В этой статье:
Воспитание и развитие личности ребенка - это два взаимосвязанных процесса. В семье они имеют ситуативный характер, то есть напрямую связаны с обстоятельствами, настроением родителей и ребенка. Так, например, если отец пришел с работы усталый и раздраженный, он, скорее всего, ограничит свое с общение с малышом – это в лучшем случае, а в худшем найдет причину на нем оторваться. Часто то же самое касается и мам.
На развитие личности также влияют такие вещи, как средства массовой информации, общение с другими взрослыми и сверстниками, компьютерное игры и даже книги, которым современные дети уделяют все меньше внимания. Формирование нравственных качеств малыша является важным этапом в процессе развития его личности, поэтому остановимся на этом моменте.
Какие предпосылки имеет появление личностных особенностей у ребенка? Конечно
же, это тот фундамент, на котором растет и развивается малыш, получая точные представления о нормах поведения, ценностях во время общения с близкими и в коллективе. В момент становления личности ребенок особенно заинтересован в изучении собственного поведения и поведения окружающих его людей, он задает много вопросов касательно поступков и ждет на них исчерпывающих и правдивых ответов.
В момент становления и развития личности ребенка родители должны относиться с пониманием к его любопытству. Оно вовсе не праздное. Анализируя полученные ответы, малыш учится оценивать действия окружающих, прежде всего чтобы соотнести их с известными ему нормами. Главным мотиватором для малыша на этом этапе станет личный положительный пример родителей.
Как происходит формирование личности малыша?
Что собой представляет процесс формирования личностных качеств у ребенка? Для начала отметим, что это многоэтапный процесс. Начинается все с острого желания малыша познакомиться ближе с социальной действительностью. Следующий этап - формирование новых личностных качеств.
Довольно часто малыш копирует манеру поведения взрослых, более того, указывает им на ошибки, которые они, на его взгляд, делают. Например,
дети часто могут поставить родителей в неловкое положение, когда в присутствии посторонних разоблачают их в легкой лжи, ссылаясь на то, что врать плохо и это они узнали именно от взрослых.
Когда в сознании малыша сформируется понятие о главных личностных качествах человека, он сможет перейти к новому этапу - овладению навыками, умениями, выработке привычек.
Родителям нужно осознать, какая ответственность на них возложена на этом этапе жизни ребенка. Они обязательно должны помочь ему справиться со всеми сложностями и найти свой путь. У ребенка должны быть возможности проявить себя в общественно-значимой деятельности, например, он может иметь собственные обязанности дома либо получать задания творческого характера в школе, кружке, секции.
Многие родители напрасно беспокоятся о том, что
ребенок не повторяет ту модель поведения, которую они ему стараются прививать. На самом деле это нормально, если учитывать, что воспитание дает свои плоды, но с некоторой отсрочкой во времени. Поэтому ждать сиюминутных результатов не стоит. Куда более правильным будет постепенное приобщение малыша к тем нормам и ценностям, которые чтят и соблюдают в семье.
Фундамент личности закладывается в раннем детстве. Но до этого момента появляются преобладающие мотивы, свойства и установки. Происходит это в периоды, когда мозг ребенка в силу своей незрелости не готов адекватно воспринимать все то, что происходит вокруг него. Именно в эти периоды главное для малыша - это «хочу».
Одними из факторов, влияющих на формирование личностных качеств, являются:
- биологические свойства организма;
- генетика;
- особенности окружающей среды.
Если сравнивать ребенка с чем-то неодушевленным, то в период раннего детства он может напоминать каменную глыбу, которая имеет внутри определенные природой свойства, форму же приобретает
в зависимости от внешнего воздействия природной среды: ветра, осадков и т.д.
Социальная среда - наиболее важный инструмент, воздействующий на формирование и личности ребенка. Крайне важно правильным образом настроить семейное взаимодействие с малышом, от которого, по сути, будет зависеть его поведение и общение с окружающими.
Формирование личности на каждом возрастном этапе
Итак, на каждом возрастном этапе у ребенка формируются те или иные личностные качества.
В два года дети уже понимают, что они - личности. Они выделяют себя из круга окружающих, но пока только на уровне физического восприятия. Позже,
в семь лет, когда уровень самоанализа возрастет, ребенок научится интересоваться внутренним миром человека, но пока это не то, что его волнует.
Первое желание дать себе оценку у крохи появляется в три года. Предпосылкой к этому является умение сравнивать себя с окружающими, в первую очередь с родителями. Чем старше будет становиться ребенок, тем выше будет уровень его волевой регуляции и самосознания.
Тем не менее уже в три года ребенок имеет собственную внутреннюю позицию и готов освоить новую для себя социальную роль - ученика. Именно на основе этого психологического новообразования формируются и совершенствуются личностные качества крохи, который становится заметно более целеустремленным, самостоятельным и упорным.
В трехлетнем возрасте можно наблюдать за тем, как личность ребенка обретает четкие контуры. Этот этап в его развитии один из самых важных, прежде всего потому, что кроха учится иметь своя «я», быть самостоятельным. Родители должны поддержать его инициативу.
Малыш уже имеет достаточно знаний, навыков и готов к тому, чтобы применять их на практике. Тем не менее его физиологические и психические особенности пока не позволяют полноценно выполнять различные действия, на таком же высоком уровне,
как это делают взрослые. Это задевает малыша. Поэтому родители должны помогать крохе справиться с проблемой, предлагая ему выполнить работу взрослых, но посильную для него: например, привлекать к приготовлению простого блюда или уборке дома.
А вот в среднем дошкольном возрасте малыши уже не только соотносят себя с окружающими, оценивая их поступки и выделяя особенности. В этот период дети проявляют особый интерес к познанию собственного внутреннего мира. Они оценивают себя теперь уже опираясь не только на мнение окружающих, но и на своё собственное.
В старшем дошкольном возрасте дети все так же перенимают манеру поведения взрослых, они наблюдают за действиями родителей и стараются принимать участие в процессе. Родителям важно не препятствовать такой совместной деятельности, так как она оказывает огромное влияние на дальнейший процесс социализации ребенка. Чем чаще малыш будет вместе с родителями заниматься посильной для него взрослой работой, тем быстрее он освоится в культурной среде, примет правила поведения в обществе.
Ниже рассмотрим основные принципы, которых взрослым стоит придерживаться для того, чтобы помочь детям вырасти самодостаточными личностями.
Принимайте детей такими, какие они есть
В младшем дошкольном возрасте уже можно наблюдать за тем, как у малыша формируется характер.
Взрослые должны
понимать, что каждый малыш - это индивидуальность, и по большей части на его поведение оказывает влияние темперамент. Скажем, если родители мечтают о том, чтобы ребенок был активным, самостоятельным, уверенным в себе, тогда как он скромный, тихий и любит одиночество, то последнее, что им нужно делать - пробовать его изменить, настаивая на занятиях, которые не будут приносить ему удовольствия.
С первых дней жизни ребенка нужно быть готовыми к тому, что он будет таким, каким его запланировала природа, нуждаясь при этом в любви и поддержке взрослых. Нельзя сравнивать малыша с другими детьми и рисовать для себя и крохи образ какого-то идеального ребенка, на которого ему нужно равняться.
Терпение - важное качество для родителей
Наблюдая за поведением малыша, за его реакцией на те или иные события, родители должны деликатно вносить коррективы в формирование его характера. Если во нраве дошкольника начинают проявляться первые отрицательные качества, то главное, чего не стоит делать, это впадать в панику.
В самом начале
своей более или менее осознанной жизни каждый ребенок может «дать слабину»: показать себя непослушным, капризным, раздражительным и даже упрямым. Особенно остро негативные черты характера проявляются в период возрастных кризисов малыша, например в возрасте трех лет.
Такие кризисы и связанные с ними неудобства быстро проходят, поэтому родителям нужно проявить терпение и продолжать воспитывать ребенка правильно, окружив его любовью и заботой, стараясь сократить количество запретов. Со временем такое воспитание даст свои плоды.
Лучший пример - личный пример
Все свое осознанное детство малыши видят перед собой родителей, запоминают, как они говорят, как поступают. Для детей поведение родителей считается образцовым. Именно поэтому взрослые должны быть для ребенка только положительным примером. Объясняя крохе, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя, родители должны подтверждать это личным примером.
Хотите,
чтобы малыш вырос добрым, отзывчивым, умел сочувствовать и помогать? Значит, нужно именно так вести себя по отношению к нему. Агрессия, критика, раздражение никогда не смогут породить в душе маленького человека доброту, сострадание, терпимость по отношению к окружающим. В ребенке будут заложены только те качества, которые имеют в себе взрослые.
Очень важен для нормального развития малыша комфортный микроклимат в доме. Только гармония в семье обеспечит адекватное формирование целостной, уверенной личности ребенка. В семье малыш должен чувствовать надежный тыл и поддержку. Регулярные ссоры и раздражение членов семьи станут одной из причин развития закрытой, недоверчивой личности ребенка с задушенными на корню положительными качествами.
Самостоятельность для развития самоорганизации
Деятельность ребенка должна быть организована таким образом, чтобы он умел занимать себя самостоятельно. Родители не должны постоянно все делать за кроху, оберегая его, развлекая и так далее. Нужно, чтобы родительская деятельность носила направляющий характер – тогда от нее будет толк. Так, если ребенок не умеет сам играть и не знает, во что поиграть, ему можно предложить несколько игр на выбор или вместе с ним придумать правила.
То же касается и прогулок на улице. Не нужно везде подсаживать кроху, поднимать, переносить его через препятствия. Правильно будет показать ему, как перешагнуть через барьер, скатиться
с горки или залезть на лестницу безопасно и эффективно, вместе с ним радуясь его первым самостоятельным попыткам и успехам.
Такое поведение взрослых позволит выработать у ребенка чувство уверенности в себе, своих действиях, а наряду с этим чувство ответственности и личной значимости.
Можно ли целенаправленно развивать в ребенке какие-то определенные качества? Что нужно для этого делать и каким рекомендациям следовать? Опять же, самый простой способ - личный пример. Но есть и другие методы, выбор которых будет зависеть от качеств, которые родители хотели бы привить ребенку.
Развитие доброты в малыше
Можно ли целенаправленно развить в характере ребенка доброту? Конечно, можно и нужно! Причем начинать это делать следует с первых лет жизни. Малышу нужно обязательно рассказывать о том, как поступать хорошо, почему в жизни такую важную роль играют сострадание и терпимость.
Отличный вариант для развития в ребенке добрых чувств - это чтение соответствующей литературы, преимущественно сказок. Именно там лучше всего описаны добро и зло, которые борются друг с
другом на протяжении всего сюжета. Победа добра в схватке сил обязательно мотивирует малыша быть именно на «светлой» стороне.
Воспитание уверенного в себе ребенка
Уверенные в себе люди - это плод трудов их родителей, которые знали и понимали тонкости и нюансы воспитания. Основной метод воспитания таких детей - это позитивное оценивание. Необходимо слушать мнение малыша и не насмехаться над ним, хвалить за хорошо проделанную работу и вообще за любые успехи.
Очень важно не переусердствовать, придумывая для ребенка разносторонние занятия. Слишком большая загруженность (спорт, музыка, рисование,
иностранные языки) ограничит право выбора малыша. Пусть он сам выберет для себя то, чем бы хотел заниматься и что будет приносить ему настоящее удовольствие.
Можно ли воспитать уверенного в себе человека из застенчивого от природы малыша? На самом деле можно, если принять особенности его характера и не пытаться его переделать. Достаточно будет подстроить деятельность малыша под эти особенности, и процесс развития в нем уверенной в себе личности обязательно начнется.
Пусть голос ребенка так и останется тихим и одному ему будет интереснее, чем в кругу детей, зато он будет чувствовать себя вполне уверенно и комфортно, понимая, что его поддерживают, ему доверяют, к нему прислушиваются.
Ребенок - лидер
О том, чтобы ребенок был лидером, мечтает чуть ли не каждый второй родитель. Для того, чтобы развить в малыше качества лидера, есть свои методы. Например, с детства можно определить малыша в спортивную секцию, где он будет соревноваться с другими детьми, постоянно стремясь к победе. Параллельно с
этим нужно будет уделять внимание развитию социальных навыков малыша, воспитанию в нем уверенности в себе.
Если, несмотря на все усилия родителей, для ребенка быть первым не так уж важно, то развитие его должно протекать согласно тем же правилам, но с учетом его личностных особенностей, без демонстрации родителями разочарования и недовольства по поводу того, что малыш не проявляет в себе лидерские качества. Такое отношение негативным образом повлияет на его самооценку.
Позвольте развиваться тем качествам, которые заложены в малыше природой, и дайте ему самому принимать решения в отношении того, чего хотеть от жизни.
Роль семьи в развитии личности ребенка
Доказано, что повлиять на становление личности ребенка родители могут, только объединившись в единую команду, члены которой не спорят, а взаимодействуют и поддерживают друг друга, видя перед собой единую цель.
Мамина любовь, ласка и забота необходимы ребенку для удовлетворения его врожденной потребности в эмоциональном общении, помогут ему стать уверенным в себе человеком, который чувствует поддержку любящих людей.
Важную роль играет и отец семейства. Именно он является образцом рациональности и дисциплины в семье, подкрепляя любовь матери последовательными действиями и твердостью характера.
Сын, наблюдая за отцом, выделяет для себя важные паттерны мужского поведения, а дочь получает представление о том, какова роль мужчины в семье.
Основная задача семьи - научить ребенка жить в обществе. Именно поэтому родители должны сделать все для расширения круга общения малыша, организации его досуга, учебы, общения со сверстниками. Только благоприятные условия в семье помогут ребенку вырасти успешным, спокойным, уверенным в себе и разносторонне развитым человеком, готовым жить в современном обществе.
Для многих неопытных родителей личность ребенка является мифом. Это естественный капкан воспитательного процесса молодых семей. Интересы малыша приобретают марионеточный характер, по этой причине многие важные проблемы трактуются ложно. Сложная задача родителей вырастить полноценного человека может иметь массу подводных камней из-за подобного отношения.
Формирование личности малыша
Разберемся подробно, что такое личность ребенка. Часто взрослые люди неверно трактуют проявление личности своего чада. Буйные капризы или слишком тихое поведение не являются личностью. Это скорее реакция малыша на определенные явления его жизни.
Формирование личности ребенка, по мнению ученых, начинается еще в утробе. Это спорное мнение имеет много возражений. Новорожденные дети совершенно по-разному реагируют на внешние раздражители, и этот факт доказывает наличие у него зачатки личности.
Трактовка понятия личность подразумевает:
- проявление воли;
- разумное осмысление окружающего;
- свободу решений;
- проявление чувств.
Равноправное взаимодействие этих качеств делает человека личностью. Отказывать ребенку в праве принимать определенные решения, значит ограничивать развитие воли. Задачей взрослого человека остается объяснения малышу последствий его действий.
Обратите внимание на то, как ребенок исследует окружающее. На ранних этапах это проявляется в виде сломанных игрушек, порванных книжек, оторванных обоев, рисунков на любой поверхности. Все это попытки анализировать мир вокруг себя. А это доказательство еще одного проявления личности. Любая ситуация требует адекватной реакции родителей, для ребенка она закладывает базу стандартов. На них он будет опираться во взрослой жизни.
Потребности личности
Независимо от возраста есть определенные потребности личности:
- самовыражение;
- уважение, принятие;
- принадлежность к семье;
- любовь близких людей;
- безопасность;
- физические потребности.
Ребенку хочется быть заметным, обращать на себя внимание. Ему необходимо проявлять свои умения, возможности. Маленькому человеку необходимо получать оценку своих родителей. Похвала за первые сделанные шаги, рисунок, танец важны для формирования его здорового фона.
Он имеет огромную потребность в заботе, любви, уходе со стороны близких людей. Отсутствие хотя бы одного фактора огорчает ребенка. Систематическое отсутствие этих проявлений формирует в его сознании ложную картинку. Малышу начинает казаться, что родители его не любят.
Семейные ценности, общие праздники рождает в сознании определенные эмоциональные связи. Маленький человечек должен принимать участие в жизни семьи, тогда его сознание построит сеть нормальных умозаключений. Это сыграет роль в его социализации.
Важным фактором является прикосновение. Малышу необходимы телесные контакты с родителями. Нужны объятья, прогулки за руку, поцелуи на ночь. Иначе он не сможет чувствовать себя счастливым.
Родители должны создавать ауру защиты для малыша. Чувство поддержки дает юному члену семьи моральные силы противостоять стрессам. В покое воспитывается полноценная личность. Это же касается его физических потребностей:
- одежда;
- уход за здоровьем.
Развитие личности ребенка
Не простая задача родителей — развитие личности ребенка — часто становится предметом споров. Общество требует от семьи, чтобы они заботились о малыше согласно нормам. Реальность преподносит разные ситуации. Несмотря на это, родители обязаны стремиться развивать своего малыша.
Основным рычагом развитием остается огромное количество внимания. Это важный и сложный момент формирования личности. Общаясь с родителями, ребенок нарабатывает систему ценностей. Его личностные качества формируются под влиянием старших. Обучающие программы, игры головоломки, чтение сказок остается дополнительными инструментами для развития его личности.
Was last modified: Апрель 20th, 2019 by Елена Погодаева
Когда мама впервые видит своего малыша, она забывает обо всех трудностях, которые преследовали её последние 9 месяцев, о нечеловеческой боли, которую пришлось вытерпеть в родильной палате и о тех переживаниях, которые мучили её всё то время, пока она носила это чудо в животике. И у каждой мамы в этот момент проносятся тысячи мыслей в голове: во сколько месяцев эта кроха улыбнется мне, какое слово она скажет первым, чем она будет нас радовать и чем огорчать, кем будет мой ребенок и прочее. Но мало кто из родителей задумывается о том, какой личностью будет расти их кроха, каковы основные условия развития личности ребенка, сформируется ли в его сознании отзывчивость и понимание или лень и озлобленность.
То, каким будет расти малыш, зависит в большинстве случаев от родителей и от окружающей обстановки, ведь факторы развития личности ребенка настолько различны, что многие даже не подозревают об этом.
Факторы, влияющие на развитие личности с самого рождения
Уже с момента рождения кроха пусть и плохо, но все же видит окружающий мир, пусть не на полную громкость, но слышит то, что происходит вокруг. Поэтому, все в окружении вашего малыша должно способствовать развитию его моторики, внимания, мышления, памяти, и, конечно же, развитию личности.
- Влияние семьи
В первую очередь мы хотим отметить важную роль семьи в развитии личности ребенка , поскольку это тот «фундамент», который обуславливает надежность выстроенного «дома». Малыш видит отношения в своей семье и невольно повторяет их в повседневной жизни. Так, в положительной семье, где папа всегда помогает маме, где нет скандалов и криков, вырастет отзывчивая и добрая личность. Ну, а из неблагополучных семей, как правило, вырастают запуганные дети, которые привыкли врать и изворачиваться, лишь бы только выжить в этом мире.
В зависимости от типа отношений в семье возможно прогнозирование развития личности ребенка. Утверждать тот или иной факт, конечно, не стоит, ведь многое зависит и от врожденного темперамента и от стремления ребенка. Но можно сказать, что в семье, где царит диктатура, ребенок вырастет замкнутым с сильно заниженной самооценкой. У родителей, которые с самого детства игнорировали свое чадо (идеология полного невмешательства), вырастает рано повзрослевший ребенок, который всего привык добиваться сам. Условия развития личности ребенка в этом случае таковы, что он не знает родительской ласки и любви, поэтому он вряд ли сможет стать добрым и отзывчивым. Гиперопека также ни к чему хорошему не приводит - так родители лишь разбалуют своих детей, превращая их в капризных маленьких «нехочучек», справиться с которыми чрезвычайно трудно.
Но есть все же один тип внутрисемейных отношений, который поможет вырастить в ребенке правильную личность, добрую, отзывчивую, понимающую, искреннюю и трудолюбивую - эти отношения называются «сотрудничеством». Высокие нравственные ценности, оказание моральной помощи, демократия - это идеальные факторы для развития полноценной личности.
- Влияние социума
Влияние социума на развитие личности ребенка начинается уже с того момента, как он впервые увидел этот мир. Мы с самого детства слышим, что так делать нельзя, так говорить некрасиво и прочее - в этом весь социум, укрощение искренности. Ребенок, который еще не до конца осознал, как вести себя в социуме - самая честная и искренняя личность. Но без социума все бы мы жили в хаосе, поскольку он учит нас дисциплине, морали, нормам.
На ребенка до 2-х лет влияют исключительно микрофакторы социума, то есть семья и ближайшее окружение. В дошкольном возрасте ребенок более близко знакомится с обществом, с установленными правилами и нормами в детском саду. И это первый шаг к тому, насколько ребенок будет чувствовать себя комфортно среди других людей. Чем старше становится ребенок, тем больше он должен соответствовать тем правилам, которые установил социум. Круг окружающих его людей расширяется, родители в школьные годы делят свой авторитет с учителями, в подростковом возрасте родители и вовсе не авторитет - главное друзья. Но время все расставит по своим местам, и взрослые дети начнут понимать своих родителей. Главное, чтобы личность не потерялась в социуме, чтобы ребенок не чувствовал себя никчемной песчинкой в огромной толпе.
- Влияние окружающего мира
Первое место после роддома, куда родители приносят малыша - это его уютная детская комната. Вы спросите, может ли интерьер детской повлиять на развитие личности ребенка ? Конечно, может, ведь ребенок в первую очередь изучает окружающий мир глазами, и от того, какие цвета и линии будут его окружать, зависит и его настроение, да и развитие в целом. У малыша должен быть уютный укромный уголок, и даже если у вас нет возможности выделить ему отдельную комнату, нужно разделить спальню на зону родителей и зону крохи (сделать это можно при помощи обыкновенной ширмы или гипсокартонной конструкции). Если же малышу повезло, и у него есть отдельная комната, позаботьтесь о его безопасности: не покупайте мебель с острыми углами, стеклянной поверхностью и прочее. Ну, а когда с помещением решено, пора задуматься и о его цветовом решении. Для совсем маленьких крох желательны спокойные, пастельные тона, для более старших детей можно придумать спокойную комнату с яркими акцентами.
Каждая мамочка начинает петь колыбельные своему малышу еще в тот момент, когда он находится у неё в животике. И все мы прекрасно знаем, что даже в утробе дети слышат нас, а на последних месяцах беременности даже отзываются на родные голоса легкими движениями ручек и ножек. Влияние музыки на развитие личности ребенка может быть различным в зависимости от качества самих мелодий и песен. Так, самыми благоприятными и умиротворяющими можно назвать классическую и инструментальную музыку, музыкальные сказки, специально придуманные мелодии для детей. Правильно подобранная музыка способна успокоить кроху, воспитать в ней музыкальный вкус. Ну, а в повзрослевшем возрасте детей нужно знакомить с инструментами, с вокалом, чтобы они развивали свои голосовые связки, расширяли свой кругозор, умения и круг общения. Чего не стоит включать детям, так это тяжелую музыку, рок, транс и прочие музыкальные направления, которые вовсе не пригодны для маленькой неокрепшей психики.
Подобно мелодиям нужно с особой тщательностью подходить к подбору интересных историй для малыша, ведь влияние сказок на развитие личности ребенка играет не меньшую роль, нежели музыка. Сказки идут с нами по жизни, учат нас и наставляют, причем им удается остаться на всю жизнь не в памяти у нас, а прямо в подсознании. Наверняка вы каждый вечер рассказываете малышу одни и те же сказки, и кроха их запоминает, а когда вырастет - будет проговаривать их наизусть без запинки. Ребенок еще верит в чудеса, он принимает героев сказок за реальных персонажей, ассоциируя себя с ними. Если главный герой сказки - положительный, то ребенок будет подражать ему только потому, что он занимает центровую позицию в повести. Ну, а если в сказке главенствует злой герой, то ребенок невольно захочет быть таким. Поэтому, с особой тщательностью подбирайте сказки для своих детей, чтобы они хотели подражать правильным героям. Да и сказки есть не только народные, которые все мы знаем наизусть, но и авторские. Существуют не только волшебные авторские сказки, но и обучающие, и психокоррекционные - их значение переоценить невозможно, ведь в сказках все рассказывается простыми, понятными любому словами, но их смысл может быть глубже, чем во многих книгах по психологии.
Факторы, влияющие на развитие личности с 2-х лет
- Влияние творчества
Ни лепить, ни вышивать, ни играть роли ребенок не может ранее определенного возраста, но вот рисовать, точнее «мазюкать» ему удается уже после первого дня рождения. Но это и рисованием-то назвать нельзя, хотя ребенок уже учится тактильному восприятию, начинает различать основные цвета. Даже когда у малыша получаются каракули, важно вовсе не это - самое главное, что он научился держать в руках тонкий предмет и управлять им. Чем больше ребенок рисует, тем больше у него усидчивости, сосредоточения, внимательности. По мере того, как растет ребенок, растет и профессионализм его рисунков, и если развивать его рвение и дальше, то он проявит прекрасные художественные способности. Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка обусловлено, прежде всего, эстетической стороной жизни, ведь маленькие художники уже знают, что такое светотень, оптические законы, какие цвета сочетаются, а какие нежелательно соединять, и еще много всего полезного, о чем остальные их сверстники даже не подозревают. Ребенок, у которого есть рвение к рисованию, наверняка вырастет художественной личностью, со своим неповторимым вкусом, с определенным виденьем этого мира, с особой внимательностью к деталям и с непревзойденным чувством моды и дизайна.
Но помимо рисования есть еще немало видов творчества, которые захватывают ребенка и развивают его. Многие родители задаются вопросом, каково же влияние творчества ребенка на развитие его личности ? Во-первых, для того, чтобы делать что-то своими руками, необходима усидчивость, а это весьма положительное качество для растущей личности. Во-вторых, всё, что сделано своими руками, можно подарить друзьям, родным, а это учит ребенка доброжелательности, желанию сделать что-либо во благо других. Ну и, в-третьих, чем больше творческих направлений изучит ребенок, тем более развитым он себя почувствует, тем больше круг его друзей и знакомых, и тем больше гордости будет у вас, дорогие родители, за то, что ваш малыш столько всего умеет.
Так, например, лепка из пластилина, соленого теста или пластики поможет ребенку развить наглядно-образное мышление, научит его наблюдать, сравнивать и анализировать, а бисероплетение идеально развивает мелкую моторику рук и эстетический вкус. Отдельного внимания требует такой вид творчества, как театр, ведь он объединяет в себе всё - и актерское мастерство, и ораторство, и песни, и танцы, и умение подать себя перед публикой. Это идеальное место для тех, кто слишком зажат и боится общества. Здесь замкнутые личности раскрепощаются, непоседы находят выплеск своих эмоций, при этом все они учатся правильной дикции, постановке голоса и предложений. Ну, а играть сценку вместе со своими друзьями - это просто счастье не только для детей, но и для многих взрослых.
- Влияние игр и домашних животных
Возможно, у вас уже был питомец до рождения малыша, а может вы решили завести его после того, как ребенку исполнилось 2 года, но в любом случае положительное влияние домашних животных на развитие ребенка доказано учеными. Питомцы - это такие же живые существа, как и мы с вами, и ребенок видит в их «лице» друга, союзника, собеседника. Детям нравится прикасаться к мягкой шерстке кошек, хомячков, бегать по всей квартире или по парку с собакой, смотреть на неспешно плавающих рыбок в аквариуме. Какого бы питомца вы ни решили завести, знайте, что с любым животным ребенок найдет общий язык. Но каждое животное по-разному влияет на развитие личности ребенка. Самым идеальным вариантом будут кошки - это те существа, которые научат ребенка любви, ласке, дружбе, с ними не соскучишься, они всесторонне развивают малыша. Настоящей дружбе и активному отдыху детей научат собаки. Мелкие пушистые грызуны, а также пернатые питомцы хороши в большинстве случаев для созерцания и умиления, но ни поиграть с ними, ни потискать их вдоволь не удастся. Однако любому животному ребенок будет рад, ведь у него появится друг, который всегда будет рядом, с которым можно и погрустить и поиграть, и просто побыть рядом.
С любыми животными можно придумать какую-нибудь игру, и это очередная ступенька в развитии мышления ребенка. Если он умеет придумывать новые игры, вовлекает в них всех друзей, то мы видит в нем творческую натуру с нотками лидерских качеств. Роль игры в развитии личности ребёнка такова, что именно по ней можно наблюдать психологическое состояние малыша, его рвения, возможности и желания. Более разнообразную игровую деятельность дает ребенку садик, где воспитатели стараются придумать для детей развивающие игры, где нужно не только следовать правилам, но и думать. Например, дидактические игры учат детей элементарным понятиям о цвете, фактуре, размере, малыши во время игры становятся более сосредоточенными, внимательными. Подвижные игры любят все дети, и это отличное подспорье для поддержания их физической формы, активного движения. К тому же, именно в таких играх сразу видно, кто лидер среди детей, а кто ведомый. Такое качество личности, как лидерство обязательно нужно развивать в ребенке - тогда он будет успешным человеком. Но даже если ваш малыш пока ведомый, все еще можно исправить правильными наставлениями, подбадриванием и хвальбой. В сюжетно-ролевых играх также сразу можно заметить личностные качества, будь то доброжелательность или озлобленность, щедрость или жадность и прочее, но в детском возрасте всё это является проекцией отношений в семье на психику ребенка. Вот и задумайтесь, дорогие родители, всё ли ваш малыш делает правильно, и чем вы могли подвести его к подобному игровому поведению.
Факторы, влияющие на развитие личности дошкольника
Дошкольники впитывают в себя информации больше, чем когда бы то ни было в дальнейшей жизни, именно поэтому нужно не упустить эти первые семь лет жизни малыша. На развитие личности дошкольника в обязательном порядке влияют родители, причем не только тогда, когда обращают на него внимание, хвалят или ругают, но и в любую секунду, когда малыш наблюдает за их поведением. Именно от родителей зависит развитие личности детей дошкольного возраста - будет ли воспринят данный ребенок в детском садике как доброжелательный и спокойный малыш, либо как хулиган, а может как испуганный «зверёк».
В дошкольном возрасте ребенок проходит три фазы развития личности: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию, и от того, насколько успешно каждая из фаз перетекает в другую, зависит поведение ребенка. Но в большинстве случаев кризисов не избежать - они случаются, когда ребенок идет в садик, когда знакомится с новыми людьми, когда ему нужно подчиняться воспитателю. Однако родители просто обязаны помочь своему чаду справиться со всем: в фазу адаптации рассказывать о нормах поведения в обществе, на фазе индивидуализации помочь ребенку раскрыть себя перед другими, показать, чем он может выделиться среди них. Если родители не принимают участия в развитии личности детей дошкольного возраста, то крохи сами путем проб и ошибок находят для себя единственно возможный (по их мнению), но не всегда верный путь.
- Влияние труда
Наши крохи так любят повторять все за нами, что невольно умиляешься, когда сынишка берет веник или дочурка просит дать ей тряпочку для вытирания пыли. Главное не отбейте это рвение помогать в раннем детстве, иначе в юности вы сами будете сильно страдать от того, что вроде и ребенок достаточно взрослый, но помогать не хочет. Роль труда в развитии личности ребенка заключается в том, что уже с тех лет, когда малышу по силам мелкие домашние работы, он учится чистоте, ответственности, уважению к чужому труду, у него возникает желание помогать ближнему. Главное для родителей - не наделать ошибок, и тогда ваш малыш всегда будет помогать вам, и не за деньги или подарки (как сейчас заведено во многих семьях), а просто потому, что он вас уважает.
Факторы, влияющие на развитие личности младшего школьника
Пережили кризис 3-х лет, значит, переживет и кризис 7-ми, ведь оба они обусловлены двумя самыми главными событиями в жизни ребенка - походом в садик и в первый класс. Теперь уже помимо семьи на развитие личности младшего дошкольника влияют и учителя, и сверстники, и субъективные факторы (повышенная активность, подражательность, эмоциональность). Ребенок получает новые мотивации - заработать лучшую оценку, читать быстрее всех, получить похвалу от учителя, и это заставляет его быть более целеустремленным и ответственным. Но при этом важно не проглядеть, чтобы в стремлении к цели ребенок не стал подхалимом и ябедой, ведь это не лучшие личностные качества. К тому же, именно в этом возрасте у ребенка формируется объективная самооценка, на которую влияют и его успеваемость, и отношение к нему родителей, учителей, одноклассников.
Всё, что находится вокруг ребенка, влияет на формирование его личности. Просто невозможно окружить ребенка положительными факторами, но постараться стать ему опорой по жизни, верными советчиками и любящими родителями вы просто обязаны, ведь тогда ваш ребенок вырастет положительной самодостаточной личностью.
Девочки! Давайте делать репосты.
Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)
Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)
Недавно рисунок нарисовал – будет знаменитым художником. А на турнике что вытворяет – стопроцентный спортсмен, скоро на Олимпиаду можно посылать.
Каждый ребенок талантлив, даже гениален. Но чтобы раскрыть его таланты, вырастит по-настоящему цельную Личность. Личность с большой буквы, и никак иначе, родителям необходимо приложить усилия. Роль семьи в воспитании – огромна и её нельзя приуменьшать. Если вы будете с самого рождения принимать непосредственное участие в процессе воспитания, помогать малышу развивать свои способности , поддерживать и направлять, тогда рядом с вами всегда будет родное и близкое существо, и вас не забудут, оценят все приложенные усилия.
Что же такое «Личность»?
Значений и понятий слова «Личность» имеется великое множество, но все они довольно абстрактны и расплывчаты. Каждый психолог может дать свое определение этому понятию – и будет прав. К сожалению, понятие личности – очень сложно и многогранно и нет едино-правильного определения. Мы подразумеваем под данным понятием набор уникальных, индивидуальных черт характера, как врожденных, так и приобретенных в течение жизни, воспитания и взаимодействия с другими людьми.
В данной статье я постараюсь максимально полно рассказать читателям МирСоветов об основных качествах характера ребенка, развив которые, вы поможете ему стать успешным человеком, лидером по жизни. Человеком, которым вы сможете гордиться, несмотря ни на что. Конечно же, ребенок – это не пластилин, из которого можно вылепить всё, что заблагорассудится, очень многое зависит от типа темперамента, врожденных задатков и талантов, окружения, здоровья. Но в ваших силах скорректировать, сгладить и развить многие качества характера вашего малыша. Ведь верно говорится: «Посеешь мысль – пожнешь действие, посеешь действие – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер , посеешь характер – пожнешь судьбу».
Естественно, я не претендую на роль последней инстанции, и читатель может не согласиться с некоторыми принципами. Но искренне надеюсь, что эта статья сможет оказать помощь в воспитании вашего крохи.
Развитие духовности
Воспоминаниями возвращаюсь в детство, когда я первый раз ощутила боль живого существа. Мне лет семь, а соседской девочке уже целых десять. Совсем взрослая, как мне казалось. Играя, мы нашли возле дома щенков. Маленьких, слепых и беззащитных. Так хотелось их погладить и потискать, но моя «подружка» не разделяла моих чувств, ведь у неё представления о веселье сильно отличалось общепринятого. Она взяла веревку и повязала её на шею одному из щенков и, заливаясь веселым смехом, начала раскачивать бедного малыша в воздухе. Так мы и играли, я плакала, а она смеялась… Закончив школу, девочка пошла учиться на ветеринара…
Одним из главных компонентов развития успешной и гармоничной Личности является духовность. Сюда входит сопереживания (эмпатия), эстетическое восприятие, ответственность за свои поступки (совесть), уважение к чужой жизни, саморегуляция (управления собственными действиями), целеустремленность.
Эмпатия
Умение чувствовать чужую боль, переживать её как свою собственную – очень важно. Если ребенок с самого раннего детства не смог хотя бы частично этому научиться, не удивляйтесь когда «малыш» бeдет развлекаться, надувая жаб и отрывая крылья у бабочек. Но это – только цветочки. В дальнейшем ребенок перенесет свой эгоизм на людей. Жестокость, насилие, безучастность к чужому горю. Всё это унаследует ваша «кроха» став постарше.
Как же привить ребенку столь важное качество? Начинать нужно с самого детства, когда малыш только познает мир. Покажите красивый цветок и, если ребенок попытается его сорвать, скажите: «Ненужно этого делать, цветочку будет больно, он сразу погибнет. Лучше давай на него просто посмотрим. Понюхай, как здорово пахнет. Мы сможем каждый день приходить и на него любоваться. А если сорвешь, больше не вырастит такого же красивого цветка». Заодно, вы развиваете и эстетическое восприятие.
Читайте побольше сказок и притч для детей . Но не бездумно, для развлечения, а превращая это в своеобразный урок. Ведь в каждой сказки есть своя мораль. Помогите малышу её понять. Задавайте дополнительные вопросы, которые помогут ребенку осознать смысл, заложенный автором в произведении. Главное, что похожу посоветовать вам, уважаемые читатели МирСоветов – не превращайте игру в допрос, иначе у малыша пропадет всякий интерес к чтению.
Познание мира через красоту
Женщина лет тридцати и её десятилетний сын гуляют по лесу. На улице тепло, но не жарко, весело светит солнышко. Мама с восторгом рассказывает ребенку: «Ты только посмотри, какие сосны. Высокие, статные… а запах – просто потрясающий, не то, что в городе. Правда, здорово, что мы выбрались сюда?». Мальчик с раздражением отмахивается от матери: «Домой хочу. Что здесь интересного, деревья как деревья. А у меня турнир скоро по моей игре, это намного интереснее, чем твои сосны». Женщина грустно вздыхает…
Умение замечать красоту, во всех её проявлениях, будь то красота природы, во внешности или красота поступков – важный компонент развития духовности. Сначала ребенок замечает предмет, потом начинается его анализ и в результате всестороннего оценивания, малыш делает вывод, нравится ему предмет или нет, соответствует ли он принятым стандартам красоты или, возможно, он просто вызывает у ребенка определенные эмоции.
Развития способности восприятия красоты – это основа для развития интеллекта ребенка и познавательной деятельности. Как же помочь ребенку видеть прекрасные стороны жизни? Гуляя с малышом, постоянно обращайте его внимание на самые незначительные предметы и не забывайте выражать эмоционально свое отношение к ним. Вы можете остановиться возле картины или красивого здания и выразить свое мнение по отношению к ним, не забывая при этом расспрашивать ребенка. Естественно, это лучше сделать в форме игры. Например, попросите ребенка внимательно оглядываться по сторонам, когда вы идете по городу, пускай малыш найдет десять красивых лиц и опишет их вам. Все зависит лишь от вашей фантазии.
Воспитание ответственности
Пятнадцатилетняя девушка сидит в компании парней и весело смеется. В правой руке сигареты, а левой – бутылка пива. Она молода, свободна и вся жизнь кажется нескончаемой чередой удовольствий. Звонит телефон и девушка, недовольно отставляя пиво в сторону, достает мобильник из сумки. «Да мама, нет не скоро, приду когда смогу. Ну и что, если десять часов. Школа? Да кому она нужна. Ладно мама, не приставай, когда приду – тогда приду» - раздраженно отвечает Красавица и кладет телефон обратно. «Надоели, ужас. Совсем никакой свободы.» - жалуется девушка. Её спутники сочувственно кивают.
Воспитать в ребенке ответственность за свои поступки – очень важно. Конечно, читатели МирСоветов могут возмутиться, мол легче сказать, чем сделать. Вот поэтому я всегда советую начинать воспитание с раннего детства, ведь привычка – вторая натура. Любой родитель сталкивается с бесконечными просьбами малыша купить ему щенка (котенка, хомячка, рыбок… список продолжить). Удовлетворите эту просьбу, пускай ребенок учится ответственности за другое живое существо. В самом начале вам необходимо показать малышу, как правильно ухаживать за животным: кормить, убирать. Также не забывайте напоминать ребенку о его обязанностях, но ни в коем случае не делайте всё сами, ведь ваше чадо может привыкнуть и совсем перестать заботиться о своем питомце.
Постарайтесь внушить ребенку мысль, что никакое преступление не оказывается безнаказанным, и рано или поздно, но придется столкнуться с результатом своих действий. Мне, например, с детства хорошо запомнилась фраза из старого фильма. «Все тайное всегда становится явным». И я не раз получала подтверждения в её правдивости.
Уверенность и самоуважение
Часто на детской площадке можно увидеть ситуацию: мама отчитывает своего ребенка за какой-то мелкий проступок, строго проговаривая «какой ты у меня непослушный, лучше бери пример с Маши (Васи, Пети…)». Подобный сценарий повторяется с завидной регулярностью и разными вариациями. Вот только постоянное сравнение своего малыша с другими детьми, когда это сравнение происходит не в его пользу, заметно снижает уверенность ребенка в себе. Вспомните, наши родители не раз говорили нечто подобное, и мы с грустью думали: «Я плохой(я), ничего не могу сделать правильно…». Да что уж там, многие из нас и теперь сравнивают себя с другими, поддаваясь унынию и резкому приступу самобичевания.
Конечно, со стороны чужие дети могут показаться нам полными разнообразных достоинств, которых лишены наши собственные. Но разве ваш малыш не уникален? Разве его не за что хвалить? Если он другой, это не значит, что хуже. Мы забываем об этом, и платят за всё наши дети. Поэтому, запомните – никогда не сравнивайте своего ребенка с другими. Разве что в хорошую сторону, чтобы похвалить и поощрить, а не ради наказания.
Самооценка формируется в детстве, поэтому чаще хвалите маленького человечка за все его старания. Но не перехваливайте. Всё должно быть в меру. Завышенная самооценка – это тоже проблема.
Разрешайте помогать малышу по хозяйству. Например, не гоните его с кухни, якобы он будет вам мешать. Ведь лучше поручить малышу какое-нибудь несложное задание и радуйтесь вместе с ним позитивным результатам. Хотя, даже если в процессе пострадает пара тарелок – не беда.
Но каждая ваша оценка, будь то похвала за удачно выполненную работу или нарисованный рисунок, всегда должна быть искренней, правдивой и объективной. Дети тонко чувствуют эмоции и, например, если вы лишь скользнули взглядом по рисунку и стали рассказывать какой он прекрасный и т.д., будьте уверены – пройдет немного времени, и ваша оценка почти не будет иметь значения для малыша.
Навыки общения
Дети весело носятся по площадке. Отовсюду слышатся веселые крики: вот мальчики играют в футбол, рядом носятся девочки , заботливо укладывая игрушечных пупсов в яркие коляски. Лишь одна малышка уныло примостилась на турнике, прижимая к груди красивую длинноногую «Barbie». «Ты почему с другими детками не играешь?», – спрашиваю у девочки. Она лишь стеснительно пожимает плечиками, пряча глаза. «Не хочу», – тихо отвечает она.
С грустью вспоминаю себя в её возрасте. Так же сидела в одиночестве и ждала пока кто-то подойдет и предложит поиграть. Готова была дружить с кем угодно, лишь бы меня приняли к себе. Казалось, веселье проходит, но природная стеснительность не позволяла попроситься к другим…
От успешного общения в нашей жизни многое зависит. Людей, способных говорить с кем угодно и о чем угодно – высоко ценят. Как же помочь ребенку с ранних лет перебороть скромность и стеснительность, что мешают эффективно общаться?
Ключ ко всему – юмор. Есть люди, с которыми всегда легко и весело, они сыпят шутками и анекдотами, рассказывают интересные истории. В детском мире – всё точно так же. Дети предпочитают дружить с тем, с кем им весело. Угрюмых людей не очень любят или попросту игнорируют...
Больше веселитесь с малышом: устраивайте домашние спектакли, представления, маскарады. Смейтесь, пускай ваш ребенок не боится выражать эмоции. Сдерживать их он еще научится в будущем, а детство – это пора шуток и безудержного веселья.
В детстве (да и во взрослой жизни) очень ценится умение делиться своими вещами. Необходимо это всячески поощрять. Конечно, не допускайте ситуаций, когда у ребенка попросту отбирают игрушки. Постоять за себя – тоже необходимое качество. Но делиться и получать что-то взамен – необходимое условие общения. Правило «Ты мне – я тебе» действует в любом возрасте.
Расскажите ребенку, что в каждом человеке можно найти что-то хорошее. Можно поиграть в игру: задайте крохе задание поговорить с наибольшим количеством детей на детской площадке или садике и найти, например, 5 общих интересов или хороших качеств характера.
Разговаривайте со своим ребенком, помогите ему научиться вести беседу. Можно в виде диалога проиграть различные жизненные ситуации. Например, вы играете роль знакомой девочки (мальчика) вашего ребенка. Употребляйте новые слова, обороты, простые шутки, которые кроха сможет потом использовать в реальном общении. Естественно, малыш должен понимать их значение.
Творчество
Потребность ребенка творить – одна из главных в детстве. Малышу хочется рисовать, лепить фигурки животных из пластилина и обязательно, чтобы мама с папой оценили, похвалили за труд и старание. Сейчас в любом детском магазине можно найти огромное количество наборов для творчества. За сравнительно небольшие деньги вы можете провести прекрасный вечер, сшивая мягкие игрушки, составляя мозаику или занимаясь резьбой по дереву. Варианты не ограничены, вы имеете возможность всецело развить таланты ребенка. Красочные альбомы, новомодные наборы для рисования – все это доступно сейчас и было бы преступно не воспользоваться подобной возможностью. Пускай у малыша будет плохо получаться, но он старается, а вы ему поможете и вместе вы создадите что-то прекрасное. Не запрещайте малышу творить, даже если все обои будут исписаны разноцветными фигурками, а пластилин прилипнет к мебели. Это мелочи, в конце концов, вы объясните ребенку, что необходимо поддерживать порядок, но жажда творчества должна разгораться все ярче. Возможно, по прошествии многих лет вы с гордостью посмотрите на своего сына или дочь и скажете: «Помнишь, как ты рисовал животных на стенах, зато сейчас твои картины выставляют в лучших галереях». Но, даже если ваш ребенок не станет знаменитым художником, никогда нельзя лишать малыша возможности выразить себя.
И последнее… В семье, где царит атмосфера взаимопонимания, где дети всегда могут обратиться за помощью к старшим и получить поддержку, где ценится детское мнение, непременно вырастут здоровые, здоровые морально и духовно люди. Личности, во всех пониманиях этого слова. Слушайте своего ребенка, не отмахивайтесь от его маленьких проблем, считая их незначительными, кто как не вы поможет ему разобраться в этом сложном и жестоком мире. Вы должны стать ему примером, показать, что правильно, а что нет, где находится грань между добром и злом. Помните старую поговорку: «Что посеешь, то и пожнешь». Упуская своего ребенка сейчас, после вы не вернете его доверия в один миг…
Значение воспитания для формирования личности ребенка
Выполнила: Драган Надежда Владимировна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Ведение……………….............................................................................3
1. Формирование и развитие личности ребенка……………..…..4
2. Формирование личности ребенка в семье………………………………….8
2.2. Воспитание и формирование личности ребенка……….….………12
Заключение………………………………………………………..…….13
Список используемой литературы……………………………….…...14
ВВЕДЕНИЕ
Формирование личности ребенка – это процесс и результат воспитания, социализация и результат воспитания. Ключевая роль в личностном формировании, безусловно, принадлежит семье. Ведь непосредственно в семье малыш видит первые вариации поведения для дальнейшего подражания, знакомится с первой реакцией окружения на его действия. Так как вследствие отсутствия социального и личного опыта, ребенок не сможет подвергнуть оценке собственное поведение и личностные черты других индивидов.
Сегодня абсолютное большинство психологов и педагогов едино в том, что все качества характера, неважно, плохие или положительные, малыш приобретает в детстве. В раннем совершается закладка трех ключевых групп личностных качеств у маленьких детей, а именно мотивационные качества, стилевые и инструментальные. А последовательность их возникновения имеет тесную связь с главными периодами развития.
1. Формирование и развитие личности ребенка
Социальное понятие, которое объединяет в себе все, что имеется в индивидууме надприродного и исторического, называется личностью. Данное понятие не является врожденной характеристикой субъектов. Личность возникает как следствие культурного развития и социального воздействия. Личностное развитие имеет присущие только ему этапы формирования личности ребенка.
Единая структура личности обуславливается целенаправленностью и активностью при этом, характеризуя устройство мотивационной сферы субъектов.
Формирование личности ребенка содержит два аспекта. Один из них представляет собой постепенное осознание малышом собственного места в реальном мире. Другой – состоит в развитии чувств и волевой сферы. Они координирую мотивы и устойчивость поведения.
Большинство взрослых лиц подменяет понятие «личность» и термин «индивидуальность». Они считают, что если у ребенка появились индивидуальные предпочтения в определенной области (например, малышу нравятся лишь конкретные музыкальные композиции), то значит он уже полноценно-сформированная личность. Однако такое суждение неверно, так как предпочтения в отдельных областях характеризуют индивидуальность детей, а не свидетельствуют об особенностях личности. В свой черед и коммуникативные способности, черты характера и другие проявления не являются свойствами личности. Индивидуальные черты индивидов, такие как одаренность, темперамент, особенности когнитивной сферы, несомненно, виляют на личностное формирование, но они не являются факторами, всецело определяющими ее структуру.
Как понять, что ребенок уже осознает себя уже личностью? Можно выделить несколько ключевых критериев:
ребенок полноценно применяет личные местоимения;
имеет основополагающие представления о вещах, которые можно назвать «хорошими» или «плохими», вследствие чего он способен отказаться во имя «хорошего» от «плохого» и пожертвовать собственными сиюминутными «хочу» ради общего блага;
ребенок владеет навыками
он уже умеет на простейшем уровне поведать о собственной внешности или характере, в состоянии рассказать о собственных переживаниях, мотивах и проблемах.
Беря за основу вышеперечисленные критерии, становится очевидным, что маленький
индивид начинает ощущать себя личностью не ранее двухлетнего возраста. Обычно психологи выделяют возраст три года, так как он связан с возникновением у детей самосознания . А к пятилетнему возрасту, они уже полностью осознают себя личностью, обладающей специфическими особенностями и «встроенной» в систему взаимоотношений с реальным миром.Формирование личности ребенка дошкольного возраста проходит через определенные возрастные кризисы, самым ярким из них считается кризис трехлетнего возраста. Кризис на этом возрастном этапе возникает вследствие определенных личностных достижений и невозможности действовать адекватно ранее освоенным моделям общения с окружением.
2. Формирование личности ребенка в семье
Школа, социум, товарищеская среда, безусловно, накладывают на формирование гармонической личности ребенка отпечаток, но фундамент, поведенческая модель, манера коммуникативного
взаимодействия закладывается семьей. Именно то, что ребенок в детстве слышит и замечает, будет для него эталоном поведения. Так как нормы поведения в социуме пока ему недоступны, поэтому эталоном для него будут родители и прочие участники семейных отношений. Собственно их поведенческую модель он и скопирует, Таким образом и проявляется формирование личности ребенка в семье. И чем взрослее становятся дети, тем больше у них обнаруживается черт характера и особенности поведения схожих с родительскими.Семья
играет роль посредника между ребенком и социумом. Она необходима для передачи социального опыта ему. Через коммуникативное взаимодействие внутри семьи малыш осваивает нравственные ценности, нормы поведения, господствующие в данном социуме. Семья является самым действенным наставником и ведущим фактором, определяющим формирование гармонической личности ребенка особенно в его первые годы жизни.Таким образом, согласно современным представлениям, формирование личности ребенка дошкольника и его воспитание до одного года надлежит базировать исключительно на создании идеальных условий для развития физически здорового организма, интеллектуально и эмоционально сформированной личности. На данном этапе какие-либо воздействия ограничительного характера и попытки морализаторства будут неэффективны.
Только после достижения малышом возраста одного года следует начинать его знакомить с некоторыми социальными установками и морально-этическими представлениями. Однако при этом все же не стоит требовать от них немедленного соблюдения, так как это бесполезно. После двухлетнего возраста можно апеллировать к нормам этики более настойчиво, а в трехлетнем можно настоятельно требовать их соблюдения.
Особенности формирования личности ребенка в отношениях, где люди связаны семейными узами, заключаются в большом реализме приобретаемого детьми в семье социального опыта. Поскольку ребенок через призму наблюдаемых действий близких родственников выстраивает собственное мировосприятие, у него формируются суждения о ценности явлений и вещей.
3. Воспитание и формирование личности ребенка
Первой культурной средой для детей, включающей их предметно-пространственное, событийное, социальное, информационное окружение является семья.
Близкие лица в разной степени выраженности создают индивидуальную воспитательную среду (например, обеспечивают полноценное питание, покупаю одежду, покупают одежду, приобретают раскраски, игрушки и др.). От того, каким образом организована воспитательная среда, зависят способы воздействия на малыша, их действенность для личностного развития и насколько безболезненно для него будут протекать кризисы и этапы формирования личности ребенка.
Вопреки распространенному суждению специфические воспитательные меры в семье, устремленные на развитие или коррекционное воздействие некоторых личностных качеств детей, занимает незначительное место. Естественно, в домашнем воспитании существуют определенные требования, запреты, система наказания и поощрительного воздействия. Однако при этом ежедневно случаются различные ситуации с участием родителей, через которые вплетаются меры воспитательного или обучающего характера. Поэтому, чем в более младшем возрастном периоде находится малыш, тем органичнее сочетается обучение и воспитание, присмотр и забота. Домашнее воспитание характеризуется сугубо индивидуальным и персонализированным воздействием, конкретностью, вследствие чего оно благоприятно воздействует на инициирование активности, посредством которой происходит формирование личности ребенка дошкольного возраста.
Семейным воспитание называют целенаправленное взаимодействие взрослых участников семейных отношения с младшими, которое основывается на любви, уважении достоинства ребенка, а также предполагает психологическую и педагогическую поддержку, защиту ребенка и формирование личности ребенка дошкольника с учетом его потенциала и соответственно семейным ценностям и моралью общества.
Специфичность семейного воздействия воспитательного характера состоит в его возможности выступать одновременно положительным фактором и отрицательным феноменом становления личности. Благоприятное влияние на личность выражается в любви. Так как никто не будет больше любить ребенка, чем его близкое окружение. Наряду с этим и большего вреда в воспитании и личностном формировании не может причинить никакой иной социальный институт.
Ключевыми условиями, обеспечивающими оптимальное семейное воспитание, являются: неподдельная любовь к ребенку, последовательность в воспитательном воздействии, единство принципов и требований, адекватность воспитательных воздействий. Соблюдение этих перечисленных требований является залогом внутреннего спокойствия малыша и стабильность его психики.
3.1. Формирование личности ребенка в общении
Общение можно представить в качестве определенного вида деятельности, направленного на взаимообмен информацией между взаимодействующими индивидами. Оно обладает огромным значением в психики субъектов становления рационального, культурного поведения. Посредством коммуникации с развитыми индивидами в психологическом плане, благодаря широкому диапазону возможностей к научению, ребенок приобретает высшие когнитивные способности. Поэтому непосредственно через деятельное общение с сформированными личностями малыш сам становится личностью.
Коммуникативное взаимодействие детей со взрослыми людьми ведет к возможности у них эмоций, отвечающим шаблонным, общепринятым сегодня в конкретном социуме.
Особенности формирования личности ребенка состоят в том, что приобретенные новообразования его эмоциональной сферы, выработанные вследствие вербального взаимодействия, не остаются в границах исключительно коммуникативной деятельности, но и обогащают в целом личность.
Общение в онтогенезе представляет собой первичную, преобладающую форму отношения ребенка к среде, прежде всего, предполагающей со стороны второго индивида понимание. Первоначально при благоприятных условиях мать выступает второй общающейся стороной. По мере взросления эта форма у детей заменяется формой, которая предполагает наличие взаимопонимания. Другими словами при данной вариации общения малыш уже не просто формулирует собственные желания, но и считается с желаниями окружения, от которого зависит воплощение в реальность его собственных «хочу». Становление личности ребенка школьного возраста проистекает вследствие воздействия:
новых отношений с ровесниками (одноклассниками) и взрослыми (педагогическим составом школы);
новых форм деятельности (научения) и общения, через которые происходит его включение в систему коллективов (классного и общешкольного).
Результатом данного этапа формирования становятся формирование элементов социальных чувств и выработка навыков социального поведения (взаимопомощь, ответственность за поступки, товарищество и др.).
Поэтому младший школьный возрастной этап предоставляет значительный потенциал для выработки нравственных личностных качеств. Этому содействуют уступчивость и некоторая доля внушаемости индивидов, их доверчивость, стремление к подражанию, а самое главное – используемый авторитет педагога.
Общение с детьми становится ведущей деятельностью в пубертатном периоде. В межличностном взаимодействии подростки воссоздают отношения, существующие во «взрослом» мире или противопоставляются им. Через личностное общение у детей-подростков формируются их воззрения на смыслы жизни, взаимоотношения между людьми, собственное будущее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей дошкольного, в том числе и раннего, возраста. Дошкольная педагогика имеет свой предмет, методы и категории; тесно связана с детской психологией, возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а также с рядом др. наук (языкознанием, эстетикой, этикой и т.д.).
Становление и развитие дошкольной педагогики, актуализация ее теоретических и практических проблем определялись социально-историческими условиями. Впервые обосновал идею общественного воспитания детей с первых лет их жизни и создал первое дошкольное учреждение для пролетарских детей Р. Оуэн. Выделению ее в специальную отрасль из общей педагогики во 2-й половине 19 в. способствовали педагогическая система и практическая деятельность немецкого педагога Ф. Фребеля. Формирование дошкольной педагогики сопровождалось уточнением ее предмета, появлением новых и переосмыслением традиционных ее понятий, появлением большого количества новой педагогической литературы по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста. При этом дошкольная педагогика четко отграничивалась от общей педагогики, с одной стороны, и гигиены и методики воспитания - с другой, сохраняя с ними постоянную связь. Формирование дошкольной педагогики находило выражение в появлении большого количества новой литературы о воспитании и обучении детей раннего и дошкольного возраста.
Список используемой литературы
1.Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина, С.В. Ассаулова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с.
2.Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Изд-во «Просвещение», 1983. - 280 с.
3.Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.