Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Понятие и сущность философии
Термин "философия" состоит из двух корней: "phillo" - люблю, "cophia" - мудрость.
Исторические хроники утверждают, что её автором является древнегреческий учёный и философ Пифагор. Он, будучи на спортивных соревнованиях, любуясь красотой молодых тел, ловкостью и отвагой спортсменов, задумался о расширении ценностных представлений человечества. Общество должно характеризоваться не только стремлением к динамике тела, но и красоте ума, а также к его высшему выражению - мудрости.
Аналогичный древнеиндийский термин "даршака" трактуется как видение истины, а славяне употребляли слово: "любомудрие". Сходные: "филармония" - любовь к гармонии (соразмерность), "филателия"- любовь к коллекционированию и т.п.
Как понятие, философия формируется позже, когда происходит осознание её предназначенности. Это учение о всеобщих законах природы, общества, человека, его деятельности, сознания, мышления.
Каждая наука имеет свой предмет исследования. Например, физика изучает только физические явления, биология - проблемы живого, медицина - лишь способы лечения болезней людей, но не его самого во всей совокупности свойств. Наукам присущи различные уровни обобщения, но они не выходят за рамки определённой части, сегмента окружающей действительности. В связи с этим данные виды знания называют частными, конкретными, специальными.
Философия осмысливает результаты развития специальных наук, сводит в единую систему зависимостей массив исследований по областям знания, создавая всеобъемлющий комплекс универсальных законов мироздания. Поэтому предмет философии можно обозначить как исследование конкретных знаний о мире, а также мир во всей совокупности его процессов и человека, познающего этот мир, себя и своё место в нём. Исходя из данного определения предмета, можно очертить круг наиболее фундаментальных философских проблем:
мир - проблема бытия (существования), субстанции (первоосновы), материи (вещества), движения, пространства, времени, диалектики (учения о развитии);
человек - проблема сущности человека, его природы, жизнедеятельности, сознания, мышления, познания смысложизненных ориентиров;
взаимодействие мира и человека - проблема их взаимовлияния, соотношения материи и сознания, мышления и бытия, взаимосвязи общества, природы и человека.
Соответственно, многообразию проблем в философии сложился ряд аспектов, исследующих разные стороны взаимодействия мира и человека:
онтологический (греч. - ontos - сущее, logos - учение) - анализирующие процессы бытия;
гносеологический (греч. - gnosis - знание, logos - учение) рассматривающий процесс и результаты познания мира;
антропологический (греч. - antropos - человек, logos - учение) - систематизирующий философские знания о человеке;
социально-философский (лат. - socialis - общественный) - изучающий законы функционирования и развития общества;
аксиологический (греч. - axia - ценность, logos - учение) - формирующий учение о ценностях мира, бытия самого человека;
праксиологический (греч. - praktikos - деятельность, logos - учение) - конкретизирующий специфику практической деятельности людей;
логический (греч. - logos - слово, мысль, учение) - представляющий законы человеческого мышления.
Имеются ещё и этический, эстетический, эвристический, культурологический, историко-философский аспекты. Они не менее рельефны и важны, но их конкретизация значительно затруднит усвоение темы. Каждый из этих аспектов представлен большим количеством исследований, позиций, направлений, идей, школ, точек зрения. Подобного разнообразия не может продемонстрировать ни одна конкретная наука, так как не имеет столь широкого предметного поля. Его сложность и многогранность предопределяют различные позиции в отношении вопроса - является ли философия наукой?
1. Это знание имеет теоретический характер.
2. Имеет, как и другие науки, свой предмет, объект и функции.
3. За историю своего развития она выработала систему понятий, категорий, законов, гипотез, идей, теорий и систем теорий.
4. Базируется на данных конкретных научных дисциплин. В свою очередь, как самая общая из всех наук, вырабатывает для них систему методов (способов действия).
Но существует и другое мнение, что философия не наука, и выступает лишь как гуманитарное знание, так как:
1) не имеет собственной практической базы, длительно проверяет свои выводы в конкретных процессах жизни;
2) имеет большое количество противоположных направлений. Например, материализм и идеализм, гносеология и агностицизм, метафизика и диалектика, монизм и дуализм и т.д.;
3) в ней существует большое количество сведений, которые не могут быть как полностью доказанными, так и опровергнутыми;
4) несёт на себе печать личностных черт её создателей, что снижает ценность открытий в научном плане, так как наука должна быть максимально приближена к объективной (реальной) оценке действительности.
И, наконец, философию иногда относят к сфере искусства, мотивируя:
1) наличием эмоционального элемента в философском познании (например, при рассмотрении проблем жизни и смерти, судьбы человека и т.д.) ввиду близости данной проблематики каждому человеку;
2) анализом не только закономерных, часто повторяющихся явлений, но и уникальных, неповторимых, что больше свойственно художественному познанию и творчеству.
3) многогранностью, многоаспектностью смыслов её основных понятий.
На удивление все эти аргументы и позиции правомерны, они действительно выявляют многообразные свойства философского знания, чем еще в большей мере демонстрируют ее самобытность. Это интегрированное, универсальное, теоретическое знание, которое формулируется рационально (лат. rationalis - разумный), надо опытным путем и сориентировано на вечное накопление и постижение мудрости.
Предназначение философии в обществе представлено большим количеством функций (от лат. functio - исполнение, свершение, внешнее проявление свойств какого-либо объекта в системе отношений).
Основные среди них:
1. Гносеологическая (теоретико-познавательная) - философия как система знания помогает познавать мир, систематизировать знание о нем, проникать в сущность его процессов и явлений.
2. Мировоззренческая - способствует формированию системы взглядов на мир и место человека в нем, создавая и ориентируя его смысло жизненные установки.
3. Методологическая (греч.methodos - путь, logos - учение, т.е. учение о способах и путях познания) -- состоит в обобщении и синтезировании (синтез - соединение элементов в единое целое) результатов конкретных наук. На данной основе философия формулирует универсальные (всеобщие) методы познания для всех видов знания, способствуя этим совершенствованию и установлению наиболее эффективных путей дальнейшего исследования объектов. Но, в свою очередь, философия базируется на выводах специальных наук, делает их объектом анализа для последующего развития своих положений. Существовать вне этой системы связей не смогут ни философия, ни частные науки.
4. Социокультурная - как особая форма накопления духовного опыта человечества, философия осмысливает состояние культуры, сопоставляет различные типы ее функционирования, обнаруживает и формулирует ее проблемы, тем самым осуществляет теоретический подход к новым культурным системам.
5. Идеологическая - философские положения могут быть использованы для создания идеологических доктрин, прежде всего, для защиты позиций властвующих структур.
6. Праксеологическая - ее положения помогают взаимодействию человека с окружающей действительностью, преобразованию ее, использованию законов мира.
7. Прогностическая - как и любое знание, философия на основе познанных закономерностей мира (принципа всеобщей связи и развития, причинно-следственной зависимости всего происходящего, системности и т.д.) может давать предположительные прогнозы на будущее. Однако они носят вероятностный, многовариантный характер.
Таким образом, философия выступает полифункциональным (греч. роlу - много) образованием, особым видом знания. По своей роли - феноменом духовной культуры, демонстрирующим единство мира, человека, бытия. Она, как интегративное (совокупное) знание формирует и во многом направляет сознание и деятельность общества, оказывает воздействие на мышление и познание отдельного человека.
В связи с этим правомерно вести речь о роли философии в формировании мировоззрения. Мировоззрение - система обобщённых взглядов человека на мир и его собственное место в нем.
Развитие мировоззрения зависит от социального происхождения человека, социальных условий жизни, его воспитания, образования, опыта, возраста. Оно носит исторический характер, т.е. меняется с течением времени, совершенствуясь и усложняясь (например, качественно различны мировоззрения средневекового и современного человека).
Существуют исторические типы мировоззрения: миф, философия и религия. Миф (греч. muthos - сказание) - фантастическое отражение действительности, присущее людям первобытного общества. В нем одухотворялась природа, Боги не всегда были вершителями судеб людей. Довольно часто Боги изображались пренебрежительно, отягощенные пороками: мстительностью, сварливостью, злостью, кровожадностью и т.д.
Функции мифа как мировоззрения не исчерпались до сих пор. Мифы целенаправленно создаются и распространяются в современных условиях для достижения политических целей, особенно в кризисных ситуациях общественной жизни.
Философия, как тип мировоззрения, стремится выработать не только теоретическую, но и практическую мудрость, помочь человеку обрести себя, осознать свое назначение, найти применение своим способностям. Она сравнивает, осмысливает процессы действительности, выявляет их первооснову, причины возникновения и роль в окружающем мире: что общезначимо, а что - временно, преходяще. Философия анализирует познанное частными науками и как практическая мудрость трактует непосредственные и опосредованные изменения реального бытия.
Религия возникает позже мифа и философии на основе первобытных верований. Ее мировоззренческие ориентиры: человек находится в полной власти Бога, регулирует свою жизнь через божественные заповеди и должен безоговорочно верить им.
Соответственно историческим типам существуют разновидности мировоззрения, классифицируемые по своему содержанию на- вне научные, научные и антинаучные.
Вне научное -- обыденное, обслуживающее каждодневные потребности людей. Оно всегда находится во власти расхожих стереотипов и обыденного мнения. Основывается на здравом смысле, носит поверхностный характер, непоследовательно, опирается на традиции, тяготеет к статичности.
Научное - ориентируется на познание сущности предметов и процессов, т.е. - на постижение истины. Систематизировано, ему присущи доказательность и развитие собственных положений.
Антинаучное - религиозное и мистическое, отрицает науку, не ставит перед собой задачу познания истины, руководствуется догматами (неизменные положения веры).
Классификация может быть осуществлена и по иному критерию - отношению мировоззрения к общественному процессу.
Соответственно:
Прогрессивное - отвечающее передовым тенденциям своего времени, способствующее осуществлению прогресса;
Консервативное - ориентирующееся на неизменность общественного устройства и отсутствие необходимости преобразований;
Реакционное - имеющее в своей основе регрессивные тенденции, помогающее движению вспять.
Кроме того, необходимо отметить разноуровневость мировоззрения.
Существует:
Мировоззрение личности;
Мировоззрение социальных групп, социальных общностей;
Мировоззрение общества.
Мировоззрение человека - система обобщённых взглядов на взаимодействие с миром, продуманное воззрение по вопросам мироустройства, определённая позиция в осознании своего предназначения, обоснованность жизненных установок, представлений о добре и зле: что представляют собой эти явления? Можно ли подняться над злом? Наполнить добром все свои жизненные проявления?
Мировоззрение социальных групп, социальных общностей включает в мировоззренческие системы всех людей, входящих в их состав, аккумулируя самое существенное.
Мировоззрение общества содержит в себе обобщенные направления в устоявшихся взглядах социальных групп, которые составляют данное сообщество в определенный исторический период.
Указанные уровни, взаимодействуя, взаимовлияя друг на друга, демонстрируют взаимосвязь сложных мировоззренческих процессов.
При всем разнообразии типо- и видообразований мировоззрения можно вычленить его структурные части:
1. Знания специальных наук. Они могут носить систематизированный (получаемый в процессе образования) или несистематизированный (хаотический) характер. Содержание конкретных знаний помогает человеку ориентироваться в мире, познавать себя и свои связи с обществом, природой, принимать оптимальные решения.
2. Нормы - социальные общепринятые правила, которые являются образцами поведения. Наиболее значительными системами нормативной регуляции выступает мораль и право. Они выработаны обществом в процессе его исторического развития, рассчитаны на всех, носят безличный характер, не учитывают конкретных условий протекания действия и индивидуальность характера его участников.
Следование нормам осуществляется:
1) путем превращения внешних требований общества во внутреннюю потребность, в привычку;
2) через применение обществом мер социального контроля, если чье-либо поведение отклоняется от общепринятого.
3. Принципы - внутренние регуляторы мышления, поведения, деятельности, общения и отношений человека. Вырабатываются личностью самостоятельно в процессе жизни на базе ее социального опыта с учетом общезначимых социальных норм. Мировоззренчески развитая личность руководствуется своими принципами, меньше нуждаясь в нормативной поддержке общества.
4. Ценности - социально значимые явления. Они направляют деятельность и отношения как отдельного человека, так и всего общества. Конкретное содержание и степень их системной организации зависят от уровня культуры общества, социальных групп, отдельного человека. В процессе жизни личность формирует свою систему ценностей из выработанных обществом, составляя собственную ценностную ориентацию. Она необходима в связи с тем, что человек постоянно стоит перед проблемой жизненного выбора в различных вопросах, оценкой происходящего, перед конкретизацией своей позиции.
5. Идеалы (греч. - "idea" - представление) - мысли о совершенстве: моральном, нравственном, интеллектуальном, политическом, эстетическом и т.д. Они выступают как образцы, будущие ориентиры, желаемая модель внутреннего и внешнего переустройства. Достигнув его, реализовав себя в этом движении, человек избирает новый образец для подражания в соответствии с измененным во времени представлением о своем будущем пути, его целях и задачах.
6. Убеждения - знания и принципы, проведенные личностью на своем реальном опыте. Они являются предпочтительными алгоритмами поведения в аналогичных ситуациях, пусковым механизмом к действию.
7. Философия - выполняет системообразующую функцию в структуре мировоззрения, выступает как его ядро, центр, остов, основной элемент.
Исследования показали преобладание позиций: какая человеком изучается философская система, такой направленности складывается у него и мировоззрение. В связи с тем, что философия - его методологическая база. Она образует принципиальные начала жизненных установок личности, ее отношений с действительностью. Мировоззрение придает целесообразность и последовательность действиям человека, обеспечивает стратегию его жизни. Без философии невозможно обрести важные бытийственные перспективы.
Мировоззрение возникает не сразу, постепенно проходит несколько этапов в своем становлении. Сначала зарождаются мироощущения - чувственно - эмоциональные сведения о некоторых сторонах среды обитания, затем - на следующем этапе происходит слияние мироощущений в мировосприятие - более расширенная, объемная информация о мире.
Рациональный (разумный), интеллектуальный уровень выявляется в миропонимании, когда осуществляется систематизация знаний, происходит градация связей в мире между предметами и процессами. Но на этом этапе еще не выработано личностное отношение, нет собственной оценки происходящего. Они вычленяются позже, уже на завершающей стадии - этапе мировоззрения. Сформированная мировоззренческая позиция - это всегда осознанный выбор своей роли в той или иной ситуации, глубокое внутреннее обоснование стратегии и тактики своего жизненного пути.
Важно, чтобы в процессе развития у человека сформировалась мировоззренческая культура, когда все компоненты мировоззрения равномерно развиты, между ними существуют гармоничные связи. В таком случае оно отличается системностью и целостностью.
Философия - форма духовной деятельности, духовного освоения действительности, в том числе направленная и на решение основных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой единообразного взгляда на мир и место человека в нем.
Она не только вид теоретического мышления, но и способ видения практических процессов, так как постоянно анализирует изменения общественного и природного бытия, стремится разрешить их сложные проблемы. философия мировоззрение мифология древний
Интегрируя результаты прогресса специальных наук, она производит обобщение всех видов знания, создает базу для комплексного понимания процессов окружающего мира.
Человек не может существовать вне философского осмысливания своего назначения, даже если он не имеет четкого представления о том, что такое философия или проявляет к ней необоснованное пренебрежение. В таком случае он обдумывает свои жизненные сложности с позиций обыденного философствования: стихийно, ситуативно, поверхностно, без возможности проникнуть вглубь, в существо вопроса.
2. Возникновение философии
Возникновению философии предшествовал длительный этап становления и развития духовной жизни первобытного общества. Сюда относится продолжительное функционирование морали, искусства (древняя скульптура, наскальная живопись, декоративные украшения, мифы), верований и значительный комплекс эмпирических (опытных) знаний. Все они в дальнейшем образовали предфилософскую основу, которая ощутимо заявила о себе в период значительных социальных потрясений общества: на стадии разложения первобытнообщинного строя и возникновения рабовладения. Человечеству пришлось осмысливать произошедшие изменения и преобразования в материальной, экономической и социальной жизни. С помощью мифов и верований это невозможно было осуществить, понадобился принципиально иной уровень анализа бытия, иной тип мышления и знаний.
Данным переменам предшествовал длительный период постепенных социальных трансформаций. Переход от собирания продуктов природы к их производству обусловил в дальнейшем несколько видов разделения труда. Они изменили образ жизни и характер общественных отношений. К ним относятся: отделение земледелия от скотоводства, отъединение ремесла, впоследствии - торговли, позднее - разделение умственного и физического труда.
В результате данных процессов стали совершенствоваться способы деятельности, практический опыт приобрел профессиональную специфику, увеличилось количество продуктов труда. Многие из них не могли быть употреблены в короткий срок и превращались в излишки, собственность вождей племени и их приближенных.
Разделение труда образовало социальное расслоение, различные виды неравенства. В данных кардинальных преображениях происходила ломка моральных устоев первобытности, менялся тип отношений и способы их регуляции. Постепенно шло формирование нового способа осознания действительности - философского. С помощью философии человек стремился уяснить: для чего он предназначен, что представляет собой окружающий мир, как развиваются отношения между людьми, связи с природой, как устроено общество. Со временем круг вопросов расширялся, рассмотрение проблем углублялось, увеличивалось количество направлений, школ, позиций.
Вопрос об относительно точном времени возникновения философии и сейчас является спорным. Так, китайские историки утверждают, что философская мысль существовала в их стране еще в XXV-XXIII вв. до н.э. Но в большинстве своём в различных регионах её возникновение относят к VII-VI вв. до н.э.
Характерно, что ее появление произошло в виде материалистических взглядов, утверждавших первичность, основополагающее начало материального: предметов, процессов, явлений. Это связано с тем, что в жизни исходными выступают материальные потребности в еде, одежде, жилище и т.д. Материален и способ их удовлетворения - труд, который в итоге образует материальное производство и материальные общественные отношения. Не удовлетворив материальные потребности, невозможно думать о духовном - мышлении, сознании, чувствах, эмоциях, идеалах т.д. Кроме того, длительный исторический период духовные элементы были непосредственно вплетены в общие процессы жизни, составляли неразрывное единство. Не существовало людей, профессионально занимающихся духовными видами деятельности.
Несколько позже, через столетия, в философии возникает идеалистическое направление, утверждающее обратное: первично - идеальное (дух, идея), вторично - материальное (вещество, движение). Доказывалось, что идеальное творит материальное: сознание - вещество, дух - пространство, мышление - материальные блага и т.п.
Все периоды развития философии демонстрировали существование данных направлений, их противостояние, приоритетное развитие то одного, то другого в различные исторические этапы. Этих стадий было много, соответственно, и философия прошла их вместе с обществом, обслуживая его интересы. Усложнение общественной жизни обусловливало расширение и углубление философской проблематики, одновременно увеличивало роль философии в общественных процессах.
Как было сказано, предпосылки развития философии формируются в период четвертого разделения труда (отделение умственного труда от физического), когда выделяется часть людей, имеющих относительную экономическую и политическую свободу, а также способность к философствованию - осмысливанию процессов жизни человека и общества, природы и окружающего мира с помощью абстрактного (отвлеченного) мышления.
В наиболее полной мере комплекс требуемых условий воплотился в культурах Древней Индии, Китая и Греции.
Древние Индия, Китай и Греция.
Появление философии в Индии относят к середине III тысячелетия до н.э. Древнейшим памятником индийской литературы считают Веды (буквально: ведение). В Ведах еще отражены верования древних индийцев, но, в то же время, здесь имеют место и философские размышления о мире, человеке, его судьбе.
Самым ранним сборником Вед считают "Ригведу" (свод религиозных гимнов); вторая часть - "Брахманы" (сборник ритуальных текстов); третья - "Араньяки" (предписания для живущих вдали от мира отшельников). И завершает Веды философская часть - "Упанишады" (возникновение около 1000г. до н.э.).
В "Упанишадах" нет целостной философской системы, однако, можно выделить моменты, на которые опирались позднее древнеиндийские идеалистические учения (т.е. признающие первичность сознания, вторичность материи). Это:
1. Учение о брахме и атмане.
2. Концепция кармы и самсары.
В основу первого учения положен принцип единства безличного сущего (брахмы) и духовной сущности индивида (атмана). Признание тождества бытия каждого индивида с универсальной сущностью всего мира составляет ядро всего учения "Упанишад".
Самсара (круговорот жизни) понимается в виде учения о человеческой судьбе как этапе бесконечной цепи перерождений. Перерождения осуществляются с помощью закона кармы, т.е. воздаяния за совершенное в прошлом: последующее рождение человека определено его предшествующим поведением. Тот, чья жизнь не была праведной, может затем появиться на свет только как представитель более низкой касты или даже в облике животного. Тот, кто познает тождество атмана и брахмы, освобождается от цепи бесконечных рождений и становится на путь богов (деваяну), возносится над жизнью и смертью.
Древнеиндийским философским учениям было свойственно деление на признающие авторитет Вед (ортодоксальные) и не признающие его (неортодоксальные). К первым можно отнести веданту, мимансу, йогу. Ко вторым - буддизм и школу чарвака-локаята.
Веданта и миманса - философские системы, опирающиеся на Веды. Согласно "веданте" - душа несвободна. Незнание порабощает душу, и победа над незнанием достигается благодаря веданте. "Миманса" определяла свою цель как оправдание ведического ритуала. Кроме этого, данное учение было посвящено вопросам теории познания и логики. Источниками познания выступали логические выводы, священные тексты и чувственное восприятие.
"Йога" рассматривает усилия человека, направленные на приближение к духовному Абсолюту, посредством практической деятельности. Часть приемов, которые разработаны в йоге, относятся к системам аскетизма (воздержания), часть - к этическим принципам (морально-нравственным регуляциям).
Буддизм возникает в VI-V вв. до н.э. Его учение основано на жизнеописании принца Сиддхартхи или Гаутамы Будды.
Буддизм учит, что целью любого познания должно стать освобождение от страданий, ибо жизнь - это страдание. Существует путь ухода от страданий. Он равно удален как от аскетизма, так и от жизни, полной излишеств. Этот путь - в отказе от желаний. В буддизме способы достижения этого пути разработаны достаточно подробно.
Со временем буддизм обретает множество сторонников не только в Индии, но и в Тибете, Китае, Японии и превращается из философии в религию.
Чарвака-локаята было материалистическим течением в древнеиндийской философии. Локаятики не признавали существование других миров, кроме материального, считали выдумкой священные книги. Они полагали, что мир состоит из первоэлементов -- воздуха, огня, воды и земли. Душа человека неотделима от тела и умирает вместе с ним. Сознание существует реально, оно - свойство материи.
Вывод: Философская мысль на самых ранних своих этапах представлена разнообразными течениями. В древней Индии возникают как материалистические, так и идеалистические философские школы. Тот же процесс мы можем наблюдать и в других древних культурах.
Древнекитайская философия также содержала материалистические идеи о первоэлементах вещей (металле, дереве, воде, огне, земле), о противоположных элементах ("инь" и "янь"), о естественном пути - "дао".
В истории древнего Китая важное место занимает учение Конфуция (551-479 гг. до н.э). Главный акцент в его концепции - этический. Он считал, что основой существования общества является воспитание. И чем выше стоит человек на социальной лестнице, тем лучше он должен быть воспитан, обязан служить примером для остальных. И в государстве, и в семье должен господствовать принцип подчинения младшего старшему, что и создает всеобщую стабильность.
Большое распространение в VI-V вв. до н.э. получил даосизм - учение Лао-цзы о "дао" - пути вещей. Жизнь во Вселенной осуществляется не по воле богов, а движением естественного закона развития всего - дао. Все в мире движется и развивается, вещи переходят в свою противоположность. Человек не должен вмешиваться в ход событий, так как он его не может изменить. Существующая несправедливость будет наказана. Кроме того, Лао-цзы считал, что излишества людям не нужны, им необходимо вернуться к жизни в первобытной общине.
"Фацзя" (законники) - сторонники установления государственных законов во имя преобразования общества. Родоначальник течения - Хань Фей (III в. до н.э.) утверждал, что "дао" лежит в основе всех законов. На основании государственных законов нужно оценивать поступки людей. Законы должны совершенствоваться с изменением общественных условий. Данному течению были свойственны элементы критичности: существование богов нельзя доказать, люди на них ссылаются, чтобы скрыть свои слабости и недостатки.
Вывод: В Древнем Китае, как и в других странах, философская мысль формировалась и развивалась и в материалистическом, и в идеалистическом направлении. Эти течения по-разному трактовали "дао". Если "дао" воспринимали как естественный путь течения жизни, то эта позиция рассматривалась как материализм, если же как путь богов, то идеализм.
В европейской части земного шара античная (древняя) философия возникает в Греции (VII-VI вв. до н.э.). На начальных этапах своего развития она носила космологический характер. Космос рассматривается как мироздание, как мир обитания человека, микрокосм и макрокосм - ближайшая и отдаленная сфера жизни человека.
Первыми сформировались материалистические учения в VII-VI вв. до н.э.: Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена (город Милет). Милетская школа выявила своеобразие в анализе окружающего мира.
Фалес считал первоосновой (первооснова - древне-греч. стихия) всего существующего воду. Он полагал, что все возникает из воды. Земля по форме - плоский диск и плавает на водной поверхности.
Анаксимандр приходил к выводу, что пространство во Вселенной изначально заполнено веществом (древнегреч. - материя). Оно не имеет границ, поэтому может быть названо "беспредельным" (алейроном), включает в себя все виды веществ, которые располагаются в пространстве в зависимости от веса и количества.
Анаксимен был убежден, что первовеществом является воздух. Именно благодаря воздуху образуются все вещества. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь, - водой и т.д.
С утратой в начале V в. до н.э. Милетом политической и экономической самостоятельности центр философской мысли перемещается в Эфес, где онтологическая (бытийственная, онтология - учение о бытии) проблематика находит своих последователей.
Гераклит, так же как и милетцы, полагал, что все существующее возникло из вещественного первоначала. Он утверждал таким первоначалом огонь, так как последний наиболее способен к изменению. Поэтому весь мир в основе своей содержит огонь. Кроме этого, Гераклит считал, что жизнь - это процесс, и всякая вещь изменяется, переходя в свою противоположность, т.е. высказывал диалектические идеи (идеи развития).
Всех этих мыслителей позже стали объединять в единое направление -стихийный материализм (так как в основе бытия они полагали одну из стихий - первоначало). Высшим достижением материалистического учения в это время был атомистический материализм. Его выдающимися представителями были Левкипп (ок. 500-440 г. до н.э.) и Демокрит (ок. 460-370 г. до н.э.).
Левкипп сформулировал основной постулат атомизма, согласно которому весь мир состоит из простых, неделимых частиц (атомов) и пустоты. Атомистическую теорию продолжал развивать Демокрит, считавший, что:
Атомы образуют своими соединениями все тела;
Атомы отличаются по форме, порядку, положению, эти различия лежат в основе разновидностей вещей, следовательно, все имеет свою причину и следствия (учение одетерминизме - причинно-следственных зависимостях);
Жизнь и смерть живых организмов - также процесс соединения и разложения атомов;
Душа человека тоже состоит из атомов, но особого свойства - огненных, которые после смерти носителя души разлагаются.
Изменение акцентов в философской проблематике с анализа бытия мира на бытие человека произошло во времена Сократа (ок. 469-399 гг. до н.э.). В его понимании философия - учение о правильно построенной жизни. По его мнению, человек не может подлинно изучить мир, природу, других людей. Он может познать только самого себя, свою душу. Из этого выходит: основная задача всей жизни человека - его собственное самопознание (формула Сократа: "Познай самого себя"). В этот период было введено понятие "гармония" (соразмерность) - как выражение необходимости единства и цельности всех качеств человека (интеллектуальных, моральных, нравственных, эстетических, физических и т.д.). Софистами (учителями мудрости) и Сократом были заложены основы гуманизма (лат "humanus" - человечный), утверждающие, что человек есть наивысшая ценность из всего существующего во все времена.
Высшая цель жизни - безусловное высшее благо, которому подчинены все частные цели. Сократ отождествлял добродетель и знание. Если человек поступает плохо, то он во власти незнания, если - хорошо, то он руководствуется знанием. Его общефилософские положения подготовили переход к распространению идеализма, который в полной мере осуществил его ученик Платон (427-377 гг. до н.э.). Позиции этого философа были сориентированы на то, что мир чувственных вещей - не есть мир истинный, так как вещи недолговечны и непрочны. Подлинные сущности вещей, причина их происхождения - бестелесные формы, служащие для них образцами. Эти формы могут быть постигнуты только умом. Платон называл их "эйдосами" (видами или копиями). Идея в чувственном мире образует целый класс вещей. Идеи являются одновременно и целями, и понятиями существующих материальных тел, они неизменны, совершенны и вечны, т.е. истинным бытием у Платона выступали бестелесные идеи, а небытием - материя. Материя была производной от идей, поэтому теория Платона принадлежит к объективно-идеалистическому направлению. Весь материальный мир является преходящим, ограниченным, относительным. Он хаотичен, его нельзя познать и изменить, так как отсутствуют причинно-следственные связи (индетерминизм). Ведущей идеей у Платона выступает идея блага, которая обусловливает существование всего предметного многообразия.
Эти воззрения выступили основополагающими в его учении о душе. Душа человека не зависит от тела и после смерти оставляет его. Бессмертная душа созерцает истинно сущее на небесах, после вселения в земную оболочку забывает все виденное. И лишь когда душа припоминает то, что видела, человек познает мир, получая знания. Чем дольше душа существовала в мире идей, тем более знающим приходит на Землю данный человек. Сама душа, по Платону, состоит из разумной части, аффективной (состоящей из страстей) и вожделеющей (рождаемой желаниями). Соответственно этому мыслитель делит людей на разряды в обществе. Люди с развитой разумной частью - это философы - мудрецы, которые должны управлять страной, так как их действия наиболее правильны. Люди с развитой аффективной частью - воины. Они обязаны подчиняться суровой дисциплине и защищать государство от врагов. И те, у кого развита вожделеющая часть - ремесленники, которые могут успешно овладевать различными ремеслами.
Таким образом, учение Платона последовательно развито из положения о существовании двух миров - мира идей и мира вещей.
Завершающий этап древнегреческой философии связан с именем Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Согласно Аристотелю, каждая единичная вещь представляет собой определенное единство "материи" и "формы". Форма нематериальна, она - действительная возможность материи, а сама материя - действительная возможность формы. Мыслитель, рассматривая иерархию форм, говорил о высшей, предельной, нематериальной форме всего сущего - Боге, пребывающем вне мира.
Рассматривая проблемы познания, Аристотель утверждал существование независимой от субъекта объективной действительности.
Он первым из философов занялся разработкой основ логики, считая ее инструментом любой науки. В логике, как искусстве владения методами мышления, Аристотель рассматривает три проблемы: о методе вероятностного знания, об определении и доказательстве, об индукции (движение от частного положения к общему).
В этику (науку о соотношении добра и зла) Аристотель вводит понятие "середины". Оно конкретизируется как умение не впадать в крайности. Хотя в добрых делах надо выбирать все наилучшее, так как добродетель - одна из основ блаженства, подлинная цель человеческой жизни. Высший вид блаженства, по Аристотелю, являет собой созерцание истины. Самым главным образцам созерцания есть Бог.
Аристотелевская философия выявляет многоаспектность разрабатываемой проблематики, двунаправленную позицию в признании равнозначности материального (пассивное) и идеального начал.
Подводя итоги, необходимо отметить, что величайшей заслугой античной философии была постановка проблем, которые разрабатывались затем на всех последующих этапах развития философии.
К ним необходимо отнести:
Понятие Космоса и принципы его единства;
Атомистическое строение материи;
Положения диалектики;
Учение о человеке;
Обширные разработки о соотношении материи и духа.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Возникновение философии. Философия и мифология. Предмет философии. Философия и наука. Состав философского знания. Периодизация истории философии. Различия между философией, религией и мифологией.
курсовая работа , добавлен 24.11.2004
Сущность философии и религии, их происхождение. Рассмотрение религии как важнейшего атрибута любого социума. Зарождение философии, ее взаимосвязь с религией в Древней Греции и Древнем Востоке. Характеристика сходств и отличий между философией и религией.
реферат , добавлен 21.01.2015
Предмет и структура философии - системы представлений о мире и месте в нем человека, выраженной в теоретической форме. Обобщение основных типов философии: материализм и идеализм, дуализм, деизм и пантеизм. Мировоззренческая и методологическая функция.
реферат , добавлен 11.02.2011
Понятие философии как науки, ее взаимосвязь с религией, политикой, этикой, историей и искусством. Направления и темы философских исследований. Исторические этапы развития философии. Взгляды представителей различных школ. Категории бытия и субстанции.
шпаргалка , добавлен 21.11.2010
Эволюция подходов к анализу науки. Постпозитивистская традиция в философии науки. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Западная и восточная средневековая наука. Эволюция учения о методе в истории философии.
шпаргалка , добавлен 15.05.2007
Отличительные черты и представители философии Древней Индии. Характеристика философских школ ведического периода, системы йоги, как индивидуального пути "спасения" человека. Сущность философии буддизма. Анализ философских направлений Древнего Китая.
реферат , добавлен 17.02.2010
Изучение истории зарождения и развития индийской философии, Шраманская эпоха. Ортодоксальные и неортодоксальные школы индийской философии. Возникновение и развитие философской мысли в Китае. Конфуцианство, легизм, даосизм как школы китайской философии.
курсовая работа , добавлен 15.04.2019
Метаморфозы во внешнем положении и социальном значении философии. История философии. Классические философские системы. Изучение древнеиндийской философии. Сущность китайского учения. Философские традиции индии, Китая и мира ислама. Учение середины.
реферат , добавлен 11.04.2009
Причины возникновения античной философии, ее взаимосвязь с мифологией и основные этапы развития. Основные принципы и понятия философии данного периода. Характеристика основных представителей философии (Сократа, Платона, Аристотеля), их учения и теории.
реферат , добавлен 02.02.2011
Уровни мифологии: образный; смысловой. Замена образов понятиями как точка перехода от мифологии к философии. Предпосылки становления философии. Роль деятельности Сократа в становлении философии. Культурная специфика философии. Связь философии с религией.
Данный вопрос является частью общей проблемы, именуемой «проблема генезиса философии», то есть ее происхождения, развития и функционирования .
Чтобы рассмотреть данную проблему следует ответить на три вопроса:
Когда возникла философия?
Где возникла философия?
Почему возникла философия?
1. КОГДА ВОЗНИКЛА ФИЛОСОФИЯ?
История человеческого общества насчитывает примерно 2,5 – 3 миллиона лет. Это время условно можно разделить на три больших периода.
ПЕРВЫЙ: период ДИКОСТИ – в это время предлюди (архантропы, австралопитеки) занимались преимущественно собирательством. Данный период насчитывает около 2 миллионов лет.
ВТОРОЙ: период ВАРВАРСТВА (первобытное общество). В это время люди, в основном, занимались охотой и рыболовством. Начался он около 400-500 тысяч лет назад.
ТРЕТИЙ: период ЦИВИЛИЗАЦИИ. Он возникает, когда люди переходят к земледелию, строят города, создают городскую культуру. Начинается это примерно 10 тысяч лет назад.
Когда же на этом длительном отрезке развития человечества возникает философия?
Образно на этот вопрос можно ответить так: ни дикарь, ни варвар в философии не нуждаются. Их образу жизни соответствует мифологическое миросозерцание. Философия же начинает формироваться только тогда, когда человечество уже некоторое время развивается на этапе цивилизации, а именно около 3 тысяч лет назад, точнее - в 8-7 веках до н. э.
2. ГДЕ ВОЗНИКЛА ФИЛОСОФИЯ?
Философская мысль более или менее одновременно зарождается в трех регионах земли: древний Китай, древняя Индия и древняя Греция.
3. ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА ФИЛОСОФИЯ?
Ответ на этот вопрос требует более детального рассмотрения, поскольку причин возникновения философии много. Рассмотрим пять главных причин или предпосылок.
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ.
а) разделение физического и умственного труда. В результате общественного разделения труда и возникновения классов в Древней Греции появляется особая группа лиц (богатые рабовладельцы), которые могли позволить себе роскошь не заниматься повседневным трудом и, следовательно, иметь большой досуг. Высокая древнегреческая культура досуга привела к тому, что наиболее ценилось не «пустое времяпрепровождение» (пиры, зрелища и т.п.), а беседа. Таким образом, у определенной части населения появилась возможность оттачивать искусство беседы. Так был дан мощный импульс развитию духовной жизни общества, появлению философии.
б) наличие политических свобод. Гегель справедливо полагал, что философия возникает там, где образуется свободный государственный строй, где расцветают политические свободы, плюрализм мнений. В Древней Греции все это существовало, правда, только для свободных граждан, но не для рабов. Для сравнения можно вспомнить, что в Древнем Египте, Вавилоне, где были достигнуты значительные успехи в области научных знаний, государственного управления, других благ цивилизации, философия, тем не менее, не возникла, поскольку не были развиты политические свободы.
- КРИЗИС МИФОЛОГИЧЕСКОГО МИРОСОЗЕРЦАНИЯ.
Длительное время мифы существовали не просто как красивые легенды, в которые, впрочем, искренне верили (так, например, Александр Македонский вел свою родословную от Геракла), но и как средство объяснения сложных вопросов, связанных с явлениями природы, перипетиями личной и общественной жизни. Однако постепенно под влиянием развития общественной практики, прежде всего, земледелия, гончарного производства, других ремесел, а также научных знаний складывается ситуация, когда объяснение мира с помощью мифов перестает удовлетворять людей. Ссылки на богов, мифологических героев уже не устраивают тех, кто понял, что человек может строить планы и реализовывать их, творить и предвидеть результаты своего труда. Эти первые мудрецы, философы отказываются от мифологического объяснения мира и переходят к другому способу его постижения – интеллектуальному, не основывающемуся на вере в богов и героев. Таким образом, стала формироваться философия в качестве попытки теоретического, абстрактного объяснения мира.
- ПОЯВЛЕНИЕ ПОНЯТИЙНОГО ИЛИ АБСТРАКТНОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ.
В природе, обществе, человеческой жизни все постоянно меняется, эволюционирует. Изменяется в ходе эволюции человечества и стиль, способ его мышления. Можно выделить три основных стиля мышления, свойственных человечеству.
Первый называется наглядно-действенным мышлением . Оно формируется в процессе овладения различными предметами – палкой, камнем. В результате человек узнает свойства физического тела: тяжесть, форму, способность производить звук и т.п. Здесь предмет выступает как продолжение руки. Главной особенностью наглядно-действенного мышления является то, что оно совершается только в данной, конкретной ситуации, в процессе действий, совершаемых с предметами.
Затем у людей формируется второй тип мышления, который можно назвать предметно образным. Мир отражается здесь в картинках, образах. Мозг хранит огромное количество информации, но понятия – дерево, дождь, стол – отсутствуют. В истории развития человечества он характерен для первобытных народов. Например, до недавнего времени в языке лопарей было 41 слово для обозначения снега (падающий снег, снег на земле, снежные сугробы, снежная вьюга…) и 11 слов для обозначения холода. Но понятия « снег» и « холод» в языке отсутствовали.
В условиях цивилизации начинает формироваться третий тип мышления, называемый логическим или абстрактным. В отличие от наглядно-действенного и предметно-образного, абстрактное мышление базируется на понятиях, суждениях и умозаключениях. Понятие – это не чувственный, конкретный образ предмета, а обобщение разных его свойств. Например, в понятии «человек» - обобщены такие существенные черты, как разумность, свобода.
4. ПРЕДНАУКА (первичная наука) – важная предпосылка возникновения философии. Знания в области астрономии, математики (например, в древнем Египте знали дроби, число «ПИ») способствовали формированию абстрактного взгляда на мир. Таким образом, пранаука способствовала подготовке абстрактно-теоретического, философского способа мышления.
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ. Впервые обратили внимание на эту причину Платон и Аристотель. Они указывали, что начало философии – в удивлении, изумлении. Способность удивляться тому, что большинству людей кажется обычным, и «снимать» это удивление в ходе познания данного явления и есть психологическая предпосылка философии.
Несмотря на то, что большинство людей не интересуются философией как наукой, она является очень важной частью как индивидуальной, так и общественной жизни человека. Возникновение философии — это длительный процесс, поэтому определить истоки этой науки достаточно трудно. Ведь все известные древние ученые или мудрецы были в той или иной мере философами, но несколько сотен лет назад этому слову придавали совсем другое значение.
Основные предпосылки возникновения философии
Насчет возникновения этой науки и ее дальнейшего развития и по сегодняшний день ведутся споры, так как каждая группа мыслителей имеет собственное мнение. Считается, что первые философские учения берут свое начало в древней мифологии. Именно старинные предания, притчи, рассказы и легенды и выражали основные философские идеи.
Философия в переводе означает «любовь к знанию». Именно желание познать мир и сделало возможным возникновение философии. В древнем мире наука и философия были неотделимыми частями друг друга. Быть философом означало стремиться к новым знаниям, разгадке непознанного, постоянному самосовершенствованию.
Первым толчком к развитию этой науки было разделении вещей на познанные и необъяснимые. Второй шаг — это стремление объяснить неизвестное. И это касалось всего — истории сотворения мира, смысла жизни, законов живых организмов и т.д. Возникновение философии стало возможным и благодаря таким как отделение физического и умственного труда, формирование разных слоев общества и свободомыслия.
Возникновение философии в древней Греции
Первые упоминания о философах относятся к седьмому веку Древнегреческий ученый Фалес считается одним из первых мыслителей. Кстати, именно он и создал Милетскую школу. Этот деятель известен своим учением о первоначале вселенной — воде. Он считал, что каждая часть вселенной, включая и живые существа, образовывается из воды и в воду обращается после смерти. Именно эту стихию он наделял божественностью.
Сократ — еще один всемирно который сделал немалый вклад в развитие науки. Этот мыслитель считал, что все свои знания человек должен использовать для самосовершенствования, развития своих умственных способностей, осмысления внутренних способностей. Сократ считал, что зло появляется тогда, когда человек не осознает своих возможностей. У этого ученого было много последователей, включая и Платона.
Аристотель — еще один ученый, который известен не только благодаря своим философским трудам, но и научным открытиям в области физики, медицины и биологии. Именно Аристотель дал начало науке под названием «логика», так как считал, что неизвестное должно постигаться и объясняться с помощью разума.
Возникновение философии и ее развитие во всем мире
На самом деле в древние времена философом считал себя любой ученые, стремящийся познать истину. Например, Пифагор был известным математиком и даже основал собственную школу. Его ученики стремились систематизировать и упорядочить общественную жизнь, создать идеальную модель государства и правления. Кроме того, Пифагор считал, что основой мира является число, которое «владеет вещами».
Демокрит — еще один известный ученый и мыслитель, который основал и развил материалистическую Он утверждал, что каждое, даже самое незначительное событие в мире имеет свою причину и отрицал наличие сверхъестественного. Все необъяснимые происшествия философ объяснял не божественным вмешательством, а простым незнанием причины.
На самом деле, изучая историю возникновения философии, можно обнаружить множество известных имен. Ньютон, Эйнштейн, Декарт — все они были не философами, и у каждого был свой взгляд на мир и природу вещей. Действительно, отделить «любовь к истине» от естественных наук практически невозможно.
Философия , как особая форма мировоззрения и духовной культуры, зародилась лишь с возникновением рабовладельческого общества. Ее первоначальные формы появились в VII - VI веках до н.э. в Древней Греции, Индии, Китае.
Слово "философ" впервые ввел в обращение древнегреческий мыслитель Пифагор, называвший так людей, стремящихся к высокой мудрости, правильному образу жизни, познанию "единого во всем".
Возникновение философии связано с глубинным поворотом в духовной истории человечества, происходившим в период между VIII и II веками до н.э. Немецкий философ К. Ясперс назвал этот уникальный период во всемирной истории "осевым временем".
В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня остающихся наиболее влиятельными. Именно в это время человек осознает свое бытие в целом, начинает ощущать себя как личность перед лицом беспредельного мира. Во всех направлениях совершался переход от замкнутости к универсальности, заставивший многих пересмотреть прежние, бессознательно утвердившиеся воззрения и обычаи. Перемены, осуществившиеся в эпоху "осевого времени", имели огромное значение для последующего духовного развития человечества. Произошел резкий поворот в истории, означавший появление человека такого типа, какой сохранился по настоящее время. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991. с. 32-33.
Философия, возникшая как закономерный ответ на новые потребности духовного развития общества в эпоху "осевого времени", отличается от мифологии и религии следующими качествами:
рациональным характером объяснения действительности (базиро-ванием на универсальных научных понятиях, опорой на данные науки, логичностью и доказательностью);
* рефлексивностью , т.е. постоянным самоанализом, возвращением к своим исходным предпосылкам, "вечным" проблемам, критическим переосмыслением их на каждом новом этапе. Философия является рефлексивным "зеркалом" не только для себя самой, но и для науки, культуры, общества в целом. Она выступает как их самоотражение, самосознание;
*свободомыслием и критичностью , направленными против предрассудков, сковывающего догматизма, слепой веры в “абсолютные” авторитеты. Критический дух философии, выраженный в древнем изречении: "подвергай все сомнению", является одним из ее стержневых идеалов
Философия не стояла на месте, а постоянно развивалась.
История мировой философии делится на:
1. Возникновение мировой философской мысли. Философия древних цивилизаций. VII-VI века до нашей эры.
2. Античная философия. VI век до н.э. - V век нашей эры
3. Средневековая философия V век н. э. - XIV век н.э.
4. Возрождение XIV век н.э.- XVI век н.э.
5. Философия Нового времени (буржуазная классическая философия) XVII век н.э. - сер. XIX века н.э.
6. Неклассическая современная философия сер. XIX века н.э. - современное время
Приведем краткую характеристику основных этапов философии, основные идеи, высказываемые философами того времени.
1. Философия возникает сразу в нескольких очагах, наибольшего развития она получает в Индии, Китае и Древней Греции. На этом этапе наибольший интерес философов был направлен на попытку открытия основ мироздания, рассматривались вопросы смерти и бессмертия, впервые развивался интерес к человеку.
Индия.
Основными течениями философии являются:
Ведическое направление сформулировано во 2 веке до н.э. Основная позиция: мир вечен, в мире cуществуют две сферы: природы и людей Задача: избавить человека от страданий этом мире путем освобождения ума от материи.
Неортодоксальные (не являются поддержателями законов "Веды")
Философия буддизма Основана в 6 в до н.э. царевичем Сиддхардом (Буддой). Учение Будды: мир вечен, никем не создан состоит из 5 первоначал и дхарм. Душа - комбинация дхарм - смертна. Cмысл жизни: уйти в мир нирваны. В 1 в. до н. э. возникают 2 направления: Хинаяна и Махаяна.
Китай
Во 2 тыс. до н.э. - религиозно-мифологическое мировоззрение: мир - хаос, в котором небом управляет ян (мужское начало), а землей - инь (женское).
1 тыс. до н. э. - натурфилософская концепция: в результате взаимодействия эфира (ци) на нь и ян появилось 5 первоначал и дао ("путь").
Даосизм
Основан Лао-цзы в 604 г. до н. э. Дао - всеобщая закономерность, первооснова и завершение всего существующего; вечно и безымянно, бестелестно и бесформенно; присутствует везде.
Конфуцианство
Основатель - Кун-цзы (551 - 471 гг. до н.э.). Небо - высшая сила и грозный повелитель, судьбаи рок. Основа порядка в стране - ли (церемонии и ретуалы). Каждый должен следовать дао - "правильный путь" ".Конфуций развивал концепцию политики: лучше, если бы народ знал, поэтому нужно его просвещать.
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. На этом этапе рассматриваются вопросы первооснов мира, философия «космоцентризма», с именами античных философов связан и рост интереса к чнеловеку.
Материалистическая философия Древней Греции
Милетская школа: Основной предмет обучения Архэ - первоначало мира.
Фалес (624 - 547 гг до н.э.): Архэ (первоначала мира) - вода, Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) - это апейрон (первоначальная материя, из которой возник мир; сочитание противоположностей), Анаксимен (588 - 525 гг. до н.э.). Архэ - воздух, от степени его уплотнения появляются вода, огонь, земля и т.д., Гераклит Эфеский (к.6 - н. 5 вв.). Архэ - огонь, душа состоит из огня и воды
Кроме этого греков волновал вопрос изменяемости мира. «Элиаты»: Ксенофан и Зенон (сер. 6 - н. 5в.)считали, что все в мире из воды и земли. Мир вечен, неизменяем, в целом постоянен. Движение - диaлектика прерывного и непрерывного.
Впервые были рассмотрены вопросы бытия и небытия: Левкипп (500 - 440 гг до н. э.) утверждал, что небытие существует нисколько не менее, чем бытие (совокупность атомов). Изменение вещей - результат изменения порядка и положения атомов.
Идеалистическая философия.
Пифагор(582 - 500 гг до н.э.) считал, что истинное познание лежит через разум и логику, результат деятельности которой является математика. Вся Вселенная - гармония и число, мир возникает из противоположностей.
Школа софистов(5 в до н.э.)
Протогор (481-411 гг до н. э.). его убеждения можно выразить следующим образом: человек - мера всех вещей, каким человек видит мир, таким он его и воспринимает. Объективной истины не существует.
Горкий (483-373 гг до н. э.) Отрицает существование: если существует, то непознаваемо, а если существует и познаваемо, то знания свои не может передать другому. Каждый человек живет в своем мире, принадлежащем только ему.
Сократ(469-399 гг. до н.э.) Считал, что цель философии - научить человека, как должно ему жить. "Я знаю только то, что я ничего не знаю - с этого начинается путь познания."
Платон (427-347 гг. до н. э.). Парадокс знаний: "если ты что-то знаешь, то зачем тебе это познавать, а если ты ничего не знаешь, то как найдешь что искать". Душа бессмертна - она причина самого себя.
Аристотель(324-322 гг. до н.э.) вершина классической античной философии. Проблема философии: проблема отношения единичных вещей и общих понятий(идей). Высшие роды бытия - категории (отражают объективные отношения вещей). Источник движения, существующий вне материи - форма (активное начало).
Эллинско-римская философия
Эпикур(341-270 до н.э.) Отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из позиции вечности материи, обладающей внутренним источником движения.
Стоики (к.4в до н.э.) - Зенон и Хрисипп место и роль науки определили следующим образом: логика - ограда, физика - плодотворная почва, этика - ее плоды, главная задача философии - в этике.
Скептики (4 в до н. э.) - Пиррон, Аркселай, Карнеад проповедовали воздержание от суждений для достижения душевного спокойствия(атараксии) и тем самым счастья, которое и есть цель философии.
На протяжении всей истории формирования философского познания, учения постоянно менялись и совершенствовались. Отдельные этапы развития философии четко выделяют периоды изменения философской мысли. По ним можно проследить историю становления общества, развития науки и политики; предположить, какими будут дальнейшие варианты изменения аспектов бытия.
Древний Восток
К учениям относят школы, сформировавшиеся в Древнем Китае, Египте, Месопотамии, Индии. Появлению философской мысли способствовали особенности стран: их уровень развития экономической, социальной и политической сферы. Древние мыслители отходили от мистического понимания мира и постепенно вырабатывали рациональный взгляд на природу и людей.
Характерные черты философии Древнего Востока:
- приближенность к предфилософии;
- преемственность поколений, сохранение традиций;
- естественно-научные знания вынесены за рамки философии;
Отсутствие упорядоченных философских систем не помешало народам Древнего Востока развивать науку и искусство. На территории Египта и Месопотамии были найдены первые рукописные труды. Возраст, сохранившихся архитектурных построек египтян, исчисляется тысячами лет, а открытия китайских и индийских врачевателей используются в современной медицине.
Античный период
Философия античного периода считается колыбелью науки, непосредственным началом зарождения философской мысли. Основной вопрос, которым задавались мыслители - принципы мироустройства. Они стремились понять законы природы, сущность человека и его место в мире. Вначале, философы в своих суждениях опирались на мифы: они наделяли явления природы чертами личности, а небесные светила считали божествами. Для раннего античного периода была характерна натурфилософия - восприятие мира как единой системы, части которой зависят друг от друга и развиваются параллельно.
Два ярчайших представителя античной эпохи: Демокрит и . Они создали уникальные, противоречащие друг другу взгляды: материализм и идеализм. Демокрит за несколько веков до изобретения микроскопа смог предположить, что все вещества состоят из атомов - маленьких частиц, не видимых глазу. Платон придерживался иррационального подхода, пытаясь объяснить происхождение вещей с мистической точки зрения. Переломный момент в античной философии произошел в 5 веке до н. э., когда Сократ в центр философского познания поставил не природу, а человека.
Средневековье
В эпоху Средневековья, теология была неотъемлемо связана с философией. Философами считались религиозные деятели: богословы, пророки, учителя. Они занимались изучением и переводами религиозных текстов, проповедовали, укрепляли в странах Западной Европы христианство. Средневековье вошло в историю как период самого активного и безапелляционного насаждения религиозных догм. Церковь фактически управляла государством, ведя с несогласными жестокую борьбу. В философии не допускалось вольнодумия, от мыслителей требовали признания главенства веры над разумом.
Согласно представлениям христианства, Бог - творец мира: природы, Космоса и людей. Человек создан по образу Бога: помимо физического тела у него есть душа. Она живет вечно, а после смерти физического тела отправляется в Рай, к своему создателю. Но чтобы заслужить вечную жизнь в Раю, человек должен жить по заповедям, всегда между добром и злом выбирать добро. Души злых людей недостойны быть рядом с Богом, после смерти они попадают в Ад, где искупают свои грехи вечными страданиями.
Адаптированное христианское учение, преподававшееся в школах и университетах, называлось схоластикой. Она объединила в себе все религиозные тексты, с которым должен быть знаком человек, желавший заниматься наукой. Выдающийся философ Ф. Аквинский был первым мыслителем средневекового периода, попытавшимся соединить догматизм религии и развитие науки. Он считал, что познание не противоречит вере, если ученый руководствуется христианской моралью.
Эпоха Возрождения
Среди этапов философии, (или Ренессанс) занимает особое место: это революционный период, освободивший науку от влияния религии. Главной проблемой философии становится человек: его происхождение, цель жизни, способы познания и творческие возможности. Человек приравнивается к Богу – будучи его творением, он сам может творить.
Особенности эпохи Возрождения:
- Культ искусства: наряду с учеными и политическими деятелями почитаются художники, поэты и драматурги.
- Повышенный интерес к красоте, в первую очередь, красоте человеческого тела.
- Переосмысление философии античности, частичный возврат к натурфилосфиии.
- Развитие общества: ориентация на человека и его потребности, зарождение гуманизма.
Знаменитые представители Ренессанса внесли огромный вклад в развитие мировой науки и культуры. Изобретения Леонардо да Винчи опережали время на столетия вперед, творения Шекспира, Данте, Микеланджело стали классикой литературы и живописи.
Новое время
Для философии , центром изучения остается человек и общество. Она придерживается гносеологического подхода: понимание мироустройства возможно благодаря познанию. Инструмент познания - логика, рациональное мышление.
Признаки философии Нового времени:
- изучение методов познания, придание им первостепенной важности;
- наукоцентризм - наука ставится выше всего остального, философия воспринимается как один из инструментов развития научного знания;
- создание сводов законов - общественная жизнь претерпевает изменения, подчиняясь новым политическим, правовым, моральным нормам;
- практический подход довлеет над теоретическим.
Философия Нового времени создала базу для развития научного подхода, применяемого в современной философии. Благодаря открытиям Канта, Локка, Гегеля, Ницше стали возможны фундаментальные изменения в социуме, появились предпосылки к техническому прогрессу.
Период развития классической философии
Для классической и постклассической школы характерен отказ от рационализма, как единственного способа познания. Мыслители отказались и от четкого разграничения концепций идеализма и материализма. Догматизм и опора философской мысли на авторитеты также отошли в прошлое.
Характерные черты классического периода:
- Множественность предметов изучения. Появляется много новых предметов изучения, и вследствие этого - новые направления философии.
- Плюрализм. Классическая философия поощряет появление разнообразных направлений, основанных на материалистической и идеалистической концепции. Среди мыслителей встречаются как рационалисты и атеисты, так и приверженцы интуитивного подхода. Ни одно из учений не наделяется особой значимостью, допустимы любые способы познания.
- . Главный предмет изучения - человек. Он рассматривается комплексно, мыслители стараются найти ответы на все, возникающие перед ними, вопросы: смысл жизни, кризис личности, роль человека в мировой истории.
- Толерантность. Представители школ, использующих диаметрально противоположные подходы, не вступают в открытую конфронтацию. Они стремятся к диалогу и поиску компромисса.
Большинство представителей классического периода - немецкие философы. Классическая немецкая философия сформировала основные постулаты, перешедшие в новейшую философию.
Новейшая философия
Современная или новейшая философия начала свою историю с критического анализа немецкого идеализма, в частности, концепции Гегеля. Главные постулаты эпохи Просвещения и немецкого идеализма теперь воспринимаются как абстрактные понятия, не имеющие под собой рациональной основы. Чистый разум уступает место разуму зависимому, подверженному влиянию различных внешних обстоятельств.
Ведущие направления:
- позитивизм;
- марксизм;
- иррационализм.
В 20 веке возникают новые направления: феноменология и аналитическая философия. Они становятся ведущими и определяют развитие учения и в 21 веке.