Формирование финансовой системы московского государства продолжил Иван 4, который начал изменять саму систему сбора налогов. При Иване Грозном многие натуральные повинности были заменены денежным оброком, а в промышленных местах раскладка податей стало производиться по "животам и промыслам". Кроме прямых подати и оброка при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги.
Нововведения:
Приказ Большого Прихода
Создано центральное финансовое ведомство - Казну (Казенный Приказ) и Четверти, ведавшие финансами местными, а также Разряд, ведавший денежными сборами, введёнными взамен кормлений.
В конце 16-го века работа новых финансовых учреждений позволило централизовать финансовые ресурсы: теперь все денежные потоки находились под контролем Московского правительства.
Введение земского самоуправления (создание губных и земских учреждений), В их ведении помимо различных вопросов местного управления был сбор налогов с тяглого населения.
Был произведён перевод большинства государственных повинностей в денежную форму.
В период царствования Алексея Михайловича (1613-1645) взимание подати стало основываться на писцовых книгах.
1623 год впервые была составлена "годовая большая система" – первый российский бюджет.
Главными из косвенных налогов при Алексее Михайловиче оставались торговые пошлины, судебные пошлины, таможенные пошлины.
1653 год - принят Таможенный устав, Введена чёткая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот.
Система государственных финансов начала формироваться при образовании централизованного государства. Основными принципами финансовой политики на стыке 15-го – 16-го веков были ликвидации феодальной раздробленности, образование государственного аппарата управления финансами, дальнейшее развития финансовой системы.
Земская реформа, перепись земли, создание специализированных финансовых приказов, перевод значительной части государственных повинностей на деньги завершили к середине 16-го столетия создание государственных финансов страны. В Целом был определен состав податного сословия и организовано его обложение С учётом податной способности плательщиков. Был создан налоговый кадастр – писцовые книги, использовалось финансовое планирование – оклад. Действенность системы поддерживали элементы финансового контроля. В целом финансовая система позволяла концентрировать значительные финансовые ресурсы в общегосударственных целях.
Основные мероприятия административно-финансовой реформы Ивана IV
Для решения важнейших вопросов в жизни страны созывались Земские соборы,состоявшие из бояр (Боярская дума), высших иерархов русской церкви и выборных представителей от разных сословий: дворян, посада и черносошных, т. е. некрепостных крестьян. Соборы должны были помогать царю в решении важнейших вопросов: новые законы, налоги, война, мир.
Роль Земского собора в системе власти была противоречива. С одной стороны, они помогали царю управлять страной, с другой - ограничивали царскую власть. Но обойтись без поддержки бояр и иных сословий в то время она еще не могла.
Важное место заняла финансовая реформа: уже в 30 гг. XVI в. вся денежная система была сосредоточена в руках государства. По пути унификации финансовой системы шла государственная податная политика (введение "посошной" системы обложения, т.е. установление единых критериев обложения: земельного угодья, численности поголовья скота и т.п.).
В конце XVI в. была произведена опись земельных угодий и определено число окладных единиц ("сох"). Вводился целый ряд прямых ("кормленный откуп", "пятина" с движимого имущества, ямские, пищальные деньги) и косвенных (таможенный, соляной, кабацкий) налогов и сборов. Была установлена единая торговая пошлина - 5% к цене товара
Вопросы регулирования финансовых отношений, получившие отражение в Соборном Уложении 1649 г
В соборном уложении – своде законов русского государства – была предпринята попытка расширения круга податного населения и закрепилась идея вовлечения в тягло все более широких слоев населения. При определении окладов подойти и их раскладки, согласно соборном уложении использовались различные единицу обложения. Среди них можно выделить три 1) выти, обжи,луки 2)местные сошки различных размеров 3) большая (московская) соха.
В нем нашли отражение вопросы регулирования финансовых (налоговых) отношений, вопросы собственности, суда, оборот земли, а также было окончательно закреплено крепостное право, с отменой урочных лет. Тяглые крестьяне, ставшие крепостными, не переставали быть тяглыми и способными к государственному тяглу. За беглых крестьян владелец платил подати до новой переписи. Не мало внимания в Соборном уложении уделено оброку. В них указывается, что владельцы угодий, расположенных на государственных землях, в частности крестьяне таких владельцев, если они продолжают владеть на оброке государственными угодьями на отхожих землях, обязаны по-прежнему платить государев оброк, т.е. переход крестьян в частные владение не должен сопровождаться освобождением их от уплаты за пользование государевыми оброчными угодьями.
29. Финансовые преобразования Петра I
Петр 1, первый введший в России систему централизации власти, подчинил многосложное управление податями одному правительственному учреждению – Камер – коллеги.
1672-1683 На Стрелецкий приказ – одно из центральных государственных учреждений России – был возложен сбор стрелецких денег, основного прямого налога. Царским указом и Боярским приговором 5 сентября 1679 г введена Подворная подать.
1679-1681- Во главе финансовых учреждений Московского государства находится приказ Большой Казны.
30 января 1699 г вместо приказа Большой казны учреждена Бурмистерская палата (Ратуша)- Центральный финансовый орган России.
Пётр 1 усиленно эксплуатирует новый источник доходов – регальные права на угодья или отрасли промышленности, значительно ограничивающие права частной собственности.
1704 год - учреждена Ближняя Канцелярия (Орган административного финансового контроля за деятельностью государственных учреждений России)
1708-1711 - Реформа налоговой системы России, реформа местного управления (реорганизация налоговых органов и частичное совершенствование процедура сбора податей)
1708 - Финансовое хозяйство, включая налоговую систему передано губернаторам
С целью повышения сбора налогов вся территория России была разделена на 8 губерний (позже 10), целью чего было территориальное распределение военных и иных расходов.
1710 и 1711 Созыв съезда губернаторов, воевод и бургомистров – разработаны основы нового финансового устройства страны – распределение содержания армейских полков по губерниям.
1711- Создан Правительствующий Сенат на него были возложены задачи высшего распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь финансовым
12 декабря 1715 Образовано 9 коллегий, денежными делами ведала Камер – коллегия, счёт и рассмотрение всех государственных приходов и расходов было возложено на Ревизион – коллегию, Штат – контора занималась расходами и предоставляла ежегодно генеральный экстракт.
1719 -Реформы в местном управлении, губернии делились на провинции.
упраздняется Ближняя канцелярия, ее функции переходят Ревизион- коллегии. Центральным государственным финансовым учреждением стала созданная в 1718 г. Камер-коллегия, находившаяся в подчинении Сената. Она организовывала сбор государственных походов и руководила местными финансовыми учреждениями
1722 г- введена подушная подать, которой облагалось всё мужское население податных сословий.
1724- - таможенный тариф
Реформирована организационная система сбора налогов: финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями. Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемый с "души" в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.
В последние годы Северной войны была воссоздана централизованная система управления финансами и преобразован местный административный аппарат, в самом конце правления Петра 1 с введением подушной подати формируется финансовая система Российской империи
Реформы Петра I (1700-1718) -Нужда в денежных средствах (так как велись войны)
Желание ввести новую ден.систему, которая бы отвечала требованиям развивающейся экономики и торговли => За время реформы были -введены в обращение золотые монеты – червонец (3 рубля), равный по весу западноевропейскому дукату (3,4 г), двойной червонец (6 рублей) и двойной рубль (около 4 г)
В 1704 году был осуществлен переход на десятичную систему (ранее была алтынная-кратная 3)
В обращении появилась медная копейка = 1/100 части серебряного рубля
Введение
Глава 1. Земский собор - высший совещательный сословно-представительный орган
Глава 2. Судебник 1550 г. и реформы управления
Глава 3. Реорганизация центральных и местных органов управления
Заключение
Список литературы
Введение
В истории средневековой России, пожалуй, не было такого десятилетия, в которое было бы проведено столько реформ, как в годы правления Избранной Рады, то есть в 50 - е гг. ХVI в..
Планы переустройства России вынашивала небольшая группа людей, окружавших в то время царя Ивана IV (позже получившего прозвище «Грозный). Среди них были: митрополит Макарий, образованнейший человек своего времени, активно участвовавший в государственной деятельности 40-50-х гг., священник придворного Благовещенского собора Сильвестр, незнатный по происхождению дворянин Алексей Федорович Адашев.
К началу 1549 г. влияние на царя Сильвестра и Адашева значительно усилилось, и последний становится, по сути, руководителем правительства, названного впоследствии Андреем Курбским "Избранной Радой". С именем Алексея Адашева связаны все последующие реформы, а также успехи внешней политики России в середине XVI в.
В состав Избранной рады входили князья И.Ф. Мстиславский, В.И. Воротынский, Д.Ф. Палецкий, Д.И. Курлятев, дьяк И. Висковатый, печатник Н.А. Фунтиков и другие. Кроме них в разработке и проведении реформ также участвовали "думцы" Захарьины, И. В.Шереметев, А.И.Курбский.
Основные шаги и направления деятельности Избранной рады:
а) созыв Земских и церковных соборов;
б) создание центральных органов государственного управления - приказов;
в) Судебник 1550 г.;
г) частичное ограничение местничества в 1550 г.;
д) Уложение о службе 1555-1556 гг.;
е) отмена кормлений в результате губной и земской реформы;
ж) ограничение церковного землевладения.
Целью данной работы является: рассмотреть реформы центральных и местных органов власти в 50 - е гг. ХVI в.
Исходя из цели были определены задачи:
1) выявить значение созыва Земского собора 1549 г. для реформирования органов государственной власти;
2) рассмотреть роль Судебника 1550 г. в реформировании центральных и местных органов власти;
3) показать сущность реформ центральных и местных органов власти в 50 - е гг. ХVI в. (появление приказов, губная и земская реформы).
Изучение опыта государственного реформирования страны в различные эпохи при различных режимах является актуальным, особенно для государственного служащего, так как позволяет увидеть исторические закономерности процесса реформирования в нашей стране, понять причины удач и ошибок тех или иных реформ, извлечь для себя определённые уроки. Следовательно, изучение опыта реформ имеет также и практическую значимость.
Многие историки усматривают альтернативу установлению единоличной власти Ивана IV в том историческом пути развития, который был намечен реформами правительства А. Ф. Адашева в 1549- 1560 гг., поэтому изучение данных реформ представляет для меня особый интерес .
Об эпохе Ивана Грозного написано немало. Зачастую деятельность его рассматривалась однозначно. Царь изображался тираном, психически неполноценным, приведшим страну разорению и социально-политическому кризису.
Но уже в трудах С. М. Соловьева и С. Ф. Платонова были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе: они расценивали деятельность Ивана IV как момент решительной схватки “государственного начала”, воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной.
Н. П. Павлов-Сильванский увидел в эпохе Грозного переходный момент от феодализма к сословной монархии, а его выводы легли в основу взглядов Н. А. Рожкова и М. Н. Покровского об эпохе Ивана IV. Вопрос о необходимости коренного пересмотра оценки Ивана Грозного в нашей литературе был поднят Р. Ю. Виппером в его книге “Иван Грозный». Взяв на себя задачу исторической реабилитации Ивана Грозного, Р. Ю. Виппер показал его как выдающегося государственного деятеля, дипломата и стратега, вполне выдерживающего сравнение с такими крупными историческими деятелями, как Петр Великий.
Реформы 50-х годов ХVI в. изучали такие исследователи, как В. Г. Игнатов, В. Б. Кобрин , Л.В. Черепнин и др.
Глава 1. Земский собор - высший совещательный сословно - представительный орган
Важнейшей чертой политической истории Русского государства 50-х годов ХVI в. являются многочисленные реформы, направленные на дальнейшее развитие и укрепление Русского централизованного государства.
Провозглашая эти реформы, правительство Ивана IV изображало их как мероприятия, цель которых заключалась в том, чтобы ликвидировать последствия боярского правления и укрепить экономические и политические позиции тех социальных групп, чьи интересы оно выражало и на которые опиралось, - дворян, помещиков и верхи посада.
Исходным моментом в проведении реформ явилась речь Ивана IV 27 февраля 1549 г. на заседании Боярской думы совместно со “священным собором” (т. е. высшими представителями церкви). Эта речь носила программный характер и представляла собой декларацию, излагавшую основные принципы политики правительства; давалась резко отрицательная оценка боярского правления. Основной вопрос, рассматриваемый в декларации Ивана IV, - это вопрос о боярских детях и их интересах.
Дети боярские занимают центральное место в декларации Ивана IV, все три пункта которой посвящены им: сначала оценке положения детей боярских в прошлом, во время боярского правления, затем требованию о недопустимости продолжения “сил”, “обид” и “продаж” по отношению к детям боярским и формулировке санкций в случае, если всё это будет иметь место.
В прямо противоположном плане трактуется вопрос о боярах. Бояре рассматриваются как основной источник насилий, “обид” и “продаж”, причинявшихся детям боярским в прошлом, в годы боярского правления, и как потенциальный источник таких же действий в настоящем и будущем. Поэтому обращение Ивана IV ко “всем боярам” носило характер ультимативного требования о прекращении таких актов насилий со стороны бояр в отношении детей боярских под угрозой опал и “казни” для тех бояр, кто попытался бы продолжать или возобновить такого рода действия.
В тот же день, 27 февраля 1549 года, состоялось другое выступление Ивана IV. По своему значению оно представляло как бы повторение правительственной декларации, но только не перед боярами, против которых было направлено острие политики, провозглашенной в декларации Ивана IV, а перед детьми боярскими и дворянами, чьи интересы отражала и защищала декларация правительства.
Закономерным итогом политических событий 27 февраля явился закон 28 февраля 1549 года, представляющий собой начало реализации политики, провозглашенной в декларациях Ивана IV от 27 февраля.
Закон 28 февраля был принят без участия “всех бояр”: добившись от них принятия требований, сформулированных в царской декларации, правительство Ивана IV не сочло нужным передавать на рассмотрение “всех бояр” текст нового закона, и он был принят на заседании “ближней думы” с участием митрополита Макария.
Совещание 27 февраля 1549г. (“Собор примирения”) было фактически первым Земским собором. Его созыв ознаменовал превращение Русского государства в сословно-представительную монархию, создание центрального сословно - представтельного учреждения.
С тех пор Земские соборы стали созывать для обсуждения важнейших вопросов внешней и внутренней политики государства. Исследователи отмечают их генетическую связь с предшествующими институтами.
Земские соборы, требовавшие участия представителей господствующего класса всей земли, в какой-то мере заменяли княжеские съезды и вместе с Боярской думой унаследовали их политическую роль.
В то же время Земские соборы - это орган, пришедший на смену вече, воспринявший “традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов, но заменивший присущие ему элементы демократизма началами сословного представительства”, - писал Л. В. Черепнин.
Наименование, некоторые организационные и процедурные формы Земские соборы получили от церковных, которые появились раньше их.
В XVI в. Земский собор как учреждение лишь формировался и первоначально не имел ни четкой структуры, ни четкой компетенции. Практика созыва и порядок заседаний, тем более состав собора не были строго регламентированы и изменялись. Установить четкие различия между собственно Земскими соборами и более или менее широкими совещаниями соборной формы (такие совещания были типичны для правительственной практики той поры) не всегда возможно. Отсюда споры о том, сколько соборов было в XVI-XVII вв. В памятниках XVI в. термин “земский собор” не встречается.
Крупнейший специалист по истории ХVI в. Л.В. Черепнин считает, что для современников Земский собор являлся совещанием представителей “земли”, посвященным государственному строительству: “советом” “о устроении земском”, “отчинах, судах и управах земских”. Л.В. Черепнин считает, что Земские соборы условно можно разделить в зависимости от того:
1) кто и с какой целью собрал собор;
2) характера представительства.
а) созванные царем - большинство соборов;
б) созванные царем по инициативе сословий - ряд соборов времени Михаила Романова и собор 1648 г.;
в) созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя - соборы 1565, 1611 - 1613 гг.;
г) избирательные на царство - соборы по избранию Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова и других.
Говоря о втором критерии, необходимо помнить следующее. Три пути вели в состав Земского собора:
а) по общественно-политическому положению (освященный собор и боярская Дума);
б) по назначению (по приглашению) - представители феодальных и изредка “третьего” сословий;
в) по выбору - представители сословий.
Состав большинства общегосударственных Земских соборов, прежде всего в XVI в., определяли первые два фактора. Ко второй, небольшой по численности группе соборов, относятся те, в работе которых принимали участие выборные от “своих” земель, регионов, территорий.
Состав участников собора зависел в значительной мере от причин его созыва и от содержания его деятельности. Как правило, это были: духовенство; боярство; дворянство; дьячество и приказный аппарат; иногда купечество (верхушка посада).
Исследователи отмечают, что участники соборов не пользовались равными правами. Обсуждение вопросов нередко проходило раздельно - по чинам или сословиям.
Как правило, земские соборы рассматривали судебные, административные, финансовые и военные (включая международные) вопросы.
Формирующейся централизованной монархии был нужен сословно-представительный орган (соответственным образом классово сформированный), который поддержал бы политику власти, через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась бы к обществу. Таким институтом и являлись Земские соборы. Одним из последствий их созыва являлось то обстоятельство, что “правительственная власть снимала с себя в какой-то степени ответственность за проводимые ею мероприятия, так как эти мероприятия оказывались одобренными достаточно широким кругом советников”. Однако соборы XVI в. - это не представительные учреждения в обычном понимании, так как: власть царя они не ограничивали; не было выборных представителей.
Это скорее бюрократические учреждения; как выразился дореволюционный исследователь А. И. Заозерский, это - “парламент чиновников”.
Таким образом, первым шагом Ивана IV на пути реформирования бал созыв Земского собора - высшего совещательного сословно - представительного органа
Глава 2. Судебник 1550 г. и реформы управления
На первом Земском соборе Иван IV принял решение о создании нового правового кодекса - Судебника, который был принят в 1550 году. В основу был положен предыдущий Судебник 1497 года. В 1551 году Судебник был утвержден Стоглавым собором, созванным по инициативе царя Ивана IV Грозного.
В Судебнике 1550 года из 100 статей большая часть посвящена вопросам управления и суда.
В целом пока что сохранялись старые органы управления (центральные и местные), но в их деятельность вносились существенные изменения. Таким образом, продолжалось их эволюционное превращение в рамках формирующегося сословно-представительного государства. Так, наместники теперь лишались права окончательного суда по высшим уголовным делам, оно передавалось в центр.
Судебник, вместе с тем, расширил деятельность городовых приказчиков и губных старост: к ним полностью отошли важнейшие отрасли местного управления. А их помощники - старосты и "лучшие люди" - по постановлению Судебника - обязательно должны были участвовать в наместничьем суде, что означало контроль со стороны выборных от населения за деятельностью наместников. Значение служилых людей - дворян - поднималось и тем, что устанавливалась неподсудность их суду наместников.
Издание Судебника 1550 года было актом огромного политического значения.
Судебник 1550г объявлял закон единственным источником права. Впервые был определен порядок издания и опубликования законов. В нем прослеживается стремление оградить народ от произвола местных властей и судей, а также примечательное для того времени разделение властей, т.е. двоевластие и двоесудие: дела могут быть государственные и земские. Так поход на Казань- земское дело, а женитьба царя - государское. Служба может быть государева (охрана), а может быть и земская.
Государственное правосудие и управление сосредотачивались в Москве, где существовали чети и приказы к которым приписаны были русские земли. В них судили бояре и окольничьи, дьяки вели дела, а у последних были подъячие. Приказы заменили действовавшие ранее Дворец, ведавший землей, и Казну, являвшуюся финансовым центром.
В областях судебное и административное деление осуществлялось на города и волости. Города (посады) имели особое управление, и посадские ремесленники отличались от волостных. Волость представляла собой несколько земледельческих сел. Город с волостями составлял уезд, который делился на станы в полицейском отношении. Уезд заменил землю. В городах заправляли наместники, в волостях волостели, которые могли судить подобно боярам в своих вотчинах, хотя и не везде. Они состояли на кормлении, где суд был доходной статьей. Где они не могли управлять, туда посылали доверенных. На судах наместников присутствовали дьяки и приставы.
Наряду с этим государственным судебным механизмом существовал выборный народный. Его представителями в городах были приказчики и дворские, а в волостях старосты и целовальники. Старосты были 2-х типов: выборные полицейские и выборные судебные. Общество было поделено на сотни и десятки и выбирало себе старост, сотских и десятских. Они занимались раздачей повинностей и вели перепись населения. Старосты и целовальники, которые должны были присутствовать на судах наместников и волостелей, выбирались волостями и городами без дворского. У наместников и волостелей были свои дьяки, у старост земские дьяки, занимавшиеся письмоводством, а у них земские подьячие. Важные уголовные дела (о разбое) передавались губным старостам, избранным уездом из детей боярских. В некоторых уездах было даже 2 губных старосты из-за разгула разбоя, и их суду равно подчинялись все. Народ тем самым ограждался от произвола местных, и в случае жалоб на наместников или волостелей те подвергались суду.
В судебнике планировалось постепенно устранить земство от суда наместников и волостелей, в также заменить отдачу им городов и волостей в кормление.
Уставные грамоты того времени доканчивали дело Судебника и давали перевес в суде выборному началу. Если прежде наместники и волостели судили произвольно, то при Иване IV появляется ряд грамот в которых обязанности волостелей определяются иначе, как и их доходы, а в 1551г., согласно Судебнику, волостелям запрещалось судить без присутствия старосты и целовальников.
Выборное право суда развивало общественное движение, т.е. сходбища, на которые присылали своих представителей все сословия, а председателем на сходбищах был губной староста. Каждый мог и должен был высказаться, указывая на “лихих людей” и предлагая меры.
Таким образом, Судебник Ивана IV имел общую прогосударственную направленность, ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усиливал роль центральных государственных судебных органов. Этим Судебник 1550 года развивал заложенные в Судебнике 1497 года тенденции государственного управления и судопроизводства, способствовал проведению реформ центральных и местных органов власти.
Глава 3. Реорганизация центральных и местных органов управления
В середине 50-х гг. завершается реорганизация центральных органов управления (“изб”), за которым позднее закрепилось наименование приказов. Если раньше текущее управление в стране осуществлял Большой (центральный) и областной дворцы, причем каждый из них на определенной территории, то теперь управление начинает строиться не по территориальному, а по ведомственному принципу. В каждом приказе сосредоточивалась какая -либо одна отрасль управления: Разрядный приказ - центральное ведомство по делам дворянского войска, Поместный приказ ведал поместным землевладением, Большой приход ведал сбором главных общегосударственных налогов, а Разбойный приказ разыскивал и судил «лихих людей» и т. д. Особое значение имел Челобитный приказ, возглавлявшийся самим А. Адашевым. Этот приказ, разбиравший “челобития” (прошения, жалобы), контролировал деятельность центральных ведомств. В связи с присоединением к России новых территорий сложились некоторые областные приказы (Казанский, Сибирский).
В работе приказов вырабатывался бюрократический стиль: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое следование инструкциям и предписаниям (по горизонтали). Во главе каждого приказа стоял начальник (боярин), который назначался из состава Боярской думы. Делопроизводством ведали дьяки, происходившие из рядов духовенства, мелкого дворянства и купечества. Дьяки вместе с начальниками рассматривали дела и принимали решения.
Документы, издаваемые приказами, были разнообразны. Это жалованные грамоты (содержали различные пожалования), указы от имени царя в форме решения по конкретному делу, изложенному в отписке (докладной записке должностного лица), памяти (документе, исходящем от другого приказа) или челобитной. Также издавались наказы - инструкции должностным лицам, доклады - проекты решения по делу, расспросные и пыточные грамоты
Создание приказов представляло собой только начальный этап централизации государственного аппарата. Порой отсутствовало четкое разграничение функций между отдельными учреждениями. Для многих приказов было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, а также соединение функционального управления с территориальным. Но в целом разветвленная приказная система с ее бюрократическим аппаратом явилась сильным орудием укрепления централизованного государства.
В 1552 г. была создана дворцовая тетрадь в которой содержались данные о 4000 служащих государственного двора; из них черпались основные кадры для формирования командного состава армии, для замещения высших правительственных должностей и т.д.. Дворцовая тетрадь была действующим документом, к которому приписывались на протяжении 50 годов XVI в. все новые данные о составе государева двора вплоть до начала 1562 г. Составление Дворцовой тетради оформляло выделение привилегированной части общества, служащих по дворовому списку.
Дворовые дети (боярские) составляли основной контингент представителей господствующего класса, который назначался на высшие военные и административные должности. Поэтому составление Дворцовой тетради отвечало интересам верхов русского дворянства и являлось попыткой осуществить в иных формах проект 1550 г. о выделении из числа дворян “тысячников” , без применения для этой цели каких - либо массовых земельных пожалований.
Значительные изменения произошли в системе местных органов власти. Институт кормлений постепенно был ликвидирован. К этому результату привели следующие шаги. В ходе губной реформы 1539-1541 гг. важнейшие уголовные дела (в то время это борьба с разбойниками и антифеодальными выступлениями) были изъяты из ведения наместников и волостелей и переданы в руки выборных дворян из губных старост. Но реформа проводилась не повсеместно, а в отдельных округах, по челобитью местного дворянства и верхушки посада. В 1549 г. из компетенции наместнического суда исключены были дворяне. По Судебнику 1550 г., как уже говорилось выше, суд наместников вообще был ограничен участием на нем выборных представителей местного населения. В 1555- 1556 гг. происходит широкое осуществление губной реформы.
Наконец, в начале 50-х гг. в отдельных посадах, волостях и уездах началась, а в 1555-1556 гг. приняла широкий размах земская реформа. Суть ее состояла в том, что власть наместников заменялась земскими старостами, выборными из зажиточных посадских людей и черносошных крестьян.
Губная реформа проводилась на территории, где было развито феодальное землевладение. Земская реформа осуществлялась в районах, где вотчинное и поместное землевладение, как правило, отсутствовало. Вводимое в городах выборное самоуправление не распространялось на Москву (столица), Псков и Новгород (исконные вольности которых традиционно внушали царю опасения), Казань (в только что завоеванном крае было еще неспокойно) и пограничные города-крепости. В перечисленных городах власть находилась в руках назначаемых государством воевод.
Местное управление, таким образом, не представляло собой единообразия а принимало различные формы в зависимости от социального состава той или иной местности. В центральных уездах где было развито частное землевладение вводилось губное управление, а дворяне выбирали из своей среды губных старост. Вместе с тоже выборными городовыми приказчиками они возглавили уездную администрацию.
Выборные власти стали появляться и в тех уездах где не было частного землевладения. Здесь из зажиточных слоев черносошного населения выбирались земские старосты. Впрочем, черносошные общины и прежде имели свои выборные мирские власти в лице старост, сотских, пятидесятских, десятских и т.д. Эти волостные администраторы генетически восходили к представителям старинной сотенной общинной организации Киевской Руси. Они традиционно осуществляли надзор за общинными землями, распределяли и собирали налоги, разрешали мелкие судебные дела, решали другие вопросы, затрагивающие интересы общины в целом. И раньше мирские власти состояли из представителей наиболее зажиточного крестьянства: «лучших» и «средних» людей. Кстати сказать, черные волости, даже становясь частновладельческими землями, сохраняли структуру мирского управления. Земская реформа, наряду с черносошными землями, затронула и города, где тоже (но из зажиточного посадского населения) выбирались земские старосты. Губные и земские старосты, в отличие от кормленщиков, пришлых людей, действовали в интересах и на пользу своих уездов, городов и общин.
Справедливости ради, необходимо отметить, что полностью местные реформы были осуществлены лишь на Севере.
Считается что губная и земская реформы являются шагом на пути централизации. При этом, однако, не учитывается тот факт, что власти на местах становились выборными, а, следовательно, на местах развивалось самоуправление. Институты самоуправления XVI в. представляются продолжением демократических вечевых традиций Древней Руси в новых условиях формирования единого государства. Традиции эти оказались действенными и потом - в Смутное время.
Губная и земская реформы, а также введение воеводского управления ослабляли власть феодальной знати и усиливали позиции дворянства. Созданное выборное губное управление стало сословно-представительным органом дворянства. Местное земское управление было органом верхов посада и зажиточного черносошного крестьянства, низовым звеном правительственного аппарата.
Изменения в системе управления дополнялись преобразованиями в судебной сфере. Наиболее значимым было категорическое требование Судебника 1550 г. об участии “судных мужей” - своеобразных присяжных заседателей - при каждом судебном разбирательстве. “Судные мужи” - выборные представители в наместничьем суде - существовали и в XV в. Однако их участие в суде представлялось великим князем как пожалование, как привилегия. Ни всеобщего характера, ни серьезного значения прежние “судные мужи”, по мнению некоторых исследователей, не имели. Введение на местах в середине XVI в. “праведного”, т.е. справедливого, суда, контролируемого “лучшими людьми” из данного сословия, было важным шагом в направлении создания сословно-представительной государственной системы.
Проведение реформы управления, введение единого законодательства (Судебник 1550 г.) не могло быть осуществлено при сохранении прежней системы феодальных иммунитетов - системы исключительных прав тех или иных светских и церковных феодалов, освобождавшей их от подчинения общим нормам закона, прежде всего от уплаты налогов. Несмотря на колебания в этом вопросе, общая политика государства в первой половине, и особенно в середине XVI в., была направлена на уничтожение феодального иммунитета.
Укреплению власти царя способствовали ограничение с 1550 г. на время военных походов местничества и, особенно, создание постоянного стрелецкого войска. Порядок несения воинской службы всеми землевладельцами (как боярами, так и дворянами) определялся “Уложением о службе”, принятым в 1555-1556 гг.
Процесс централизации власти неизбежно выдвигал вопрос о положении церкви в государстве. Сильвестр и его единомышленники - нестяжатели - идеологически обосновали необходимость ликвидации земельных богатств церкви. Этот вопрос среди других важных проблем обсуждался на церковном соборе, проходившем в январе-феврале 1551 г. и получившем название Стоглавый. Иосифлянское большинство собора во главе с митрополитом Макарием не приняло правительственную программу секуляризации церковных земель. Это вызвало открытое недовольство Ивана Грозного. Приговором 11 мая 1551 г. покупка духовными феодалами вотчинных земель без “доклада” Ивану IV запрещалась под угрозой конфискации объекта продажи. На царя отписывались поместные и черные земли, которые были захвачены монастырями у дворян и крестьян “насильством” за долги, а также все владения бояр, переданные монастырям в малолетство Ивана IV. Этот шаг укрепил центральную власть и ограничил возможности церкви. В 1560 г. произошел разрыв Ивана IV с Избранной радой, и она прекратила свое существование.
«…Реформы не оправдали надежд царя, и он порвал с вождями правительства. Главный инициатор реформ А.Адашев кончил жизнь в тюрьме. Придворный проповедник Сильвестр попал в один из глухих северных монастырей. "Великие" бояре, помогавшие реформаторам, оказались отстранены от власти…» - пишет Р.Г. Скрынников.
Таким образом, реформы центральных и местных органов государственной власти должны были привести к формированию Русского сословно-представительного государства. Благодаря реформам начало осуществля ться на практике разумное равновесие в распределении власти между Земскими соборами, Избранной Радой и царем.
Заключение
За десять лет деятельности Избранной рады было проведено столько реформ, сколько еще не знало никакое другое десятилетие в истории средневековой России.
Предпринятые в 50-е гг. меры, с одной стороны, значительно усилили власть царя - создание постоянного войска, центральных органов управления (приказов), отмена кормлений, ограничение феодальных иммунитетов, с другой - способствовали формированию условий для ограничения власти царя - укрепление местного самоуправления, развитие законодательства (Судебник 1550 г.), появление зачатков представительных органов власти (Земские соборы).
Принято считать что реформы Избранной рады проводились в целях укрепления социального положения дворянского сословия в противовес тормозящему этот процесс консервативному боярству. Однако в усилении государства были заинтересованы практически все слои общества. Поэтому реформы проводились не в угоду какому-либо одному сословию и не против какого-либо сословия. Реформы означали формирование Русского сословно-представительного государства. При этом подразумевалось и осуществлялось на практике разумное равновесие в распределении власти между рядом сословий (Земские соборы) правительством (Избранная Рада) и царем.
Для утверждения этой системы необходимо было время. В силу ряда обстоятельств равновесие властных структур стало неустойчивым уже в первой половине 60-х годов.
Иван Грозный хотел ускорить централизацию, ускоренная централизация требовала террора, прежде всего, потому, что еще не был сформирован аппарат государственной власти.
В годы правления Избранной рады суд кормленщиков на местах был заменен управлением через выборных из местного населения. Но выполняющие свои управительские функции "на общественных началах" и фактически из-под палки губные и земские старосты - это еще не аппарат власти. Центральная власть была еще очень слаба, не имела своих агентов на местах.
Замена реформистского пути террористическим не нашла поддержки у правительства и была им отвергнута. В результате всех этих разногласий правительственный кружок Сильвестра и Адашева был устранен от власти, а сами его деятели оказались в опале. Этот разрыв царя с советниками только подвел черту под давними разногласиями и взаимными неудовольствиями. Конфликт разрешился падением Избранной рады.
Реформаторская деятельность была сведена на нет в 60-е годы внешними (Ливонская война) и внутренними (опричнина) причинами.
Список литературы
1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного / Д. Н. Альшиц. - Ленинград: Наука, 1988. - 241 с.
2. Вернадский Г. В. История России: В 5-ти томах. Т. 1. / Г. В. Вернадский. - Москва: Вече, 1998. - 538 с.
3. Виппер Р. Ю. Иван Грозный / Р. Ю. Виппер. - Москва: Наука, 1989. - 418 с.
4. Исаев М.А. История Московского государства и права. Учебник для вузов / М.А. Исаев. - Москва: Юрайт, 1997. - 526 с.
5. Игнатов В. Г. История государственного управления России / В. Г. Игнатов. - Москва: ЮНИТИ, 2007. - 424 с.
6.История государственного управления в России: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. - Москва: ЮНИТИ, 2008. - 451 с
7.История государственного управления в России: Учебник для вузов / Под общ. ред. Р. Г. Пихои. - Москва: РАГС, 2004. - 390 с.
8. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного / А. А. Зимин, А. Л. Хорошкевич. - Москва: Наука, 1982. - 417 с.
9. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: Очерки социально - экономической и политической истории середины XVI в. / А. А, Зимин. - Москва, 1999. - 362 с.
10. Кинев С. Л. Земские соборы в России в ХVI - ХVII вв./ С. Л. Кинев // Предыстория российского парламентаризма. - Томск: Изд - во Томского университета, 2008. - С. 290 - 316.
11. Кобрин В.Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричнина / В. Б. Кобрин // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX века. - Москва: Наука, 1991. - С. 294 - 341.
12. Павлов-Сильванский Н. П. Люди кабальные и докладные / Н. П. Павлов - Сильванский // Хрестоматия по истории России: В 4 т. Т.1. С древнейших времен до XVII века. - Москва: ВЛАДОС, 2004. С. 148 - 164
13. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории / С. Ф. Платонов. - Москва: ЭКСМО, 2006. - 413 с.
14.Переверзенцев С. В. Россия. Великая судьба / С. В. Переверзенцев. - Москва: Белый город, 2006. - 759 с.
15.Поляк А. Г. Судебник 1550 года / А. Г. Поляк // Памятники русского права. - Москва: ЮристЪ, 2006. - С. 103 -127.
16.Скрынников Р. Г. Иван Грозный / Р. Г. Скрытников - Москва: Наука, 1983. - 371 с.
17. Скуратов Н. Иван Грозный - взгляд на время царствования с точки зрения укрепления государства Российского / Н. Скуратов // Вопросы истории. - 2003 - № 4. - С. 24 - 37.
18. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Соч.: В18 кн. Кн. 2. / С. М. Соловьёв. - Москва: Наука, 1990. - 519 с.
19.Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства XVI -XVII вв. / Л. В. Черепнин. - Москва: Наука, 1978. - 362 с.
20. Юткин А. Судебник Ивана III – первый кодифицированный правовой акт на Руси/ А. Юткин // Российская юстиция - 2007 - №7. - С.46-48.
21.Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. Т. I. С древнейших времен до XVII века /Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захарова, И.Е. Уколова. - Москва: Век, 2004. - 524 с.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Соч.: В18 кн. Кн. 2. - М., 1990.
Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. М., 2006.
Павлов-Сильванский Н. П. Люди кабальные и докладные //Хрестоматия по истории России
Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. - М., 1982. - с. 93.
История государственного управления в России / Под ред. А.Н. Марковой. - М., 2008. С. 279.
Кобрин В.Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричнина // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX века. - М., 1991. С. 295.
Скрынников Р. Г. Иван Грозный - М., 1983. С. 321.
После смерти в 1533 г. Василия III до воцарения его сына Ивана IV (1547 г.) фактической правительницей была его мать, молодая вдова Елена Глинская. Она расправилась с соперниками – Дмитровским князем Юрием Ивановичем, дядей Михаилом Глинским, князем Андреем Старицким. После ее смерти в 1538 г. Вокруг малолетнего царя началась острая борьба за власть между боярскими группировками Шуйских и Бельских . Все они пытались продолжать мероприятия по централизации, но беспринципная борьба за власть дезорганизовывала правительственную деятельность и, кроме того, формировала характер будущего Ивана Грозного. Это было время массовых злоупотреблений наместников-кормленщиков, крестьянских выступлений против них, усиления репрессий против “разбоев’’, произвола бояр, вызывавших взрывы народного недовольства (восстания в Москве, Устюге Великом и других городах). Страна нуждалась в успокоении, стабилизации и реформах, призванных укрепить власть, восстановить расстроенный государственный аппарат, нуждавшийся в улучшении и централизации. Укреплению самодержавия и централизации должен был способствовать и новый титул царя, принятый Иваном І V в 1547 г. (считавшийся равному византийскому императору).
Реформы середины Х V І в. Вокруг молодого царя сложился неофициальный кружок - Избранная рада, в которую вошли талантливый государственный деятель, вотчинник А.Ф.Адашев, придворный священник Сильвестр, влиятельный митрополит Макарий, князь А.Курбский. Идеологом реформ был дворянин-публицист, автор ряда сочинений И.Пересветов. За 10 лет Избранная рада провела ряд важных реформ, направленных на централизацию государства, укрепление и улучшениие центрального и местного аппарата.
Втрое расширился состав Боярской думы (в целях ослабления влияния в ней боярской аристократии. В 1549 г. был созван первый Земский собор , состоявший из Боярской думы, представителей духовенства и феодалов. Он решил подготовить новый Судебник и провести неотложные реформы. Более централизованной становится система управления. На основе Государева двора возникают первые функциональные органы управления – приказы (в начале - «избы ») - Посольский, Челобитный, Поместный, Разбойничий, Стрелецкий и другие , а позже и территориальные - Казанский, Сибирский, Астраханский (всего примерно 20) во главе с боярами. В 1550 г. был принят новый Судебник, основанный на Судебнике 1497 г.), но расширенный, лучше систематизированный и учитывавший судебную практику.
В 1556 г. отменялась система кормлений. Прежний «кормленичий доход» (часть которого получали кормленщики). Заменялся общегосударственным налогом с населения. Отмена кормлений завершила начатую еще предшественниками Ивана ІУ губную реформу . Она заключалась в избрании в уездах из среды дворян губных старост, которым поручалось ведение «разбойных дел». После отмены кормлений губные старосты вместе с городовыми приказчиками (также избиравшимися из местных дворян) возглавили уездную администрацию. В отличие от пришлых в уезде людей - наместников и волостелей («кормленщиков»), они были кровно заинтересованы в установлении в своих уездах жесткого порядка. В уездах, где не было частного землевладения, а также в городах население выбирало земских старост, обычно из наиболее зажиточных слоев черносошного и посадского населения. Они выполняли свои судебно-административные функции за жалование из общегосударственного налога.
Военная реформа вызывалась активной внешней политикой. Основу войска составляло конное ополчение феодалов. «Уложение о службе» закрепило порядок, по которому с каждых 100 четвертей земли (150 десятин, или около 165 га) должен был выходить на службу один вооруженный воин. С первых 100 четвертей – сам землевладелец, со следующих – его военные холопы. Соответственно, всякий, несший воинскую службу, должен был владеть землей в зависимости от чина и заслуг и получал денежное вознаграждение. Это требовало расширения поместного землевладения за счет государственного фонда земли и, тем самым, способствовало закрепощению крестьян. Создавалось постоянное стрелецкое войско (несколько тысяч человек). Всего насчитывалось до 100 тысяч служилых «по Отечеству» дворян и детей боярских и 25 тысяч служилых «по прибору», т.е. наемных (стрельцы, артиллеристы, казаки). Вспомогательную службу несло ополчение из крестьян и посада.
Было упорядочено местничество , возникшее на рубеже XV-XVI вв. и состоявшее в том, что при назначении на военные и государственные должности решающее значение имело происхождение служилого человека, служба и должность предков и родственников. Местничество выдвигало те роды, которые издавна и верно служили великим князьям московским. Состав аристократических родов был точно определен официальным «Государевым родословцем» , составленным в середине XVI века. Все назначения записывались в разрядные книги и систематизировались в официальном «Государевом разряде» (они использовались при местнических спорах). Шла централизация денежной системы и системы мер.
Централизация коснулась и церковного управления . Создавался общерусский пантеон святых, утвержденный Стоглавым собором в 1551 г. (сборник его решений составил 100 глав), Собор (его работой руководил митрополит Макарий) унифицировал церковные обряды, осудил непорядки, злоупотребления в церкви, принял меры для искоренения безнравственности среди духовенства, сохранил юрисдикцию суда епископов над духовенством и церковными людьми.
Хотя не все из реформ Избранной рады удалось осуществить в полной мере, все же они означали крупный шаг в направлении централизации и преодоления пережитков феодальной раздробленности .
Внешняя политика. Основным направлением вначале было восточное . Прежде всего, Москва стремилась добиться присоединения Казанского ханства для получения новых земель, торговых путей по Волге, дани с народов Поволжья, для прекращения набегов на русские земли, освобождения русских рабов (несколько десятков тысяч). Подвластные Казани народы Поволжья (марийцы, мордва, чуваши) стремились к освобождению от ханского гнета. Среди казанских феодалов шла борьба между сторонниками русской и крымской ориентации, но большую часть времени на престоле сидели противники России, первые два похода на Казань кончились неудачей. После многомесячной осады, в октябре 1552 г. Казань была взята штурмом, последний казанский хан Ядигар-Магмет был взят в плен, вскоре крестился и как царь «Симеон Касаевич» стал владельцем Звенигорода и верным союзником царя. В 1556 г. была присоединена Астрахань, Ногайская степь признала вассальную зависимость от России. Завершилось присоединение большей части Башкирии.
Во второй половине 50-х гг. основным в русской внешней политике стало западное направление. Правительство стремилось к присоединению Прибалтики, к получению выхода в Балтийское море. Главным итогом военных действий 1558 – 1560 гг. было уничтожение ливонского ордена. Но теперь и Великое княжество Литовское (объединившееся с Польшей), и Швеция, и Дания были заинтересованы в том, чтобы Ливония не попала под власть России. Вместо одного Ливонского ордена у России оказалось три сильных противника, это обстоятельство в значительной степени определило затяжку и, в конечном счете, неудачный ход и завершение 25-летней Ливонской войны.
Опричнина. В 1560 г. пало правительство Избранной рады , разногласия между Иваном IV и его приближенными накапливалось долго. Во время болезни царя в 1553 г. многие придворные, в том числе, Сильвестр и отец А.Ф. Адашева – Федор Григорьевич, не желали присягать грудному младенцу, сыну царя Дмитрию. Боясь повторения боярского правления в наследники предлагали двоюродного брата Ивана IV – старицкого удельного князя Владимира Андреевича. Все в конце концов присягнули царю, он выздоровел, но отношения царя с советниками охладились. Иван IV, человек с непомерно развитым властолюбием, со временем стал тяготиться людьми с самостоятельными взглядами. Иван IV обвинял Сильвестра и Адашева в косвенной причастности к преждевременной смерти его первой любимой жены Анастасии Захарьиной-Юрьевой (с родственниками которой у обоих были напряженные отношения). Адашев был против бесперспективной войны с Ливонией. Проводившиеся Избранной радой глубокие реформы были рассчитаны на длительный период, а царь стремился к немедленным результатам. Но ускоренная централизация, при неразвитости аппарата государственной власти, могла осуществляться только при помощи террора. Избранная рада на него не соглашалась. В 1560 г. Сильвестр был сослан в Соловецкий монастырь, А.Ф. Адашев отправлен в Ливонию, вскоре арестован и умер в тюрьме. В 1563 г. скончался митрополит Макарий, в 1564 г. князь Андрей Курбский, предвидя опалу и казнь, бежал в Литву. Падение Избранной рады стало прологом к одному из самых мрачных периодов Отечественной истории – опричнине.
Успехи в Ливонской войне сменились неудачами и поражениями. Начались казни «изменников» без суда и следствия, опалы. Во Владимире Андреевиче Старицком, единственном удельном князе на Руси, Иван IV видел главную опасность для своего наследника. Мать В.А. Старицкого была отправлена в монастырь, часть его удела царь взял себе, пожаловав в компенсацию удел на Волге. Царь готовился к решительному повороту в политике и беспощадному террору. В декабре 1564 г. Иван IV, отправившись на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, затем вместе с семьей, свитой приехал в свое охотничье село – Александровскую слободу. В январе 1565 г. гонец привез в Москву два послания, оглашенные на Красной площади. В первом из них царь объявил о гневе и опале на бояр и детей боярских за измену и насилие над народом и на высшее духовенство – за заступничество в пользу «изменников». В обращении к посадским людям царь заявлял, что на них опалы нет. Приняв делегацию духовенства и бояр, царь согласился вернуться на престол , но только затем, чтобы казнить «изменников» по своему усмотрению и учредить опричнину . Боярская дума согласилась с ультиматумом Ивана IV.
Из всей Русской земли выделялась государева опричнина , своеобразный личный удел царя, в который были включены центральные уезды с развитым феодальным землевладением; уезды, пограничные с Литвой (чьи земли принадлежали верным слугам московских государей); высокодоходные черносошные земли в Поморье, а также часть Москвы. Создавалось опричное войско (выросшее с 1 тыс. до 6 тыс. человек), действовала своя Боярская дума. Остальная часть государства именовалась земщиной и управлялась по-старому. В руководстве опричнины было много князей, отпрысков старых боярских родов, Но опричники были личными слугами царя и пользовались полной безнаказанностью. Начался опричный террор – массовые выселения, ссылки, конфискации, казни.
Опричнина не изменила структуру феодальной собственности на землю. В результате опал, конфискаций, казней изменился персональный, но не социальный состав феодалов-землевладельцев. Крупное феодальное, в том числе княжеское, землевладение пережило опричнину.
Тем не менее, опричнина серьезно подорвала пережитки удельной старины в стране, хотя вряд ли царь ставил перед собой именно эту задачу, он стремился лишь к усилению своей личной власти, причем в ее деспотической форме. Удар был нанесен и по относительно самостоятельной церкви. Митрополит Афанасий не хотел быть «опричным» митрополитом. Призванный на митрополию Филипп (Колычев) также требовал отмены опричнины, обличал царя за казни невинных и был низложен и заточен в монастырь, а позже задушен Малютой Скуратовым. Свержение Филиппа подорвало самостоятельность церкви. В 1566 г. царь отобрал у удельного князя В.А. Старицкого отцовский удел и заменил новыми землями, а в 1569 г. царь приказал Владимиру Андреевичу, его жене и младшей дочери принять я, а мать князя казнили.
В 1569 г. опричное войско во главе с Иваном Грозным подвергло страшному погрому и грабежу Новгород и его население. Борьба с пережитками удельной старины вытекала из всего хода развития страны, она шла и в годы правления Избранной рады, и даже более успешно. Но эту борьбу можно было вести разными методами, путь опричнины оказался самым тяжелым для населения и разорительным для страны. После новгородского погрома начались казни и самих видных опричников (отца и сына Басмановых, М.Т. Черкасского, князя Афанасия Вяземского), во главе опричнины стали Малюта Скуратов и Василий Грязной. Летом 1570 г. массовые казни (с участием царя) прошли в Москве. В 1571 г. большая часть опричного войска, которому было поручено остановить на Оке ожидавшийся набег крымского хана Девлет-Гирея, испугавшись, не вышла на службу, Девлет-Гирею удалось подойти к Москве, поджечь ее, в результате сгорел весь город, начались трудные переговоры, На следующий год Девлет-Гирей повторил набег. Тогда Иван IV, понимая серьезность положения, во главе русского войска назначил прежде находившегося в опале князя М.И. Воротынского, которому были подчинены и земские войска, и опричники. Объединенное войско в битве у села Молоди наголо разбило в два раза превосходившее его войско Девлет-Гирея. Осенью того же 1572 г. опричнина была отменена. И территории, и служилых людей объединили, прежним владельцам возвратили часть конфискованных земель. Террор не прекратился (в 1573 г. был обвинен в измене и казнен князь М.И. Воротынский), но прежнего размаха террора уже не было.
В опричные годы продолжалась Ливонская война . В 1569 г. Великое княжество Литовское и Королевство Польское объединились в единую Речь Посполитую во главе с выборным королем. В годы бескоролевья русские войска заняли в Ливонии много городов, осаждали Ревель, было заключено перемирие со Швецией. При короле Стефане Батории русские заняли почти всю Ливонию. Но в 1578 г. Стефан Баторий перешел в контрнаступление, вернул многие ливонские города. Возобновила военные действия Швеция, захватившая Нарву. По условиям перемирия 1582 – 1583 гг. Россия утратила все свои приобретения в Ливонии и Белоруссии, к Швеции перешла большая часть побережья Финского залива. Ливонская война , длившаяся четверть века, закончилась для России поражением . Только мужество защитников Пскова спасло страну от еще более тяжелых условий перемирия.
На востоке дела для России шли лучше. Началось присоединение и освоение Сибири. В 1581–1582 гг. состоявший на службе у солепромышленников Строгановых казачий атаман Ермак со своим отрядом (около 600 человек) разбил войска сибирского хана Кучума и взял его столицу Кашлык. Позже Ермак погиб в бою, но начало присоединению Сибири было положено. В 80 – 90-е гг. XVI века Западная Сибирь вошла в состав России, началось освоение ее плодородных земель и богатств.
Последствия опричнины. В целом же итоги царствования Ивана IV были неутешительны. Народные бедствия, вызванные опричными репрессиями, усилением налогового гнета на крестьян в связи с Ливонской войной усугублялись крымскими набегами, походами Стефана Батория, эпидемией чумы в начале 70-х гг. Результатом был хозяйственный кризис, опустошение наиболее развитого центра и северо-запада страны, массовое бегство крестьян из разоренных мест на юг (в район Орла, Тулы, Курска), в Среднее Поволжье, в Приуралье, а в самом конце века – в Западную Сибирь. Ответом на бегство крестьян стало крепостническое законодательство. 1581 год впервые был объявлен «заповедным» годом, в этот год отменялся Юрьев день и запрещался переход крестьян. «Заповедными» стали и последующие годы. Это означало важный шаг по пути к оформлению крепостного права в России. Закрепощение стало возможным в результате опричной политики. Только деспотическое правление при неразвитости государственного аппарата могло удержать крестьян в повиновении.
Печальными были итоги царствования и лично для монарха , отличавшегося не только незаурядной образованностью, умом, талантливостью, но и жестокостью до садизма, болезненной подозрительностью, распутством, припадками гнева. Во время одного из них он избил до смерти старшего сына и наследника царевича Ивана (начитанного, сообразительного, но и в отца жестокого). Сам Иван Грозный из-за многолетнего пьянства и разврата в 54 года выглядел дряхлым стариком. Наследником престола оставался (кроме младенца Дмитрия) Федор Иванович. Самодержавную неограниченную власть умирающий деспот оставлял среднему сыну, который по своему здоровью и уму править просто не мог.
Завершение объединения. В XVI в. при Василии III (1505-1533) завершилось объединение русских княжеств-земель вокруг Москвы.
В 1510 г. к Российскому государству присоединены Псков, в 1514г. возвращен захваченный ранее литовскими феодалами Смоленск, в 1521 г. присоединено Рязанское княжество, которое фактически давно подчинялось Москве. Таким образом, все княжества и земли Руси были объединены в одно государство, в состав которого помимо русских входили и другие народы: удмурты, мордва, карелы, коми и др. По составу населения Российское централизованное государство было многонациональным. Территория России в 16 веке по сравнению с предыдущем столетием увеличилась более, чем в 10 раз. Населения России 16 века насчитывало порядка 9млн. человек. 16 век был не самым простым для России,Ливонская война истощала страну. В 16 веке во внутренней политике России произошло много изменений. Произошли церковные и военные реформы. В 16 веке в России была введена опричнина, которая залила Русь кровью. В конце 16 веке в Европе началась буржуазная революция. В России же отсутствовали реальные элементы буржуазного развития. В стране господствовало натуральное хозяйство, и отсутствовали интенсивные экономические связи. Такой уровень развития экономики, предполагал неизбежность внутренних проблем в процессе централизации государства.
Но вместе с тем выросло международное значение Русского государства, укрепилась его обороноспособность. В последующие два столетия (XVI и XVII) сформировавшееся великорусское государство продолжало объединение русских земель на западе и расширяло свою территорию на восток, включая восточные земли в состав Российского государства. Так создавалось обширное многонациональное евроазиатское государство как органичный результат предшествующего этнокультурного развития Руси.
Реформы Ивана IV Грозного:
После смерти Василия III в 1533 г.на престол вступил его трехлетний сын Иван IV. В отличие от прошлых великих князей Иван IV (1533 - 1584) «венчался» на царство и принял титул царя Московского в 1547 г. Этот акт утвердил «божественное» положение государя в общественном сознании. Он вошел в историю не только как царь-реформатор, присоединивший к России северные и восточные земли, но и как жестокий деспотический правитель - Грозный.
В первый период своего правления Иван IV и его окружение («Избранная рада») проводят комплекс реформ в целях укрепления централизованного государства.
Они закрепили и усовершенствовали отношения развитого феодализма. Это были первые в истории России реформы в централизованном государстве. Государственная власть приобрела форму сословно-представительной монархии.
40-50 гг. XVI в. Реформа управления: Первый Земский собор(1549). Рост отраслевых и территориальных приказов. Отмена кормлений.
В 1550 Губная реформа: Избрание в уездах губных старост из местных дворян, занимавшихся делами «о разбоях», и городовых приказчиков.
Денежная реформа устанавливает единую денежную единицу государства - рубль.
Середина XVI в. Земская реформа: в дворцовых землях и городах из местного населения избирались земские старосты.
В 1550г. Принятие Судебника: Ограничение власти наместников за счет сокращения судебных функций и усиления контроля со стороны центральной администрации. Запрещено превращение в холопов детей боярских. Увеличение «пожилого» во время перехода в Юрьев день. Введение единой меры поземельного налога.
В 1550г. Военная реформа предусматривала создание помимо дворянского ополчения постоянного стрелецкого войска, а также привлечение иностранцев-наемников на военную службу, расширение артиллерии, формирование для пограничной службы казачьих войск. Артиллерия выделяется в самостоятельный род войск. Она становится могучей и совершенной. Русские артиллеристы - литейщики Андрей Чохов, отливший в 1586 г. царь-пушку весом около 40 т, Микула Кречетников и другие - создали замечательные образцы орудий того времени.
Церковная реформа заключалась в том, что были унифицированы ранее свободно трактуемые нормы церковной жизни. Новый единый для всех порядок был закреплен в решении Стоглавого собора 1551 г. - съезда священнослужителей с участием боярства и царя, который оформил новый церковный устав в виде 100 глав. Устройство школ для населения. Ограничение церковного землевладения.
Главное значение реформ Ивана Грозного 50 - 60-х гг. XVI в. состояло в том, что, благодаря им:
Усовершенствовалась система управления государством;
На Руси сложилась сословно-представительная монархия (монархия, опирающаяся на сословия (важнейшие: боярство, дворянство, духовенство), которые допущены к управлению государством и представлены в различных государственных органах.
После того как в июне 1547 г. в Москве произошел страшный пожар (в результате которого почти весь город выгорел, пострадало множество людей), разъяренная толпа ворвалась в Кремль и разграбила дворы Глинских (которых обвинила в поджоге). Был убит дядя царя Ю.В. Глинский. Царь укрылся в селе Воробьеве и с трудом уговорил толпу разойтись.
События убедили царя в необходимости проведения реформ.
Приблизил к себе группу советников, называемую (она возглавлялась окольничим А.Ф. Адашевым и неофициальным духовником царя Сильвестром).
Избранной раде приписывают проведение реформы середины 16-го в. (есть мнение, что Избранной рады могло и вовсе не существовать, а речь идет лишь о выдвижении тех или иных советников).
Был принят ряд мер по ограничению местничества. Церковного землевладения тоже коснулись изменения: часть земель под разными предлогами была изъята, а также появился запрет на приобретение земли церковью без доклада правительству. В результате налоговой реформы некоторые налоговые привилегии церкви были отменены. В ходе реформы была введена единая податная единица - соха.
Начались военные реформы середины 16-го в. Было создано:
- стрелецкое войско;
- «избранная тысяча».
Стрелецкое войско не распускалось в мирное время и состояло, как и пушкари, из горожан и «черных» крестьян. Вследствие военной реформы 16-го в. потребовалось перераспределение вотчин и поместий, так как они являлись оплатой за службу (для обязанных к ней дворян и бояр).
«Избранная тысяча» - особенно надежная часть войска, состоящая из 1078 дворян, которых царь поселил в Московском уезде и обеспечил поместьями.
В 1549 г. был созван первый орган сословного представительства страны - . По его решению был составлен и утвержден (в 1550 г.) новый , который закрепил результаты проведенных реформ.
В 1551 г. состоялся . Свое название он получил по количеству глав, в которые были сведены его решения.
В середине 50-х гг. Иван Грозный проводит серию новых реформ 16-го в. Окончательно оформляется система приказов. Приказом назывался государственный административный орган центрального управления, отвечавший за определенную сферу (Посольский приказ занимался вопросами дипломатии, Разрядный – служилых людей и т.д.).
Проведена земская реформа 16-го в. В 1555 г. произошла отмена «кормления». Судом, сбором налогов стали заниматься должностные лица, «излюбленные головы», земские старосты.
В 1556 г. принимается «Уложение о службе», по которому служилые люди выставляли со 150 десятин земли одного боевого холопа (специально обученный слуга, идущий в поход вместе с господином).
В итоге военных реформ 16-го в. военная сила России, столь значимая во , существенно укрепилась.