1. Основные правила составления консолидированной отчетности
2. Способы консолидации
3. Контрольная работа
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2004.
2. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 21.11.96 г., №129-ФЗ. -М.,.
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98г., №34н.
4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению: Утвержден приказом Минфина РФ от 31,10.2000г. №94н.
5. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приложение к приказу Минфина РФ от 13.06.95г., №49.
6. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. - Издательский центр "МАРТ", 2003.
7. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2003.
8. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002.
представляет собой набор аналитических и расчетных процедур. Из нашего материала вы узнаете об основных задачах и этапах анализа консолидированной отчетности .
Задачи анализа финансовой отчетности
Анализ финансовой отчетности помогает решить множество задач, среди которых можно назвать следующие:
- сделать выводы о степени эффективности использования активов;
- понять, насколько фирма зависима от внешнего финансирования;
- просчитать финансовые коэффициенты и сравнить результаты с нормальными их значениями, предпринимая шаги для их сближения и улучшения;
- увидеть прогресс или деградацию жизненного цикла фирмы, сопоставляя финансовое состояние и результаты ее работы за несколько отчетных периодов;
- получить ответ на вопрос о необходимости привлечения инвестиций для развития фирмы;
- оценить способность руководства фирмы эффективно управлять и успешно развивать бизнес;
- решать организационные, финансовые и управленческие задачи.
Таким образом можно оценить работу отдельно взятой фирмы. На сегодняшний день такой анализ не представляет особого труда. Осуществить его можно с помощью специализированных программ или по отдельным методикам вручную — достаточно только, чтобы показатели отчетности достоверно отражали истинное финансовое положение компании.
Несколько иначе дело обстоит с анализом консолидированной отчетности.
ВАЖНО! Под консолидированной отчетностью (КО) понимается совокупность информации, отражающей финансовое положение и результаты работы группы компаний как единого целого (ст. 1 закона «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ).
О международных подходах к понятию консолидированной отчетности см. материал .
КО составляется на основе индивидуальных финансовых отчетов входящих в группу компаний, поэтому носит сложносоставной характер и требует особых аналитических подходов и методик. Об этом поговорим в следующем разделе.
Подготовка отчетности к анализу
В соответствии со ст. 3 закона № 208-ФЗ КО составляется в соответствии с МСФО — международными стандартами финансовой отчетности.
Помимо этого, российские фирмы, входящие в группу, обязаны составлять свою отчетность в соответствии с российскими нормами. Поэтому их отчетность должна быть:
- трансформирована по нормам МСФО;
- получена в результате параллельного ведения учета и составления отчетности по международным нормам.
Перевод «национальной» отчетности в «международную» происходит в несколько этапов, которые включают:
- подготовку дополнительной информации (в том числе аналитической), необходимую для трансформации отчетности;
- осуществление необходимых корректировок.
Корректировки необходимы для перевода отчетности в МСФО-формат из-за различий между учетными и отчетными подходами национальных и международных норм.
Изучайте нюансы МСФО с материалами нашего сайта:
- ;
- ;
- .
Все произведенные корректировки требуют аналитического раскрытия, поскольку трансформированная информация в последующем используется для составления КО.
Чтобы анализ имел практическое значение, при составлении КО должны учитываться следующие нюансы:
- входящие в группу компании должны применять единые учетные подходы (учетную политику);
- финансовые отчеты всех фирм группы должны иметь единую отчетную дату;
- внутригрупповые операции подлежат исключению из отчетности.
В том случае, когда указанные правила не выполняются, требуется провести соответствующие уточнения (корректировки).
Если КО составлена по всем правилам и с соблюдением требуемых условий, можно приступать к ее анализу. О его особенностях расскажем в следующих разделах.
Анализ и аудит консолидированной отчетности: общие подходы
Анализ КО необходим:
- для оценки результатов деятельности группы;
- определения структуры капитала и имущества в группе;
- осуществления прогнозов роста текущей доходности акций;
- решения иных задач.
К анализу КО необходимо предварительно подготовиться. Для этого нужно:
- конкретизировать вид консолидации;
- детализировать условия, при которых фирмы были объединены в группу;
- охарактеризовать внутригрупповые взаимосвязи.
Для анализа КО целесообразно использовать специальные показатели. К примеру:
- финансовые коэффициенты;
- рейтинговое число;
- степень устойчивости финансового состояния.
Помимо этого, требуется:
- определить удельный вес материнской компании (МК) и дочерних фирм (ДФ) в имуществе группы;
- оценить долю участия ДФ и в активах группы;
- рассчитать удельный вес собственных средств МК и ДФ в источниках формирования имущества группы;
- оценить долю участия ДФ в источниках формирования имущества группы;
- осуществить иные аналитические процедуры.
Анализ консолидированной отчетности необходимо дополнять «индивидуальным» анализом отчетности МК и ДФ. С его помощью определяется:
- степень изменения финансового состояния каждой ДФ в отчетном периоде по сравнению с предыдущими периодами;
- влияние вышеуказанного изменения на финансовое состояние группы.
ВАЖНО! В соответствии со ст. 5 закона № 208-ФЗ годовая КО подлежит обязательному аудиту.
В процессе проведения аудита КО применяются специальные методы анализа.
О видах и методах анализа индивидуальной отчетности расскажут материалы нашего сайта:
- ;
- ;
Особенности анализа консолидированной отчетности
Как было отмечено в предыдущем разделе, важными элементами анализа являются расчет финансовых коэффициентов и определение рейтингового числа.
При этом необходимо учитывать структуру группы, поскольку в ее составе могут быть фирмы различной отраслевой принадлежности. Для анализа важно отобрать те финансовые коэффициенты, которые были бы значимыми для оценки финансового состояния любой фирмы (без отраслевой привязки).
К примеру, к их числу можно отнести коэффициенты:
- ликвидности;
- финансовой независимости;
- инвестирования;
- структуры заемного капитала;
- устойчивости экономического роста;
- оборачиваемости активов;
- другие виды коэффициентов.
- консолидированной группы в целом;
- каждой единицы группы в отдельности.
Обычно это состояние определяется 4 рангами:
- отличное (абсолютно устойчивое);
- хорошее (относительно устойчивое);
- удовлетворительное (относительно неустойчивое);
- неудовлетворительное (абсолютно неустойчивое).
Такой анализ позволяет сформировать вывод о степени влияния изменений финансового состояния каждого входящего в группу предприятия на изменение финансового состояния группы в целом.
По результатам анализа формулируется важное заключение об эффективности работы консолидированной группы, подтверждением которого может являться существенное превышение синергетического эффекта (пользы при объединении компаний) от совместного использования имеющихся у группы ресурсов над совокупным эффектом от использования ресурсов каждой отдельно взятой фирмы.
Итоги
Анализ консолидированной отчетности позволяет сделать выводы об эффективности работы группы в целом и входящих в ее состав отдельных фирм.
Для проведения анализа необходима достоверная и полная информация, сформированная по международным нормам.
Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение при помощи специальных учетных процедур отчетности двух и более предприятий, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях, когда одно или несколько юридических самостоятельных предприятий находятся под контролем одного, материнского (родительского) общества, стоящего над всеми прочими членами группы.
Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Нередко предприниматели предпочитают вместо одной корпорации создать несколько более мелких коммерческих организаций, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных. Благодаря этому может быть получена определенная экономия на налоговых платежах; ввиду дробления и ограничения юридической ответственности по обязательствам снижается ответственность риска в ведении бизнеса; достигается большая мобильность в освоении новых форм приложения капитала и рынков сбыта.
В России требования к консолидации изложены в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (даже - Закон №208-ФЗ).
Настоящий Закон устанавливает общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации. В нем сказано, что под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
Закон №208-ФЗ распространяется:
1. на кредитные организации;
2. страховые организации;
3. иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
Необходимо отметить, что до принятия Закона №208-ФЗ формирование и представление консолидированной отчетности регламентировалось Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. №196-ФЗ «О бухгалтерском учете», ПБУ-4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утв. Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. №43 н.) и приказом Минфина России от 30 декабря 2010 г. №187н.
Сводная отчетность рассматривалась как аналог консолидированной отчетности. Упомянутые Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности определяли сводную отчетность как систему показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций . Определение консолидированной финансовой отчетности в российских нормативных документах не приводилось. Поскольку Минюст России Методические рекомендации не зарегистрировал в установленном порядке, то многие российские компании, не видя прямого указания на применение данных рекомендаций, применяют МСФО в качестве стандартов подготовки консолидированной финансовой отчетности.
Следует различать понятия «сводная отчетность» и «консолидированная отчетность». Как правило, сводная отчетность составляется для тех экономических образований, где отсутствуют участие или влияние организаций друг на друга, т.е. сводная отчетность составляется для групп организаций, на 100% принадлежащих одному собственнику (например, строительный трест, состоящий из отдельных хозяйственных единиц - строительно-монтажных управлений). Показатели сводной отчетности формируются путем арифметического суммирования одноименных статей отчетов соответствующих хозяйственных единиц. Консолидированная же отчетность формируется при помощи специальных учетных процедур.
Потребность в консолидации финансовой отчетности связана с процессом концентрации и централизации капитала, создания дочерних и зависимых обществ, филиалов и обособленных подразделений.
Основная задача введения консолидированной отчетности - это привлечение дополнительных инвестиций в российскую экономику и придание финансовой отчетности, составленной на основе МСФО, международного статуса на мировых рынках капитала.
В настоящее время порядок формирования консолидированной финансовой отчетности российскими компаниями регулируют стандарты МСФО, приведенные в таблице 3.
Таблица 3. Стандарты МСФО, регулирующие консолидированную отчетность
При консолидации отчетности, в зависимости от специфических особенностей бизнеса, применяют и другие стандарты, перечень которых приведен в таблице 4.
Таблица 4. Международные стандарты, Используемые при консолидации отчетности
Консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО наряду с бухгалтерской отчетностью, составляемой в соответствии с Законом о бухгалтерском учете.
На территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, применяемые Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства Российской Федерации Правительством РФ по согласованию с Банком России.
Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам. Годовая консолидированная финансовая отчетность также представляется:
1. организациями, за исключением кредитных организаций, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
2. кредитными организациями в Центральный Банк РФ.
Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участниками организации, в том числе акционерам, если такое представление предусмотрено ее учредительными документами. Кредитные организации также представляют промежуточную консолидированную финансовую отчетность в Центральный Банк РФ в случаях, установленных Центральным Банком РФ.
Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, за исключением кредитных организаций, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
Консолидированная финансовая отчетность представляется пользователям на русском языке.
Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность.
Консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации.
Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется с указанной консолидированной финансовой отчетностью.
Публикация консолидированной финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней после дня представления такой отчетности пользователям.
Формирование консолидированной налоговой отчетности в компаниях со сложной филиальной структурой часто сопровождается проблемами и отнимает немало времени у специалистов по налогам. Сократить сроки и решить возникающие проблемы можно с помощью четкой организации и автоматизации процессов.
Чтобы понять, почему в компании «АЛРОСА» пришли к необходимости упорядочивания и автоматизации процессов подготовки налоговой отчетности, нужно ознакомиться с некоторыми особенностями налогового процесса в «АЛРОСА». Во многом они обусловлены размером компании, ее территориальной разветвленностью и спецификой бизнеса.
«География» и налоги
ЗАО «Акционерная компания «АЛРОСА» зарегистрировано как крупнейший налогоплательщик в Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха. В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ, такие налогоплательщики представляют налоговые декларации (расчеты) по установленным форматам в электронном виде в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Справка о компании
ЗАО «Акционерная компания «АЛРОСА» создано в 1992 году на базе государственного производственно-научного объединения «Якуталмаз». Занимается разведкой, добычей и реализацией алмазов, производством бриллиантов. Выручка компании в 2007 году составила $2948,8 млн, добыто алмазов на $2,37 млрд.
В штате около 36 тыс. сотрудников, более 60 структурных подразделений и филиалов с различным профилем деятельности: геологоразведка, добыча полезных ископаемых, горно-обогатительные комбинаты, сбытовые, транспортные подразделения, представительства в России и за рубежом, санатории, гостиницы, телекомпания. Головной офис (Управление) находится в г. Мирный – административном центре Республики Саха.
Производственные предприятия «АЛРОСА» расположены на территории Республики Саха и Москвы, сбытовые и обслуживающие подразделения – в Туапсе, Архангельске, Санкт-Петербурге, Орле, других регионах России и за рубежом: в Бельгии, ЮАР, Израиле.
Структурные подразделения компании, которые расположены вне места ее постановки на учет в налоговом органе, являются обособленными, производят уплату налогов в доходы бюджетов краевого, областного и местного уровней. Но декларации за них подаются централизованно, непосредственно Управлением АК «АЛРОСА». Уплата налогов в бюджеты различных уровней производится со счета компании.
Напомним, что в отличие от федеральных налогов (НДС, НДПИ), по которым допускается представление единой сводной налоговой декларации, НК РФ не предусматривает возможности подачи сводных деклараций по региональным и местным налогам (налогу на имущество, транспортному, земельному налогу). Поэтому Управлению АК «АЛРОСА» приходится представлять в инспекцию по крупнейшим плательщикам декларации, заполняемые отдельно по местонахождению организации, ее обособленных подразделений, недвижимого имущества, транспортных средств, земельных участков. Несколько проще обстоит дело только с налогом на имущество подразделений, находящихся на территории Республики Саха, – налог полностью зачисляется в региональный бюджет, поэтому компания представляет сводную декларацию по республике в целом.
Уплата региональных и земельного налогов при этом производится как обособленными подразделениями (вне Якутии) в налоговые инспекции по месту нахождения транспортных средств, земельных участков, так и в инспекцию по месту нахождения головной организации (в инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам в г. Якутске).
Как готовили отчетность
Налоговая служба компании имеет трехуровневую иерархическую структуру. В центральной бухгалтерии Управления компании выделен налоговый отдел в составе 8 человек, каждый из которых отвечает за формирование отчетности по нескольким налогам. В бухгалтериях подразделений есть налоговые специалисты, кроме того, в составе некоторых подразделений имеются службы, в которых работают бухгалтеры по налогам (см. рисунок на с. 84). Фактически службы – это подподразделения в составе подразделений. Например, в Мирнинское авиационное предприятие входят семь аэропортов в городах Мирный, Ленск, Оленек, Полярный, Айхал, Саскылах, Витим. Управление жилищно-коммунального хозяйства, в которое входит собственно управление в г. Мирный, включает также три отделения в Айхале, Ленске и Удачном.
Задачей налоговых специалистов является подготовка официальной налоговой отчетности, а также внутренних отчетов, детализированных в том или ином разрезе по видам налоговых платежей, подразделениям компании, видам бюджетов и пр.
Очевидно, что при столь сложной структуре компании и количестве уплачиваемых налогов и сборов процесс подготовки сводной налоговой отчетности не мог протекать без проблем. Процедура была организована следующим образом.
Рисунок Организационная структура налоговой службы
Специалист нижнего уровня (бухгалтер по налогам службы структурного подразделения или филиала) формировал в локальной программе пакет деклараций по налогам, по которым отчитывалось то или иное подразделение, и передавал его бухгалтеру-налоговику подразделения или в Управление АК «АЛРОСА».
Раз в квартал, не ранее 10-го и не позднее 20-го числа апреля, июля, октября, января, все бухгалтеры подразделений привозили в Управление в г. Мирный заполненные налоговые декларации в бумажном виде. Налоговые специалисты Управления их проверяли. При необходимости бухгалтеры подразделений вносили в декларации исправления, после чего данные вводились в программный комплекс, установленный в налоговом отделе Управления. Максимальный срок на проверку декларации подразделения составлял 10 дней, что явно недостаточно для такого массива информации, учитывая, что некоторые декларации сопровождаются многостраничными расшифровками. Кроме того, у налогового отдела центральной бухгалтерии Управления практически не оставалось времени на проверку сводных деклараций по территориям, поскольку сформировать их удавалось практически к официальному сроку сдачи. Помимо прочего, имели местослучаи выявления операций, не учтенных при подготовке налоговой декларации, но подлежащих отражению в отчетном периоде, поэтому приходилось подавать уточненные налоговые декларации. Например, 20-го числа сдается декларация по НДС, 21-го, 23-го, 25-го – уточненные расчеты. В итоге объем вводимых данных увеличивался в несколько раз.
Решение проблем
Чтобы держать под контролем расчет, периодичность и адресность налоговых платежей, получать сведения о налоговых выплатах в необходимой детализации, руководство «АЛРОСА» в 2004 году начало реорганизацию процесса формирования налоговой отчетности. При этом нужно было реализовать следующие задачи:
– ведение единой базы нормативно-справочной информации (НСИ);
– возможность перекрестной проверки службами и подразделениями данных из деклараций по различным налогам и периодам;
– своевременный прием и сдача деклараций, обмен информацией между службами, подразделениями, центральной бухгалтерией по каналам передачи данных.
Для минимизации ошибок и ускорения работы было решено автоматизировать процесс подготовки налоговой отчетности. Специалисты инженерно-компьютерного центра автоматизации «АЛРОСА» занялись подбором подходящего программного обеспечения и заинтресовались найденным в интернете описанием продуктов «СКБ Контур». Предъявив требования по доработке и обсудив приемлемый уровень затрат, «АЛРОСА» заключила с IT-компанией договор на разработку и внедрение программного комплекса «Сводная налоговая отчетность «АЛРОСА».
s Система состоит из двух модулей: «Управление» и «Подразделение». Обмен данными между подразделениями и Управлением происходит по электронной почте.
В решение заложены алгоритмы автоматической проверки связей между декларациями по различным налогам и периодам при заполнении деклараций в подразделениях и службах, при формировании сводных деклараций в Управлении. Например, при проверке декларации по налогу на имущество выполняется сравнение сумм из раздела 2 (налоговая база) с данными по среднегодовой стоимости имущества за предыдущий период. Или, к примеру, в декларации по НДС строки 310 и 320, участвующие в расчете налоговых вычетов, автоматически заполняются данными из декларации по НДС 0%. Если в ходе работы с декларациями или уточненными расчетами эти суммы меняются, то контрольное соотношение позволяет обнаружить несоответствие между двумя декларациями.
Консолидация налоговых деклараций происходит автоматически, причем ее можно осуществлять по различным критериям (подразделения, регионы, отчетные периоды, дополнительные аналитические признаки). Кроме того, на уровне налогового отдела Управления автоматически формируются сводные аналитические отчеты по налогам (в зависимости от наличия или отсутствия обязанности платить), подразделениям (виды подлежащих уплате налогов), типам бюджетов (разбивка по уровням зачисления налогов), периодам.
Отчетность по-новому
В результате изменений процесс подготовки налоговой отчетности выглядит следующим образом. Исходные данные обрабатываются и включаются в налоговые декларации в специализированных бухгалтерских системах служб и подразделений. Затем они поступают в Управление, где подвергаются проверке и сводятся в консолидированную налоговую отчетность.
В подразделении. На основании первичных документов бухгалтерского и налогового учета, лицензий, разрешений, статистических данных бухгалтер – специалист по налогам заполняет декларации в модуле «Подразделение», при этом многие показатели рассчитываются автоматически. Например, во всех декларациях итог по разделу «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет» всегда рассчитывается исходя из сумм, введенных на прочих листах. Показатели, рассчитанные автоматически, выделены цветом и защищены от ручного редактирования.
Если при заполнении деклараций необходимо добавить в НСИ новую запись, изменить реквизит старой записи, то бухгалтер формирует заявку на редактирование в Word или Excel и направляет ее по электронной почте администраторам программного комплекса в Управлении. Последние вносят изменения в соответствующий справочник и рассылают по электронной почте его обновленный вариант.
После заполнения декларации бухгалтер по налогам выбирает опцию автоматической проверки. Система вычисляет и проверяет контрольные соотношения, позволяя минимизировать количество ошибок. Реквизиты деклараций отслеживаются автоматически по справочнику территорий, ИНН/КПП структурных подразделений и объектов недвижимого имущества (это также один из справочников НСИ).
Например, при создании деклараций по налогу на имущество в подразделениях и службах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), автоматически ставится ИНН ЗАО «АЛРОСА», а КПП выбирается из перечня «ИНН/КПП структурного подразделения или ИНН/КПП объекта имущества». Для прочих подразделений возможен выбор региона из перечня «Регион», района – из перечня «Район», ИНН и КПП – из перечня «ИНН/КПП структурного подразделения или ИНН/КПП объекта имущества». Сформировав нужный файл, бухгалтер по налогам подразделения отправляет его по электронной почте в налоговый отдел Управления.
В Управлении. Специалист налогового отдела Управления принимает декларации, при этом автоматическая проверка может выявить ошибки. Тогда специалист Управления может либо принять файл с ошибками и исправить их в модуле «Управление», либо отказаться от приема файла и сообщить об этом в подразделение.
Присланные декларации контролируются также визуально – сотрудник налогового отдела обязательно проверяет период уплаты налога, адресность, просматривает и реквизиты декларации.
Следующий шаг – автоматическое формирование сводных налоговых деклараций в разрезе подразделений, территорий и пр. В каждой декларации присутствуют разделы с промежуточными итогами, которые не предусмотрены официальной формой декларации, но повышают качество контроля правильности заполнения деклараций. В итоговом сводном файле для налоговой инспекции эти разделы отсутствуют.
Например, в декларацию по НДС введен раздел 1.2 «Суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, по данным налогового агента» На каждого налогового агента необходимо заполнять отдельный лист, в сводной отчетности используется дополнительный лист «Итого раздел 1.2». В нем автоматически подсчитывается сумма по всем разделам 1.2. Аналогичные итоговые разделы есть в декларациях по налогу на имущество, ЕНВД и других. Все итоговые суммы при необходимости автоматически раскладываются на составляющие по подразделениям и службам.
При проверке уточненных данных специалист налогового отдела сравнивает основную и уточненную декларации. При этом программа показывает измененные, удаленные или добавленные показатели.
Итоговые сводные декларации заверяются электронными подписями главного бухгалтера управления АК «АЛРОСА» и передаются в налоговые инспекции через интернет с помощью системы «Контур-Экстерн».
Аналитические отчеты в требуемом разрезе и с разной степенью детализации (см. выше) при необходимости без труда формируются специалистами налогового отдела Управления компании.
Особенности автоматизации
Программный комплекс «Сводная налоговая отчетность «АЛРОСА», как сказано выше, включает модули «Управление» на базе платформы «Контур-Актив» и «Подразделение», созданный на базе Microsoft Excel и Microsoft Access. Отметим, что при этом для подразделений сохранен интерфейс Excel, поскольку он привычнее и удобнее для бухгалтеров по налогам на местах. Последние заполняют в Excel декларацию, при сохранении файла все данные из Excel автоматически переносятся в Access, в котором информация хранится и обрабатывается. Тем самым бухгалтерам, привыкшим работать с Excel, было гораздо проще освоиться с новой системой.
Внедрение происходило в четыре этапа: написание технического задания, разработка пилотной версии системы, ее опытнопромышленная эксплуатация, доработка и внедрение рабочей версии системы. Первые два этапа были завершены в 2004 году, два последующих – в 2005 году. В настоящее время осуществляется сопровождение и поддержка в актуальном состоянии рабочей версии системы.
Во внедрении системы на разных этапах участвовало от трех до семи человек со стороны «СКБ Контур», от двух до пяти специалистов налогового отдела центральной бухгалтерии Управления, от двух до шести сотрудников инженерно-технического центра компьютеризации «АЛРОСА» (ИТЦК). Некоторые этапы автоматизации в компании осуществлялись совместно с «СКБ Контур», а некоторые самостоятельно, силами собственных служб.
В итоге автоматизировано 60 служб и подразделений. В тех подразделениях, где оборудовано больше одного рабочего места, обычно два-три, организована локальная сетевая работа. В налоговом отделе Управления автоматизировано восемь рабочих мест, в ИТЦК – два рабочих места для администраторов системы.
Обновление модулей IT-системы происходит по электронной почте до 10-го числа месяца, в котором представляется квартальная или годовая налоговая отчетность – в апреле, июле, октябре, марте. В обновлении содержатся настройки отчетных форм (бланки, контрольные соотношения), а также обновленные справочники. Бухгалтер подразделения сохраняет файл обновления в определенный каталог, выбирает команду «Обновление» и присланный файл. Бланки, контрольные соотношения, справочники обновляются автоматически. Так обеспечивается единство правил заполнения всех отчетных форм во всех подразделениях.
Итоги проекта
Можно выделить два ключевых преимущества, которые получила компания «АЛРОСА» в результате реализации проекта.
Во-первых, были решены проблемы подготовки отчетности, связанные со спецификой бизнеса компании, описанные в начале статьи. На сегодняшний день специалисты по налогам всех подразделений компании работают в единой информационной среде. Унификация справочной информации позволяет консолидировать и анализировать данные всех служб и подразделений. Механизм обновления информации и обмен данными между подразделениями просты, а количество недочетов в отчетности уменьшилось в разы.
Во-вторых, своевременная сдача полной и качественной налоговой отчетности положительно сказалась на имидже компании «АЛРОСА», причем в глазах не только налоговой службы (которая даже отметила компанию грамотой), но и контрагентов компании.
Достижение поставленных задач свидетельствует о том, что реорганизация и автоматизация процесса подготовки сводной налоговой отчетности были осуществлены грамотно и эффективно.
Мнение эксперта
Типичные проблемы подготовки налоговой отчетности
Ирина Юцковская , директор департамента бухгалтерского консалтинга компании «ФБК» (Москва)
Составление сводных налоговых деклараций разнопрофильной компании с широкой сетью филиалов, географически удаленных от головного офиса и находящихся в разных часовых поясах, безусловно, трудоемкий процесс. Он требует исполнения множества контрольных процедур и подвержен значительным рискам искажения налоговых обязательств компании. Как правило, структура бизнес-процесса подготовки консолидированной налоговой отчетности в компаниях с филиальной сетью такова:
– формирование налоговых регистров на основе первичных учетных документов в филиалах;
– составление налоговых деклараций в филиалах;
– представление налоговых деклараций в головной офис;
– контроль полученных деклараций филиалов, составление сводных налоговых деклараций в головном офисе, сдача деклараций в налоговые органы.
За формирование сводной налоговой отчетности отвечает конкретное подразделение, обычно налоговый отдел центральной бухгалтерии головного офиса, куда поступают все декларации от филиалов. Они готовятся в бухгалтерии или в отделе налогового учета филиала на основе данных налоговых регистров либо бухгалтерского учета, а затем направляются в головной офис для проверки и консолидации.
Как показывает практика, в настоящее время многие компании с филиальной структурой уделяют большое внимание автоматизации сбора налоговых деклараций с филиалов, контрольных процедур и подготовки сводной налоговой отчетности. Переход от составления и передачи в головной офис бумажных документов к отчетности в электронном виде значительно ускоряет процесс контроля правильности составления поступающих деклараций и формирования консолидированной налоговой отчетности. Исключается дополнительный ручной ввод данных в головном офисе, сокращаются риски дублирования информации, искажения показателей отчетности. Но при этом процесс формирования налоговых регистров и налоговой отчетности в филиалах не всегда автоматизирован.
Очень часто исполнители, ответственные за подготовку налоговых регистров, формируют их вручную, например в таблицах MS Excel, на основании полученных из подразделений филиала первичных учетных документов (причем последние могут поступать со значительным опозданием, из-за чего затем необходимо готовить уточненные декларации), а после, также вручную, составляют налоговые декларации. Уже на начальной стадии подготовки сводной отчетности повышаются риски ошибок при переносе информации, связанные с человеческим фактором. Рационально решить эту проблему следующим образом.
В любой компании, в том числе и у юридического лица со множеством филиалов, первичные документы возникают на месте проведения хозяйственной операции. Например, на складах на окраине города при приеме товара. В компании должна действовать единая учетная система, рабочие места пользователей должны располагаться но и на местах возникновения хозяйственных операций. Тогда сотрудник удаленного подразделения, например кладовщик, при приеме товара вносит в учетную систему информацию из первичного документа, который остается у него в бумажном виде.
На практике чем крупнее компания, тем выше вероятность, что исполнители хозяйственных операций в подразделениях – в управлении капитального строительства, в отделе материально-технического снабжения, в управлении труда и заработной платы – будут самостоятельно заносить первичные данные в учетную систему. Первичная бумажная документация крайне редко передается в бухгалтерию – это неэффективно. Например, на склад ежедневно поступает несколько тысяч машин, на каждую машину приходится 50 коробок комплектующих, на каждую коробку должен быть свой документ. Переправлять эти документы через весь город в бухгалтерию долго и дорого. Поэтому документы чаще всего хранятся на местах.
Главное при такой схеме – предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль – это наличие пошаговых инструкций для сотрудников подразделений, заносящих первичную информацию в учетную систему. Инструкция должна предусматривать внештатные ситуации и регулярно пересматриваться на предмет соответствия нынешнему положению вещей.
Текущий контроль осуществляет ревизионная служба или служба внутреннего аудита предприятия под руководством главного бухгалтера, который несет ответственность за правильность налоговой отчетности. Периодически – раз в неделю, квартал, месяц – на каждое место, где хранятся первичные документы и первичные данные фиксируются в учетной системе, должен приходить ревизор и выборочно проверять, правильно ли оформлены и отражены в системе документы.
Последующий контроль осуществляется внешними аудиторами, а также сотрудниками центрального налогового отдела, когда сформирована налоговая декларация. Налоговое управление проверяет, какие записи из учетной системы попали в ту или иную строчку налоговой декларации и как эти записи связаны с первичными документами. Зачастую качество контроля зависит от профессионализма сотрудников налогового отдела. Например, внимание налоговой инспекции обязательно привлечет ситуация, когда в расходы для целей исчисления налога на прибыль попадают маркетинговые, информационные, консультационные услуги.
Дело в том, что расходы включаются в налоговую базу для расчета налога на прибыль, если они одновременно документально подтверждены, экономически обоснованны и направлены на извлечение дохода. Поэтому налоговое управление должно запросить у сотрудников филиалов, зачем и какие конкретно услуги были оказаны, есть ли отчет по результатам оказания услуг.
Если услуги связаны не с текущей операционной деятельностью, а, например, со строительством или будущими сделками, то расходы не следует признавать в отчетном периоде. Они должны быть включены в стоимость имущества или признаны расходами будущих периодов.
Таким образом, снижению рисков некорректного отражения налоговых обязательств компании в сводной налоговой отчетности способствует автоматизация процесса подготовки консолидированной налоговой отчетности в целом, начиная с формирования налоговых регистров, осуществления контроля достоверности отражения хозяйственных операций в налоговом учете, информационного обмена филиалов с головным офисом, и заканчивая подготовкой сводных налоговых деклараций.
Юрий Кирилин , начальник отдела разработки системы налогового учета IBS Borlas
В целом описанное решение успешно решает поставленные задачи – декларации подготавливаются и сдаются в срок по каналам передачи данных. В числе несомненных преимуществ решения в АК «АЛРОСА», на мой взгляд, – регулярные и своевременные обновления форм отчетности, автоматическое формирование сводных деклараций, автоматические же проверки введенных значений показателей, а также привычный для пользователей интерфейс Excel.
В то же время нельзя утверждать, что в компании создано целостное информационное пространство. Во-первых, значения базовых показателей деклараций приходится вводить вручную в различные экземпляры модуля «Подразделение», а значит, не была проведена интеграция этого модуля с бухгалтерскими и налоговыми учетными системами подразделений.
Во-вторых, пересылка по электронной почте заполненных основных и уточненных деклараций из подразделений в головной офис также не обходится без ручного вмешательства бухгалтера. Получается, что за все звенья процесса – выгрузку данных из модуля «Подразделение», пересылку, получение, сохранение, загрузку информации в модуль «Управление», а также за контроль различных версий деклараций – отвечает человек, а не машина. Очевидно, что это увеличивает риск потери и искажения данных.
В описании проекта не приведены подробности расчетов по налогу на прибыль организаций. В аналогичных проектах существует целый ряд задач, автоматизация которых значительно облегчает жизнь сотрудников бухгалтерии, позволяет повысить скорость подготовки и надежность данных. К таким задачам, например, относятся формирование уточненной декларации при ликвидации подразделения, учет и зачет в счет будущих платежей переплат по авансам в региональные бюджеты.
Основные требования и правила составления сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности
В соответствии с международными стандартами консолидированная отчетность должна базироваться на определенных принципах (отвечать требованиям).
- 1. Принцип полноты. Все активы, обязательства, расходы будущих периодов, доходы будущих периодов консолидированной группы принимаются в полном объеме независимо от доли материнской компании. Долю меньшинства показывают в балансе отдельной статьей под соответствующим заголовком.
- 2. Принцип собственного капитала. Поскольку материнская компания и дочерние предприятия рассматриваются как единая экономическая единица, собственный капитал определяется по балансовой стоимости акций консолидируемых предприятий, а также по финансовым результатам деятельности этих предприятий и резервам.
- 3. Принцип справедливой и достоверной оценки. Консолидированная отчетность должна быть представлена в ясной и удобной для понимания форме и давать правдивую и достоверную картину активов, обязательств, финансового положения, прибылей и убытков предприятий, входящих в группу и рассматриваемых как единое целое.
- 4. Принцип постоянства использования методов консолидации и оценки и принцип функционирующего предприятия. Методы консолидации должны применяться продолжительное время при условии, что предприятие является функционирующим, т.е. не намеревается прекращать свою деятельность в обозримом будущем. Отклонения допустимы в исключительных случаях, причем они должны быть раскрыты в приложениях к отчетности с соответствующим обоснованием. Эти принципы распространяются как на формы, так и на методы составления консолидированной отчетности.
- 5. Принцип существенности. Данный принцип предусматривает раскрытие таких статей, величина которых может повлиять на принятие или перемену решения о финансово-хозяйственной деятельности компании.
- 6. Единые методы оценки. Активы, пассивы, расходы будущих периодов, прибыли и затраты консолидированной компании должны быть учтены во всей полноте. Не имеет значения, как они представлены в текущем учете и отчетности предприятий, входящих в группу, поскольку материнская компания не налагает запрета и не осуществляет избирательные учетные подходы. Важно, чтобы при консолидировании активы и пассивы материнской компании и дочерних предприятий были оценены по единой методологии, применяемой материнской компанией. Методы оценки по законодательству, которое соблюдает материнская компания, должны применяться при формировании консолидированной отчетности.
- 7. Единая дата составления. Консолидированная отчетность должна составляться на дату баланса материнской компании. Показатели отчетности дочерних предприятий также должны быть пересчитаны на дату консолидированной отчетности.
Большая часть рассмотренных выше принципов, на которых строится консолидированная отчетность согласно международным стандартам, нашла отражение и в российских нормативных документах, регулирующих составление сводной бухгалтерской отчетности.
В сводную бухгалтерскую отчетность объединяются все активы и пассивы, доходы и расходы головной организации и дочерних обществ путем построчного суммирования соответствующих данных по правилам, установленным Методическими рекомендациями по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности.
При составлении сводной бухгалтерской отчетности головная организация и дочерние общества должны использовать единую учетную политику в отношении оценки аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов и пр.
Если учетная политика какого-то дочернего общества отлична от используемой для составления сводной бухгалтерской отчетности, то до объединения такой бухгалтерской отчетности с бухгалтерской отчетностью головной организации она приводится в соответствие с учетной политикой, используемой для составления сводной бухгалтерской отчетности.
В сводную бухгалтерскую отчетность объединяется бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних обществ, составленная за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату. Организация должна составлять сводную бухгалтерскую отчетность в объеме и порядке, установленных Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), по формам, разработанным головной организацией на основе типовых форм бухгалтерской отчетности.
Порядок составления консолидированной отчетности:
Порядок составления консолидированной отчетности группами взаимосвязанных организаций (холдингами, корпорациями, концернами, ассоциациями и др.) имеет ряд особенностей. Перед началом составления консолидированной отчетности головное предприятие должно получить от всех организаций группы следующие данные:
- - о финансовых вложениях организаций группы в уставные капиталы других организаций;
- - о номинальной стоимости акций (долей капитала) организаций группы;
- - о полученном организациями группы эмиссионном доходе;
- - об остатках кредиторской и дебиторской задолженности организаций группы друг другу;
- - о кредитах и ссудах, выданных организациями группы друг другу;
- - о начисленных и выплаченных дивидендах организациям группы;
- - о внутригрупповых доходах и прибыли;
- - о приобретенных у организаций группы основных средствах;
- - о приобретенных у организаций группы и еще не списанных материалах, товарах, готовой продукции.
Консолидирование должно обеспечивать исключение повторного учета взаимных операций компаний группы.
При составлении консолидированной отчетности данные отчетности материнской компании и дочерних предприятий объединяют поэтапно, чтобы представить их как единую хозяйственную организацию. В этих целях сначала постатейно суммируют статьи отчетности компаний группы, а затем исключают взаимные инвестиции и операции. В общем виде это можно представить следующим образом:
- - затраты по инвестициям инвестора элиминируются собственным капиталом инвестируемых предприятий;
- - остатки непогашенной задолженности по внутрифирменным операциям, таким, как внутрифирменные продажи, расходы, займы, дивиденды, элиминируются полностью;
- - нереализованная прибыль по внутрифирменным операциям в остатках товаров и в основных средствах элиминируется в полном объеме;
- - нереализованные убытки по внутрифирменным операциям в остатках активов также элиминируются;
- - чистая прибыль, принадлежащая сторонним акционерам дочернего предприятия, указывается отдельно от прибыли, принадлежащей материнской компании;
- - в консолидированной отчетности следует также выделить долю меньшинства в нетто-активах.
При составлении консолидированного баланса особое значение имеет порядок объединения долговых обязательств. С правовой точки зрения концерн не может иметь долговых обязательств или задолженности по отношению к самому себе. Поэтому кредиты и прочие долговые обязательства, отчисления в резервный фонд и задолженность между предприятиями, входящими в группу, должны исключаться. Это касается, прежде всего, следующих статей баланса:
- - задолженности по взносам в уставный капитал;
- - расчетов по коммерческим операциям;
- - кредитов, выданных предприятиям группы;
- - долгосрочных финансовых вложений;
- - векселей;
- - прочей задолженности;
- - краткосрочных финансовых вложений.
Элиминируются инвестиции материнской компании в дочерние предприятия и доля, принадлежащая материнской компании в капитале дочерних предприятий.
Статьи собственного капитала дочернего предприятия, подлежащие консолидации, следующие:
- - уставный капитал;
- - резервный капитал;
- - нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).
Можно выделить этапы консолидирования баланса в зависимости от наличия или отсутствия взаимных операций:
- - первичная консолидация (при составлении впервые консолидированной отчетности группы, ранее независимых предприятий) связана с приобретением инвестируемого предприятия;
- - последующая консолидация (при составлении консолидированной отчетности группы, образованной ранее и уже осуществляющей взаимные операции).
Техника и методы составления консолидированной отчетности в разных странах различны.
В зависимости от характера сделки при инвестировании и установлении контроля выделяют два метода составления первичной консолидированной отчетности: метод покупки (приобретения) и метод слияния (поглощения). Эти методы различаются процедурно и оказывают большое влияние на совокупные финансовые результаты, представляемые в консолидированной отчетности.