Святой благоверный князь Василий (Василько) Ростовский принадлежал к славному в русской истории роду суздальских Мономашичей. Его прадед - Юрий Долгорукий, дед - великий князь Всеволод III Большое Гнездо (+ 1212), брат святого Андрея Боголюбского (+ 1174, память 4 июля), наследник и продолжатель его дела. Из Владимира-на-Клязьме, ставшего столицей древнего Ростово-Суздальского княжества, Всеволод самовластно вершил дела всей великой Руси. "Слово о полку Игореве" говорит о нем, что он может "Волгу веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать".
Святой Василько - старший из птенцов "Большого гнезда". Старший внук Всеволода от его старшего сына Константина, Василько (Василий) родился 7 декабря 1208 года в Ростове, где княжил отец. Там прошло его детство, а в 1216 году, когда Константин Всеволодович стал великим князем Владимирским, Ростов был выделен Васильку (ему было восемь лет) как удел для самостоятельного княжения.
Воинская доблесть, священный долг служения Родине, справедливость и послушание старшим - традиционные черты русского князя, защитника земли, были присущи Васильку. После смерти отца (великий князь Константин умер 2 февраля 1218 года, Васильку не было еще десяти лет) наставником молодого Ростовского князя был дядя - великий князь Владимирский, святой Юрий (+ 1238, память 4 февраля). Двадцать лет правил князь Юрий Владимирской землей, и все эти годы Василько был его ближайшим другом и соратником. Летописцы отмечают цветущую красоту Василька, его светлый и величественный взор, отважность на звериной ловле, благодетельность, ум, глубокую книжность, кротость и добродушие в обращении с боярами: "Ибо кто служил ему, кто ел хлеб его и пил с ним чашу, тот уже не мог быть слугою иного князя". В 1219 году Василько участвовал в походе владимиро-суздальских войск на Волжскую Болгарию, в 1221 году - в походе к устью Оки, где святым Юрием был заложен в тот год Нижний Новгород.
В 1223 году впервые в южных степях появились татары, "народ неведомый", вышедший из глубины Азии. Первой их жертвой стали союзные с Русью половцы. Русские князья, совместно с половецкими ханами, многие из которых приняли святое Крещение , решили дать отпор степным хищникам раньше, чем они дойдут до Русской Земли. Святой Василько возглавил вспомогательный отряд, посланный великим князем Юрием для участия в общерусском степном походе. Враг оказался сильнее, чем думали. Сказалось и вековое разделение удельных властителей, неспособных к дружным совместным действиям в масштабах большой войны.
Отряд Василька не поспел к решающей битве, у Чернигова пришла к нему печальная весть о разгроме русского войска на реке Калке 16 июня 1223 года. Это было дурное предзнаменование: с востока надвигалась гроза. Василько со своей дружиной вернулся в Ростов.
В 1227 году (по другим данным, 1228) Василько Константинович женился, взяв в жены Марию - дочь святого Михаила Черниговского (+ 1246, память 20 сентября). На сестре князя Михаила уже ранее был женат дядя Василька - святой Юрий. В 1231 году у Василька родился старший сын Борис.
Над Русью сгущались тучи. 3 мая 1230 г. писал летописец, "тряслась земля в самую обедню", были тем летом на Руси голод и мор. В 1232 году татары зимовали, едва не дойдя до столицы Волжской Болгарии. Жизнь шла своим чередом, князь Юрий в 1236 году женил своих сыновей Владимира и Мстислава, Василько гулял на их свадьбах. А всем им оставалось жить чуть более года - татары уже взяли Болгарскую землю.
В 1237 году татарский смерч обрушился на Русь. В декабре под ударами Батыя пала Рязань. Князь Юрий не решился бросить свои войска ей на помощь, предстояла трудная оборона Владимирской земли. Татары предлагали ему мир, и святой князь готов был к переговорам. Но условия мира - дань и вассальная зависимость от хана, были неприемлемы. "Славная брань, - решил князь, - лучше постыдного мира". Первый бой с татарами был принят у Коломны, командовал дружиной Всеволод Юрьевич, но был разбит. Враги устремились к Москве, взяли и сожгли ее. Другой сын Юрия, Владимир, возглавлявший оборону Москвы, попал в плен.
Святой Юрий и его верный сподвижник святой Василько были преисполнены решимости биться "за православную веру христианскую" с "безбожными погаными татарами". Организовав оборону и оставив во Владимире сыновей, Всеволода и Мстислава, князь Юрий отошел за Волгу собирать новые войска взамен уничтоженных Батыем.
С ним были племянники - святой Василько Ростовский со своей дружиной, его братья - Всеволод и Владимир Константиновичи. Великий князь ждал подхода братьев - Ярослава и Святослава с их войском.
В мясопустную субботу , 3 февраля 1238 года, быстро и беспрепятственно пройдя по зимним дорогам, татарская армия подошла к Владимиру. Несмотря на героическую оборону, судьба города была предрешена. Епископ Митрофан для духовного укрепления постриг в ангельский образ всех остававшихся в городе князей и княгинь. 7 февраля город пал. Последним оплотом владимирцев стал Успенский собор, хранивший главную святыню Русской Земли - чудотворную Владимирскую икону Божией Матери . Татары обложили собор дровами и хворостом и превратили в огромный пылающий костер. В огне и в дыму, вместе с тысячами беззащитных женщин и детей, погибли епископ Митрофан и вся семья святого князя Юрия: супруга Агафия, дочь Феодора, невестки Мария и Христина, внук-младенец Димитрий. Сыновья Всеволод, Мстислав и плененный ранее Владимир были подвергнуты истязаниям и зарезаны "пред очами хана". (В некоторых старинных месяцесловах все они записаны как святые.)
Святой Юрий стоял с войсками под Ярославлем. Узнав о гибели столицы и о смерти близких, князь, по словам летописи, "возопи гласом великим со слезами, плача по правоверной вере христианской и Церкви". "Лучше бы мне умереть, нежели жить на свете, - говорил он, - чего ради остался я один". Святой Василько, подоспевший с ростовской дружиной, укреплял его на ратный подвиг.
4 марта 1238 года произошла решающая битва на реке Сити. Татарам удалось неожиданным маневром окружить русскую армию. Началась сеча. Мало кто из русских воинов ушел живым из этого страшного боя, но дорогой ценой заплатили враги за победу. Святой Юрий был изрублен в отчаянной схватке. Василька, израненного, привели в ставку Батыя.
Татары принуждали его "следовать обычаю ногайскому, быть в их воле и воевать за них". С гневом отверг святой князь мысль об измене Родине и Православию. "Никак не отведете меня от христианской веры", - говорил святой князь, вспоминая древних христиан исповедников. "И много мучивше его, смерти предаша, повергоша его в лесу Шернском". Так предал душу Богу святой князь Василько Ростовский, уподобившись в кончине своей святому страстотерпцу Борису, первому из князей Ростовских, которому он подражал в жизни. Как и святому Борису, Васильку не было еще тридцати лет.
Епископ Ростовский Кирилл, придя на поле сражения, предал погребению погибших православных воинов, отыскал тело святого князя Юрия (только отрубленной его головы не сумели сыскать в грудах поверженных тел), перенес честные останки в Ростов - в Успенский собор. Тело святого Василька было найдено в Шернском лесу сыном священника и привезено в Ростов. Там супруга князя, дети, епископ Кирилл и весь народ Ростовский встретили с горьким плачем тело любимого князя и погребли его под сводами соборной церкви.
Описывая погребение князя Василька, летописец так характеризовал его: "Рыдало народа множество православного, зряще отходящим отца и кормителя сирым, печальным утешение велико, омраченным - звезду светоносную зашедшую. На весь бо церковный чин отверз ему Бог очи сердечные, и всем людям церковным. и нищим, и печальным яко возлюбленный был отец... Кровью мученической омыл прегрешения свои с братьями".
Знак особой Божией милости народ видел в том, что князья-соратники похоронены были рядом в ростовском кафедральном соборе: "Се бо и чудно бысть, ибо и по смерти совокупи Бог телеса их. (Позже мощи святого князя Юрия были перенесены в восстановленный Владимирский Успенский собор.)
Церковь чтит святых Василька и Юрия как страстотерпцев-подвижников, героических защитников Русской Земли. Их святой пример вдохновлял русских воинов в борьбе с ненавистными захватчиками. Наиболее подробный рассказ о жизни и подвигах святых князей Василька и Юрия сохранила Лаврентьевская летопись, писанная иноком Лаврентием по благословению святителя Дионисия, архиепископа Суздальского, в 1377 году - за три года до Куликовской битвы.
Князь Ростовский, сын Владимирского великого князя Константина Всеволодовича. Родился в 1209 году. В 1218 году князь Константин Всеволодович, урядив перед смертью своих детей, дал Василию Ростов и поручил его (и брата его Всеволода) своему брату … Биографический словарь
Сын великого князя владимирского К. Всеволодовича, первый удельный князь ростовский; род. 1209 г. в Ростове. В своем колонизационном движении на восток русские князья неминуемо приходили в столкновение с инородческими финскими племенами, с… … Большая биографическая энциклопедия
Сын вел. кн. Владимирского К. Всеволодовича, первый уд. князь Ростовский; род. 1209 г. в Ростове. В своем колонизационном движении на Восток русские князья неминуемо приходили в столкновение с инородческими финскими племенами, с которыми… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Василько Константинович 3 й удельный князь Ростовский 1218 1238 Предшественник: Юрий Всеволодович … Википедия
ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ - [Василько] (7.12.1208, Ростов после 4.03.1238, Шернский лес на р. Шерне, левом притоке Клязьмы, восточнее Москвы), мч. (пам. 4 марта, 23 мая в Соборе Ростово Ярославских святых, 23 июня в Соборе Владимирских святых, в 1 е воскресенье после 29… … Православная энциклопедия
Василько древнерусское имя греческого происхождения, вариант имени Василий Носители по имени Василько Константинович (1209 1238) первый удельный князь ростовский Василько Романович (1203 1269) князь волынский Василько… … Википедия
Василько - (или Василий Константинович Ростовский) князь. Взятый в 1238 г. в плен татарами, был ими убит за то, что отказался служить хану Батыю. Память 4 марта … Полный православный богословский энциклопедический словарь
При-над-ле-жал к слав-но-му в рус-ской ис-то-рии ро-ду суз-даль-ских Мо-но-ма-ши-чей. Его пра-дед - Юрий Дол-го-ру-кий, дед - ве-ли-кий князь Все-во-лод III Боль-шое Гнез-до († 1212 г.), брат свя-то-го Ан-дрея Бо-го-люб-ско-го (па-мять 4/17 июля), на-след-ник и про-дол-жа-тель его де-ла. По-сле смер-ти от-ца Ва-силь-ку не бы-ло еще и де-ся-ти лет, и на-став-ни-ком мо-ло-до-го Ро-стов-ско-го кня-зя был дя-дя - ве-ли-кий князь Вла-ди-мир-ский, свя-той Юрий (па-мять 4/17 фев-ра-ля).
В 1223 г. впер-вые в юж-ных сте-пях по-яви-лись та-та-ры, «на-род неве-до-мый», вы-шед-ший из глу-би-ны Азии. Ска-за-лось и ве-ко-вое раз-де-ле-ние удель-ных вла-сти-те-лей, неспо-соб-ных к друж-ным сов-мест-ным дей-стви-ям в мас-шта-бах боль-шой вой-ны. Над Русью сгу-ща-лись ту-чи, и в 1237 г. та-тар-ский смерч об-ру-шил-ся на Русь. В де-каб-ре под уда-ра-ми Ба-тыя па-ла Ря-зань. Вра-ги устре-ми-лись к Москве, взя-ли и со-жгли ее. 3 фев-ра-ля 1238 г. та-тар-ская ар-мия по-до-шла к Вла-ди-ми-ру, - го-род пал, со-бор был со-жжен.
Свя-той Юрий и его вер-ный спо-движ-ник свя-той Ва-силь-ко бы-ли пре-ис-пол-не-ны ре-ши-мо-сти бить-ся «за пра-во-слав-ную ве-ру хри-сти-ан-скую» с «без-бож-ны-ми по-га-ны-ми та-та-ра-ми». 4 мар-та 1238 г. про-изо-шла ре-ша-ю-щая бит-ва на ре-ке Си-ти. Та-та-рам уда-лось неожи-дан-ным ма-нев-ром окру-жить рус-скую ар-мию. На-ча-лась се-ча. Ма-ло кто из рус-ских во-и-нов ушел жи-вым из это-го страш-но-го боя, но до-ро-гой це-ной за-пла-ти-ли и вра-ги за по-бе-ду. Свя-той Юрий был из-руб-лен в от-ча-ян-ной схват-ке, Ва-силь-ка, из-ра-нен-но-го, при-вез-ли в став-ку Ба-тыя. Несмот-ря на льсти-вые обе-ща-ния сла-вы и угро-зы ужа-са-ми му-че-ний, бла-го-вер-ный князь от-ка-зал-ся по-сту-пить на служ-бу к Ба-тыю и при-нять его ве-ру. Та-та-ры «мно-го му-чив-ше его, смер-ти пре-да-ша, по-вер-го-ша его в ле-су Шерн-ском». Так, с мо-лит-вой за пра-во-слав-ную Цер-ковь и свя-тую Русь стра-да-лец пре-дал дух свой Бо-гу.
Цер-ковь чтит свя-тых Ва-силь-ка и Юрия как стра-сто-терп-цев-по-движ-ни-ков, ге-ро-и-че-ских за-щит-ни-ков Рус-ской зем-ли. Их свя-той при-мер вдох-нов-лял рус-ских во-и-нов в борь-бе с нена-вист-ны-ми за-хват-чи-ка-ми.
Полное житие благоверного князя Василия (Василько) Ростовского
Свя-той бла-го-вер-ный князь Ва-си-лий (Ва-силь-ко) Ро-стов-ский при-над-ле-жал к слав-но-му в рус-ской ис-то-рии ро-ду суз-даль-ских Мо-но-ма-ши-чей. Его пра-дед - Юрий Дол-го-ру-кий, дед - ве-ли-кий князь Все-во-лод III Боль-шое Гнез-до († 1212), брат свя-то-го Ан-дрея Бо-го-люб-ско-го († 1174, па-мять 4 июля), на-след-ник и про-дол-жа-тель его де-ла. Из Вла-ди-ми-ра-на-Клязь-ме, став-ше-го сто-ли-цей древ-не-го Ро-сто-во-Суз-даль-ско-го кня-же-ства, Все-во-лод са-мо-власт-но вер-шил де-ла всей ве-ли-кой Ру-си. "Сло-во о пол-ку Иго-ре-ве" го-во-рит о нем, что он мо-жет "Вол-гу вес-ла-ми рас-плес-кать, а Дон ше-ло-ма-ми вы-чер-пать".
Свя-той Ва-силь-ко - стар-ший из птен-цов "Боль-шо-го гнез-да". Стар-ший внук Все-во-ло-да от его стар-ше-го сы-на Кон-стан-ти-на, Ва-силь-ко (Ва-си-лий) ро-дил-ся 7 де-каб-ря 1208 го-да в Ро-сто-ве, где кня-жил отец. Там про-шло его дет-ство, а в 1216 го-ду, ко-гда Кон-стан-тин Все-во-ло-до-вич стал ве-ли-ким кня-зем Вла-ди-мир-ским, Ро-стов был вы-де-лен Ва-силь-ку (ему бы-ло во-семь лет) как удел для са-мо-сто-я-тель-но-го кня-же-ния.
Во-ин-ская доб-лесть, свя-щен-ный долг слу-же-ния Ро-дине, спра-вед-ли-вость и по-слу-ша-ние стар-шим - тра-ди-ци-он-ные чер-ты рус-ско-го кня-зя, за-щит-ни-ка зем-ли, бы-ли при-су-щи Ва-силь-ку. По-сле смер-ти от-ца (ве-ли-кий князь Кон-стан-тин умер 2 фев-ра-ля 1218 го-да, Ва-силь-ку не бы-ло еще де-ся-ти лет) на-став-ни-ком мо-ло-до-го Ро-стов-ско-го кня-зя был дя-дя - ве-ли-кий князь Вла-ди-мир-ский, свя-той Юрий († 1238, па-мять 4 фев-ра-ля). Два-дцать лет пра-вил князь Юрий Вла-ди-мир-ской зем-лей, и все эти го-ды Ва-силь-ко был его бли-жай-шим дру-гом и со-рат-ни-ком. Ле-то-пис-цы от-ме-ча-ют цве-ту-щую кра-со-ту Ва-силь-ка, его свет-лый и ве-ли-че-ствен-ный взор, от-важ-ность на зве-ри-ной лов-ле, бла-го-де-тель-ность, ум, глу-бо-кую книж-ность, кро-тость и доб-ро-ду-шие в об-ра-ще-нии с бо-яра-ми: "Ибо кто слу-жил ему, кто ел хлеб его и пил с ним ча-шу, тот уже не мог быть слу-гою ино-го кня-зя". В 1219 го-ду Ва-силь-ко участ-во-вал в по-хо-де вла-ди-ми-ро-суз-даль-ских войск на Волж-скую Бол-га-рию, в 1221 го-ду - в по-хо-де к устью Оки, где свя-тым Юри-ем был за-ло-жен в тот год Ниж-ний Нов-го-род.
В 1223 го-ду впер-вые в юж-ных сте-пях по-яви-лись та-та-ры, "на-род неве-до-мый", вы-шед-ший из глу-би-ны Азии. Пер-вой их жерт-вой ста-ли со-юз-ные с Русью по-лов-цы. Рус-ские кня-зья сов-мест-но с по-ло-вец-ки-ми ха-на-ми, мно-гие из ко-то-рых при-ня-ли Свя-тое Кре-ще-ние, ре-ши-ли дать от-пор степ-ным хищ-ни-кам рань-ше, чем они дой-дут до Рус-ской Зем-ли. Свя-той Ва-силь-ко воз-гла-вил вспо-мо-га-тель-ный от-ряд, по-слан-ный ве-ли-ким кня-зем Юри-ем для уча-стия в об-ще-рус-ском степ-ном по-хо-де. Враг ока-зал-ся силь-нее, чем ду-ма-ли. Ска-за-лось и ве-ко-вое раз-де-ле-ние удель-ных вла-сти-те-лей, неспо-соб-ных к друж-ным сов-мест-ным дей-стви-ям в мас-шта-бах боль-шой вой-ны.
От-ряд Ва-силь-ка не по-спел к ре-ша-ю-щей бит-ве, у Чер-ни-го-ва при-шла к нему пе-чаль-ная весть о раз-гро-ме рус-ско-го вой-ска на ре-ке Кал-ке 16 июня 1223 го-да. Это бы-ло дур-ное пред-зна-ме-но-ва-ние: с во-сто-ка на-дви-га-лась гро-за. Ва-силь-ко со сво-ей дру-жи-ной вер-нул-ся в Ро-стов.
В 1227 го-ду (по дру-гим дан-ным, 1228) Ва-силь-ко Кон-стан-ти-но-вич же-нил-ся, взяв в же-ны Ма-рию - дочь свя-то-го Ми-ха-и-ла Чер-ни-гов-ско-го († 1246, па-мять 20 сен-тяб-ря). На сест-ре кня-зя Ми-ха-и-ла уже ра-нее был же-нат дя-дя Ва-силь-ка - свя-той Юрий. В 1231 го-ду у Ва-силь-ка ро-дил-ся стар-ший сын Бо-рис.
Над Русью сгу-ща-лись ту-чи. 3 мая 1230 г., пи-сал ле-то-пи-сец, "тряс-лась зем-ля в са-мую обед-ню", бы-ли тем ле-том на Ру-си го-лод и мор. В 1232 го-ду та-та-ры зи-мо-ва-ли, ед-ва не дой-дя до сто-ли-цы Волж-ской Бол-га-рии. Жизнь шла сво-им че-ре-дом, князь Юрий в 1236 го-ду же-нил сво-их сы-но-вей Вла-ди-ми-ра и Мсти-сла-ва, Ва-силь-ко гу-лял на их свадь-бах. А всем им оста-ва-лось жить чуть бо-лее го-да - та-та-ры уже взя-ли Бол-гар-скую зем-лю.
В 1237 го-ду та-тар-ский смерч об-ру-шил-ся на Русь. В де-каб-ре под уда-ра-ми Ба-тыя па-ла Ря-зань. Князь Юрий не ре-шил-ся бро-сить свои вой-ска ей на по-мощь, пред-сто-я-ла труд-ная обо-ро-на Вла-ди-мир-ской зем-ли. Та-та-ры пред-ла-га-ли ему мир, и свя-той князь го-тов был к пе-ре-го-во-рам. Но усло-вия ми-ра - дань и вас-саль-ная за-ви-си-мость от ха-на - бы-ли непри-ем-ле-мы. "Слав-ная брань, - ре-шил князь, - луч-ше по-стыд-но-го ми-ра". Пер-вый бой с та-та-ра-ми был при-нят у Ко-лом-ны, ко-ман-до-вал дру-жи-ной Все-во-лод Юрье-вич, но был раз-бит. Вра-ги устре-ми-лись к Москве, взя-ли и со-жгли ее. Дру-гой сын Юрия, Вла-ди-мир, воз-глав-ляв-ший обо-ро-ну Моск-вы, по-пал в плен.
Свя-той Юрий и его вер-ный спо-движ-ник свя-той Ва-силь-ко бы-ли пре-ис-пол-не-ны ре-ши-мо-сти бить-ся "за пра-во-слав-ную ве-ру хри-сти-ан-скую" с "без-бож-ны-ми по-га-ны-ми та-та-ра-ми". Ор-га-ни-зо-вав обо-ро-ну и оста-вив во Вла-ди-ми-ре сы-но-вей, Все-во-ло-да и Мсти-сла-ва, князь Юрий ото-шел за Вол-гу со-би-рать но-вые вой-ска вза-мен уни-что-жен-ных Ба-ты-ем.
С ним бы-ли пле-мян-ни-ки - свя-той Ва-силь-ко Ро-стов-ский со сво-ей дру-жи-ной, его бра-тья - Все-во-лод и Вла-ди-мир Кон-стан-ти-но-ви-чи. Ве-ли-кий князь ждал под-хо-да бра-тьев - Яро-сла-ва и Свя-то-сла-ва с их вой-ском.
В мя-со-пуст-ную суб-бо-ту 3 фев-ра-ля 1238 го-да, быст-ро и бес-пре-пят-ствен-но прой-дя по зим-ним до-ро-гам, та-тар-ская ар-мия по-до-шла к Вла-ди-ми-ру. Несмот-ря на ге-ро-и-че-скую обо-ро-ну, судь-ба го-ро-да бы-ла пред-ре-ше-на. Епи-скоп Мит-ро-фан для ду-хов-но-го укреп-ле-ния по-стриг в Ан-гель-ский об-раз всех оста-вав-ших-ся в го-ро-де кня-зей и кня-гинь. 7 фев-ра-ля го-род пал. По-след-ним опло-том вла-ди-мир-цев стал Успен-ский со-бор, хра-нив-ший глав-ную свя-ты-ню Рус-ской зем-ли - чу-до-твор-ную Вла-ди-мир-скую ико-ну Бо-жи-ей Ма-те-ри. Та-та-ры об-ло-жи-ли со-бор дро-ва-ми и хво-ро-стом и пре-вра-ти-ли в огром-ный пы-ла-ю-щий ко-стер. В огне и в ды-му, вме-сте с ты-ся-ча-ми без-за-щит-ных жен-щин и де-тей, по-гиб-ли епи-скоп Мит-ро-фан и вся се-мья свя-то-го кня-зя Юрия: су-пру-га Ага-фия, дочь Фе-о-до-ра, невест-ки Ма-рия и Хри-сти-на, внук-мла-де-нец Ди-мит-рий. Сы-но-вья Все-во-лод, Мсти-слав и пле-нен-ный ра-нее Вла-ди-мир бы-ли под-верг-ну-ты ис-тя-за-ни-ям и за-ре-за-ны "пред оча-ми ха-на". (В неко-то-рых ста-рин-ных ме-ся-це-сло-вах все они за-пи-са-ны как свя-тые).
Свя-той Юрий сто-ял с вой-ска-ми под Яро-слав-лем. Узнав о ги-бе-ли сто-ли-цы и о смер-ти близ-ких, князь, по сло-вам ле-то-пи-си, "возо-пи гла-сом ве-ли-ким со сле-за-ми, пла-ча по пра-во-вер-ной ве-ре хри-сти-ан-ской и Церк-ви". "Луч-ше бы мне уме-реть, неже-ли жить на све-те, - го-во-рил он, - че-го ра-ди остал-ся я один". Свя-той Ва-силь-ко, по-до-спев-ший с ро-стов-ской дру-жи-ной, укреп-лял его на рат-ный по-двиг.
4 мар-та 1238 го-да про-изо-шла ре-ша-ю-щая бит-ва на ре-ке Си-ти. Та-та-рам уда-лось неожи-дан-ным ма-нев-ром окру-жить рус-скую ар-мию. На-ча-лась се-ча. Ма-ло кто из рус-ских во-и-нов ушел жи-вым из это-го страш-но-го боя, но до-ро-гой це-ной за-пла-ти-ли вра-ги за по-бе-ду. Свя-той Юрий был из-руб-лен в от-ча-ян-ной схват-ке. Ва-силь-ка, из-ра-нен-но-го, при-ве-ли в став-ку Ба-тыя.
Та-та-ры при-нуж-да-ли его "сле-до-вать обы-чаю но-гай-ско-му, быть в их во-ле и во-е-вать за них". С гне-вом от-верг свя-той князь мысль об из-мене Ро-дине и пра-во-сла-вию. "Ни-как не от-ве-де-те ме-ня от хри-сти-ан-ской ве-ры", - го-во-рил свя-той князь, вспо-ми-ная древ-них хри-сти-ан ис-по-вед-ни-ков. "И мно-го му-чив-ше его, смер-ти пре-да-ша, по-вер-го-ша его в ле-су Шерн-ском". Так пре-дал ду-шу Бо-гу свя-той князь Ва-силь-ко Ро-стов-ский, упо-до-бив-шись в кон-чине сво-ей свя-то-му стра-сто-терп-цу Бо-ри-су, пер-во-му из кня-зей Ро-стов-ских, ко-то-ро-му он под-ра-жал в жиз-ни. Как и свя-то-му Бо-ри-су, Ва-силь-ку не бы-ло еще трид-ца-ти лет.
Епи-скоп Ро-стов-ский Ки-рилл, при-дя на по-ле сра-же-ния, пре-дал по-гре-бе-нию по-гиб-ших пра-во-слав-ных во-и-нов, отыс-кал те-ло свя-то-го кня-зя Юрия (толь-ко от-руб-лен-ной его го-ло-вы не су-ме-ли сыс-кать в гру-дах по-вер-жен-ных тел), пе-ре-нес чест-ные остан-ки в Ро-стов - в Успен-ский со-бор. Те-ло свя-то-го Ва-силь-ка бы-ло най-де-но в Шерн-ском ле-су сы-ном свя-щен-ни-ка и при-ве-зе-но в Ро-стов. Там су-пру-га кня-зя, де-ти, епи-скоп Ки-рилл и весь на-род ро-стов-ский встре-ти-ли с горь-ким пла-чем те-ло лю-би-мо-го кня-зя и по-греб-ли его под сво-да-ми со-бор-ной церк-ви.
Опи-сы-вая по-гре-бе-ние кня-зя Ва-силь-ка, ле-то-пи-сец так ха-рак-те-ри-зо-вал его: "Ры-да-ло на-ро-да мно-же-ство пра-во-слав-но-го, зря-ще от-хо-дя-щим от-ца и кор-ми-те-ля си-рым, пе-чаль-ным уте-ше-ние ве-ли-ко, омра-чен-ным - звез-ду све-то-нос-ную за-шед-шую. На весь бо цер-ков-ный чин от-верз ему Бог очи сер-деч-ные, и всем лю-дям цер-ков-ным, и ни-щим, и пе-чаль-ным яко воз-люб-лен-ный был отец... Кро-вью му-че-ни-че-ской омыл пре-гре-ше-ния свои с бра-тья-ми".
Знак осо-бой Бо-жи-ей ми-ло-сти на-род ви-дел в том, что кня-зья-со-рат-ни-ки по-хо-ро-не-ны бы-ли ря-дом в ро-стов-ском ка-фед-раль-ном со-бо-ре: "Се бо и чуд-но бысть, ибо и по смер-ти со-во-ку-пи Бог те-ле-са их". (Поз-же мо-щи свя-то-го кня-зя Юрия бы-ли пе-ре-не-се-ны в вос-ста-нов-лен-ный Вла-ди-мир-ский Успен-ский со-бор.)
Цер-ковь чтит свя-тых Ва-силь-ка и Юрия как стра-сто-терп-цев-по-движ-ни-ков, ге-ро-и-че-ских за-щит-ни-ков Рус-ской Зем-ли. Их свя-той при-мер вдох-нов-лял рус-ских во-и-нов в борь-бе с нена-вист-ны-ми за-хват-чи-ка-ми. Наи-бо-лее по-дроб-ный рас-сказ о жиз-ни и по-дви-гах свя-тых кня-зей Ва-силь-ка и Юрия со-хра-ни-ла Лав-рен-тьев-ская ле-то-пись, пи-сан-ная ино-ком Лав-рен-ти-ем по бла-го-сло-ве-нию свя-ти-те-ля , ар-хи-епи-ско-па Суз-даль-ско-го, в 1377 го-ду - за три го-да до Ку-ли-ков-ской бит-вы.
Дата публикации или обновления 01.11.2017
Житие Святого благоверного князя Василия (Василько) Ростовского.
Благоверный князь Василий, или Василько, как называют его древние летописи, был сын великого князя Константина Всеволодовича и родился в Ростове Великом в 1209 году. Усобица отца с великим князем Георгием почти не затронула Василия, тогда еще ребенка. Из его детских лет известно одно событие - «постриги» в 1212 году, а затем в 1218 году он остался сиротой после кончины своего отца, великого князя Константина. Незадолго перед смертью Константин послал детей своих на уделы, - Василька в Ростов, - и, отпуская, обратился к ним следующим наставлением: «Любезные дети! живите в любви между собою, Бога бойтесь всей душою и соблюдайте Его заповеди во всем; живите, как жил я, нищих и вдовых не презирайте, не уклоняйтесь от церкви, чтите иерейский и иноческий чины, внимайте учению книжному, будьте в любви между собой, и Бог мира да будет с вами; слушайтесь старших, они учат вас добру, а вы еще молоды возрастом. Вижу, дети мои, что приблизился конец мой. Поручаю вас Богу и Пресвятой Богородице и брату моему Георгию, который вам будет вместо меня».
Князь Константин выделялся среди своих современников начитанностью, книголюбием, собрал большую библиотеку из славянских и из греческих книг, заставлял переводить с греческого языка на русский. Сообщил ли отец эту любовь к просвещению своим детям, в частности, святому Василию, неизвестно: так рано оборвалась жизнь последнего, что трудно судить о разных сторонах личности благоверного князя.
Его деятельность протекает в великое княжение святого Георгия Всеволодовича. В 1220 г. благоверный князь Василий по приказанию великого князя посылает свои полки из Ростова и Устюга против болгар на реку Каму, а потом сам идет против болгар в Городец на Волге. Спустя три года Василий вместе с ростовцами ходил на помощь южным князьям против татар, впервые появившимся в южных степях, но за дальностью расстояния его помощь опоздала: в Чернигове князь узнал о страшном поражении русских на реке Калке и возвратился в Ростов. В 1224 г. князь Василий помогает двоюродному брату Всеволоду Георгиевичу, не поладившему с новгородцами и ушедшему из Великого Новгорода в Торжок, а через год идет с великим князем в Чернигов на помощь святому князю Михаилу против курского князя Олега.
В 1227 году благоверный князь Василий вступает в брак с дочерью святого князя Михаила Черниговского Марией; венчание совершается в Москве.
Далее идет ряд походов против мордвы. Еще в 1221 г. основанием Нижнего Новгорода при впадении Оки в Волгу было положено начало колонизации мордовского края. Но многочисленное финское племя не хотело добровольно подчиниться колонизаторам - русским и нападало то на Нижний, то на Суздальскую землю. Поэтому князю Василию пришлось в 1228 году идти походом в Мордовскую землю, потом вернуться вследствие проливных дождей, а в начале следующего участвовать в походе с великим князем Георгием против тех же иноплеменников. Этот поход был удачный: князья вернулись с многочисленным полоном.
До сих пор благоверный князь Василий действовал в полном согласии с великим князем, своим дядей Георгием Всеволодовичем. Но беспокойный Ярослав Всеволодович сумел привлечь на свою сторону Василия; однако «Бог не попустил быть лиху», как замечает летописец, - до вооруженного столкновения не дошло, и князья примирились в Суздале.
Близость свою к великому князю и покорность ему Василий засвидетельствовал после, когда гроза монгольского нашествия разразилась над нашей родиной. Когда враги хлынули на великое княжество Владимирское, разгромили полки рязанского князя, взяли Коломну и Москву, великий князь Георгий пошел собирать войско за Волгой и на реке Сити узнал о гибели стольного города Владимира и своего семейства. Здесь великий князь и сложил свою голову в страшной битве с татарами.
Вместе со святым князем Георгием против безбожных татарских полчищ бился и его племянник, ростовский князь Василий Константинович, именуемый Василько. Зловерные татары захватили в полон святого князя, отвели его в свой стан и остановились у леса Шеринского. Увидав его мужество, храбрость и красоту, враги начали увещевать его, то обещая милости, то грозя мучениями, и даже предлагали ему воевать вместе с ними против князей русских. Но блаженный князь не склонился ни на ласки, ни на угрозы. Не приняв оскверненной их пищи, ни питья, он обличал безбожную их прелесть и, укоряя их, говорил: «Или думаете вы, сыны тьмы и скверны, что Бог возлюбил вас, предав нас в ваши руки? Нет! Он всегда любит и милует верующих в Него. В настоящие дни скорби Он только благоизволил таким наказанием очистить нас от прегрешений наших и в будущем веке даровать жизнь бесконечную. И никто не в силах отторгнуть меня от веры Христовой, хотя ныне я приемлю от вас великую тяготу за грехи мои перед Господом Богом. Вы же, окаянные, дадите ответ перед Господом за то, что погубили великое множество народа христианского, но Господь освободит души их, и вы будете мучимы в неугасающем огне в бесконечные веки».
Злобные татары, с скрежетом зубов услышав речи святого князя, воспылали желанием пролить кровь его и начали готовить ему мучения. Блаженный князь, видя это, стал приуготовлять себя к смерти, и было уныло лице его, истомленное долгим страданием и неядением. Со слезами он исповедал Господу все грехи свои и, возведя очи к небу, молился: «Господи Боже мой! Ты ведаешь все тайны души моей и все помышления мои; очисти, Боже меня, от всех прегрешений моих, по Своему великому милосердию. Господи! Ты спасаешь уповающих на Тебя и любящих Тебя, Ты являл многократно Свою милость на мне грешном, и ныне избавь душу мою от беззаконных плотоядцев. Господи Боже, Вседержителю Царю, сотвори ныне по молению моему, воздай достойное врагам нашим, не ведущим Тебя, истинного Бога, и помоги рабам Твоим - воинству христианскому. Помилуй, Господи, отца моего духовного епископа Кирилла, спаси супругу мою княгиню Марию и чад моих Бориса и Глеба. Ныне последнее приношу тебе благодарение, когда крепость тела Моего увядает и все помышления сердца моего исчезают. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в руце Твои предаю дух мой, дай почить мне в славе Твоей!»
После молитвы нечестивые варвары, долго мучив святого князя, наконец предали его смерти. Произошло это 4 марта 1238 года, в четверток 4-ой седмицы Великого поста. И причтен был князь Василий к лику святых мучеников, омыв кровью свои согрешения.
Блаженное же тело его было повержено в лесу. Одна верная и боголюбивая жена, по имени Мария, увидала в лесу тело святого князя и поведала мужу своему Адриану, поповичу. Они взяли тело убиенного князя и, обвив его полотенцем, положили в сокровенном месте. Узнав об этом, княгиня Мария и епископ Ростовский Кирилл отправили посланных мужей и взяли тело святого, чтобы перевезти его в Ростов. И когда посланные стали подходить к Ростову, то навстречу им вышло множество народа, все проливали слезы жалости, горько сетуя, что лишились такого князя.
Святые мощи князя Василия были погребены в Успенском соборе в Ростове, который был достроен сим князем, где и до сего дня почивают. И от плача не слышно было пения церковного.
А был князь Василько, как летописец сообщает, красив лицом и выше меры храбр, был он боголюбив, нищелюбив, богобоязнен, всегда чтил сан иерейский, сирым был отец, голодающим - кормитель, о неимущих непрерывное имел попечение, печальным всегда подавал утешения; любовно и ласково он поступал с своими вельможами и с служащими ему, и кто бы из бояр ни служил у князя Василия, никогда не оставлял его для другого князя; в нем обитало мужество и светлый ум, истина и правда были его спутниками. Посему и хвалим был князь Василий от всех людей, а за свою веру сподобился получить венец нетленный от Христа Бога нашего.
И Тверских святых
Принадлежал к славному в русской истории роду суздальских Мономашичей. Его прадед - Юрий Долгорукий , дед - великий князь Всеволод VI Большое Гнездо . Святой Василько был старшим из птенцов "Большого гнезда". Старший внук Всеволода от его старшего сына Константина , Василько (Василий) родился 7 декабря года в Ростове , где княжил отец. Там прошло его детство, а в году, когда Константин Всеволодович стал великим князем Владимирским, Ростов был выделен Васильку (ему было восемь лет) как удел для самостоятельного княжения.
После смерти отца (+ 2 февраля 1218 года) наставником молодого Ростовского князя был дядя Юрий, великий князь Владимирский . Двадцать лет правил князь Юрий Владимирской землей, и все эти годы Василько был его ближайшим другом и соратником. Летописцы отмечают цветущую красоту Василька, его светлый и величественный взор, отважность на звериной ловле, благодетельность, ум, глубокую книжность, кротость и добродушие в обращении с боярами: "Ибо кто служил ему, кто ел хлеб его и пил с ним чашу, тот уже не мог быть слугою иного князя". В году Василько участвовал в походе владимиро-суздальских войск на Волжскую Болгарию, в году - в походе к устью Оки, где святым Юрием был заложен в тот год Нижний Новгород .
Вскоре после второго мордовского похода между великим князем Юрием и братом его Ярославом из-за чего-то произошла ссора, в которой Константиновичи приняли сторону младшего брата. На Суздальском съезде года князья примирились. В следующем году Василько принимал участие в походе Ярослава Всеволодовича на князя Михаила Черниговского .
Над Русью сгущались тучи. 3 мая года писал летописец, "тряслась земля в самую обедню", были тем летом на Руси голод и мор. В году татары зимовали, едва не дойдя до столицы Волжской Болгарии. Жизнь шла своим чередом, князь Юрий в году женил своих сыновей Владимира и Мстислава, Василько гулял на их свадьбах. А всем им оставалось жить чуть более года - татары уже взяли Болгарскую землю.
Церковь чтит святых Василька и Юрия как страстотерпцев -подвижников, героических защитников Русской Земли. Их святой пример вдохновлял русских воинов в борьбе с ненавистными захватчиками. Наиболее подробный рассказ о жизни и подвигах святых князей Василька и Юрия сохранила Лаврентьевская летопись, писанная иноком Лаврентием по благословению святителя Дионисия, архиепископа Суздальского , в году - за три года до Куликовской битвы.
Использованные материалы
- "Святой благоверный князь Василий (Василько)" // Сайт Издательства Московской Патриархии
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.