв);
— узнавание букв, написанных в условиях зашумления и т. п. -узнавание недописанной буквы;
— узнавание правильно и неправильно написанных букв.
Самостоятельное написание буквы.
Как быстрее научиться, нам читать?! Для этого мы с буквами можем даже поиграть. Можем их погладить, потрогать и даже помять лишь бы их по лучше запоминать!
Наверное, каждому человеку, будь то ученик, студент или офисный работник, приходилось сталкиваться с усталостью глаз. Неприятное жжение, чувство сухости, покраснения, слезоточивость - все это следствие , чтения или прочей утомительной для наших органов зрения деятельности. Для того чтобы снизить нагрузку на глаза, следует грамотно обустраивать свое рабочее место, обращая особое внимание на степень и яркость освещения. Кроме того, рекомендуется соблюдать некоторые правила, например, не читать в лежачем положении и не садиться слишком близко к экрану телевизора/ноутбука. Ежедневная разминка также поможет сохранить . Это позволит не только снять усталость и ненадолго отвлечься, но и предупредить постепенное ухудшение зрения. Разминку для глаз рекомендуется проводить как в перерывах между работой или чтением, так и в любое свободное время. Она займет не более 10-15 минут. Но это время будет бесценным для здоровья Ваших глаз. Итак, приступим к разминке!
Каждый из нас хотя бы раз в жизни проходил проверку остроты зрения при помощи таблиц у окулиста или в режиме онлайн. Несмотря на появление современных технологий обследования, такой простой инструмент диагностики по-прежнему остается популярным среди офтальмологов. В соответствии с медицинской терминологией под остротой зрения понимается способность глаза хорошо различать две точки, минимально удаленные друг от друга. Результат хороший, если человек видит их с угловым разрешением, равным одной минуте. Такое зрение считается 100 %, или говорят, что V=1.0. Что же используют, чтобы точно проверить, насколько хорошо видит человек?
Какие бывают таблицы
Это наиболее известный инструмент для диагностики глаз. Данная таблица, по которой проверяют зрение большинство окулистов, состоит из 12 строк с буквами алфавита. Размер символов в каждой строке уменьшается сверху вниз. С левой стороны литерой «D» отмечено расстояние, с которого человек с нормальным зрением должен различать имеющиеся знаки. Оно составляет 2,5 метров для нижнего ряда и 5 - для верхнего. Чтобы точно проверить зрение по таблице, необходимо знать, какие символы в ней использованы. Справа буквой «V» обозначена величина в условных единицах, показывающая остроту при чтении символов с расстояния 5 метров (2,0 - если различим нижний ряд; 0,1 - если человек видит только верхний ряд). Зрение считается нормальным (1,0), если человек каждым глазом видит десятую строку при D=5,0.
Это прародительница инструмента диагностики зрения Сивцева, используемая в англоязычных странах. Таблица состоит из 11 строк. Наверху расположена одна большая прописная буква. Размер остальных построчно уменьшается сверху вниз. Проверка осуществляется на расстоянии 6 метров. Остроту зрения в англоязычных странах принято обозначать в виде простой дроби Снеллена. При этом в числителе указывается количество футов до таблицы, а в знаменателе — расстояние, с которого человек с нормальной остротой зрения может прочитать символы.
Таблица Орловой. Данный инструмент для диагностики остроты зрения по своему принципу напоминает предыдущие. Но ее используют для проверки зрения у детей , не умеющих читать. Именно поэтому вместо букв подобная таблица окулиста для проверки зрения содержит различные изображения. Размер строк с картинками уменьшается сверху вниз. Острота определяется так же, как и в инструменте для проверки зрения Сивцева. Нормой считается, когда ребенок видит десятую строку с расстояния 5 метров каждым глазом. Если он не распознает символы верхнего ряда с указанной дистанции, то его начинают приближать к таблице и каждые 0,5 метров спрашивать, видит ли он знаки. Так продолжают проверять до тех пор, пока ребенок не назовет правильно картинки верхнего ряда.
Таблица Головина. Данный инструмент для диагностики глаз состоит из стандартного набора оптотипов. Подобные таблицы остроты зрения содержат комбинации равных по высоте и ширине колец с разрывами. Нормой считается, когда человек способен различить две удаленные точки с угловым разрешением, равным одной минуте. Стандартная таблица для проверки зрения Головина содержит оптотипы для определения остроты с расстояния 5 метров. При этом первые 10 строк различаются шагом в 0.1, следующие два ряда - в 0.5 и дополнительные три ряда - в 1.0. На поле также имеются две колонки. С левой стороны буквой D отмечена дистанция, с которой глаз со 100 % зрением различает указанный символ. Литера V, расположенная справа, обозначает фактическую остроту, если человек читает данный ряд с расстояния 5 метров. Подобная таблица может быть представлена как отдельно, так и в сочетании с инструментом для проверки остроты зрения Сивцева.
В Интернете Вы можете пройти проверку остроты зрения в режиме онлайн, но нужно помнить, что, какую бы таблицу Вы ни выбрали, это не заменит классической диагностики.
Основные ключевые направления: таблица для проверки зрения у детей, таблица Орловой, таблица Головина, как проверить остроту зрения, на каком расстоянии проверяется зрение, как называется таблица для проверки зрения у окулиста, как запомнить, как называется таблица для проверки зрения у окулиста
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОМОСКОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Обучение грамоте
«Игры и упражнения, способствующие запоминанию младшими школьниками графического образа букв»
Выполнила:
Миронова К.Ю.
учитель начальных классов
В настоящее время учителям начальных классов при обучении детей грамоте часто приходится сталкиваются с такой проблемой как трудность в запоминании детьми графического образа букв. Это может быть связно с недостаточно развитой памятью и вниманием детей, а также с недостаточной мотивацией обучения. Работу по запоминанию букв можно сделать интересной и увлекательной для детей, если применять следующие игровые задания:
Выкладывание букв из палочек;
Выкладывание букв из шнурочков;
Выкладывание букв из мелких камушков;
Выкладывание букв из различных семян (фасоли, гороха, семечек и т.д.);
Лепка буквы из пластилина;
Обведение буквы пальчиком по бархатной бумаге сначала с открытыми, а потом с закрытыми глазами.
Выполняя вышеперечисленные задания дети своими руками воспроизводят графический образ букв, что благоприятно сказывается на развитии непроизвольной памяти и дети механически запоминают образ букв.
Можно также предложить младшим школьникам выложить буквы из пальчиков:
Буква А: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».
Буква О: большой и средний пальцы образуют кольцо.
Буква ы: большой палец правой руки поднят вверх, все остальные сжаты в кулак, указательный палец левой руки образует отдельную палочку.
Буква С: указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал.
Буква Т: указательный палец правой руки поднят вертикально, а указательный палец левой руки расположен горизонтально над ними.
Буква Л: указательный и средний пальцы правой руки слегка раздвинув опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулак.
Буква П: указательные пальцы обеих рук опущены вниз, кончики больших пальцев соединены, остальные пальцы сжаты в кулак.
Буква М: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные сжать в кулак.
Буква Д: указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз и раздвинуты в стороны, а остальные сжаты в кулак; указательный палец левой руки образует «перекладину» под пальцами правой руки.
Буква Г: указательные пальцы обеих рук соприкасаются кончиками под прямым углом.
Буква ь: большой палец правой руки поднят вертикально, а остальные пальцы зажаты в кулак.
Буква Ш: большой палец и мизинец правой руки соединены, а указательный, средний и безымянный пальцы поднять вверх.
Буква Х: скрестить указательные пальцы правой и левой рук.
Буква Э: большой и указательные пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки - «язычок» буквы э.
Задания на карточках:
Найти изучаемую букву среди других букв и подчеркнуть.
Найти слова, которые начинаются на изучаемую букву.
Найди изучаемую букву из букв, написанных разными шрифтами.
Найди изучаемую букву в различных сюжетных изображениях.
Игра «Буква-незнакомка».
На карточке у ученика напечатаны три буквы, две из которых уже знакомы, а одна нет. На первом этапе игры все буквы называет учитель, на втором этапе ученик показывает изучаемую букву, на третьем этапе называет все буквы ученик.
Игра «Мешочек».
В непрозрачном мешочке у ведущего собраны 5 -10 (можно усложнить задачу, положив в мешочек все буквы) пластмассовых букв. Ведущий (учитель или один из учеников) предлагает игрокам выбрать в мешке букву и не вынимая из мешка руку отгадать на основе тактильных ощущений и собственного представления о графическом образе букв, что это за буква.
2 вариант игры: ведущий предлагает найти в мешке изучаемую букву.
Игра «деформированные буквы».
Вариантов данной игры существует много:
Грызуны решили полакомиться буквами и сгрызли некоторые части букв. Догадайтесь, что это были за буквы.
Буквы гуляли на полянке, вдруг начался дождь и буквы спрятались под зонтик. Определите по отдельным элементам, какие буквы под зонтиком.
Кот точил когти о буквы и исцарапал их. Догадайтесь, что это были за буквы.
Буквы едут в автобусе и только верхняя часть букв видна в окошке. Угадайте, что это за буквы.
Отгадайте, какие буквы прячутся в домике по некоторым выступающим элементам.
Буквы решили прокатится по реке, после того, как они сели в лодку, стала видна только верхняя часть букв. Угадайте, что это за буквы.
Рыбы нашли в воде буквы и понадкусывали их. Восстановите первоначальный образ букв.
Буквы вышли на прогулку, но тут откуда ни возьмись выбежала огромная собака. Буквы быстро спрятались от нее на дереве. Угадай, что это за буквы?
На слова упали карандаши и закрыли части слов. Какие слова скрываются за карандашами?
Буквы играют в прятки. Отгадайте, какие буквы спрятались за кубиками.
На поляне выросли цветы. В какие буквы они превратились?
Часто для лучшего запоминания образа буквы детям требуется проанализировать ее составные части, т.е. какие элементы входят в состав этой буквы. Этому способствуют следующие задания:
Применяя в своей практике вышеизложенные игры и упражнения можно добиться положительных результатов: дети запомнят графические образы букв и больше не будут их путать.