» и «Одиссея » были созданы значительно позже описываемых в них событий, но раньше VI века до н. э. , когда достоверно зафиксировано их существование. Хронологический период, в котором локализует жизнь Гомера современная наука, - приблизительно VIII век до н. э. По словам Геродота, Гомер жил за 400 лет до него , другие древние источники говорят, что он жил во времена Троянской войны .
Место рождения Гомера неизвестно. За право называться его родиной боролись семь городов: Смирна , Хиос , Колофон , Саламин , Родос , Аргос , Афины . Как сообщают Геродот и Павсаний , умер Гомер на острове Иос архипелага Киклады . Вероятно, «Илиада» и «Одиссея» были сложены на малоазийском побережье Греции, заселенном ионийскими племенами , или на одном из прилегающих островов. Впрочем, гомеровский диалект не дает точных сведений о племенной принадлежности Гомера, так как представляет собой сочетание ионийского и эолийского диалектов древнегреческого языка. Существует предположение, что гомеровский диалект представляет собой одну из форм поэтического койнэ , сформировавшегося задолго до предполагаемого времени жизни Гомера.
Традиционно Гомер изображается слепцом. Наиболее вероятно, что это представление исходит не из реальных фактов жизни Гомера, а представляет собой реконструкцию, характерную для жанра античной биографии. Поскольку многие выдающиеся легендарные прорицатели и певцы были слепыми (например, Тиресий), по античной логике, связывавшей пророческий и поэтический дар, предположение о слепоте Гомера выглядело весьма правдоподобным. Кроме того, певец Демодок в «Одиссее» слепой от рождения , что также могло восприниматься автобиографично.
Существует предание о поэтическом поединке Гомера с Гесиодом , описанное в сочинении «Состязание Гомера и Гесиода», созданном не позднее III в. до н. э. , а по мнению многих исследователей, и значительно раньше . Поэты якобы встретились на острове Эвбее на играх в честь погибшего Амфидема и читали каждый свои лучшие стихи. Царь Панед, выступивший судьей на состязании, присудил победу Гесиоду, так как тот призывает к земледелию и миру, а не к войне и побоищам. Впрочем, симпатии аудитории были на стороне Гомера.
Кроме «Илиады» и «Одиссеи» Гомеру приписывается ряд произведений, несомненно созданных позднее: «гомеровы гимны » (VII - V вв. до н.э., считаются наряду с Гомером древнейшими образцами греческой поэзии), комическую поэму «Маргит» и др.
Значение имени «Гомер» (оно впервые встречается в VII веке до н. э. , когда Каллин Эфесский назвал его автором «Фиваиды ») пытались объяснить ещё в античности, предлагались варианты «заложник» (Гесихий), «следующий за» (Аристотель) или «слепец» (Эфор Кимский), «но все эти варианты так же неубедительны, как и современные предложения приписать ему значение „слагатель“ или „аккомпаниатор“. <…> Данное слово в своей ионийской форме Ομηρος - практически наверняка реальное личное имя» .
Гомеровский вопрос
Античный период
Легенды этого времени утверждали, что Гомер создал свой эпос на основе поэм поэтессы Фантасии времён Троянской войны.
Фридрих Август Вольф«Аналитики» и «унитарии»
Гомер (около 460 до н. э.)
Художественные особенности
Одна из важнейших композиционных особенностей «Илиады» - «закон хронологической несовместимости», сформулированный Фаддеем Францевичем Зелинским . Он состоит в том, что «У Гомера никогда рассказ не возвращается к точке своего отправления. Отсюда следует, что параллельные действия у Гомера изображаемы быть не могут; поэтическая техника Гомера знает только простое, линейное, а не двойное, квадратное измерение» . Таким образом, иногда параллельные события изображаются как последовательные, иногда же одно из них лишь упоминается или даже замалчивается. Этим объясняются некоторые мнимые противоречия в тексте поэмы.
Исследователи отмечают связность произведений, последовательное развитие действия и цельные образы главных героев. Сравнивая словесное искусство Гомера с изобразительным искусством той эпохи, нередко говорят о геометрическом стиле поэм . Впрочем, о единстве композиции «Илиады» и «Одиссеи» высказываются и противоположные мнения в духе аналитизма .
Стиль обеих поэм можно охарактеризовать как формульный. Под формулой при этом понимается не набор штампов, а система гибких (изменяемых) выражений, которые связаны с определенным метрическим местом строки. Таким образом, можно говорить о формуле даже тогда, когда некое словосочетание встречается в тексте лишь однажды, но можно показать, что оно являлось частью этой системы. Кроме собственно формул встречаются повторяющиеся фрагменты из нескольких строк. Например, при пересказе одним героем речей другого, текст может воспроизводиться вновь полностью или почти дословно.
Для Гомера характерны составные эпитеты («быстроногий», «розоперстая», «громовержец»); значение этих и других эпитетов следует рассматривать не ситуативно, а в рамках традиционной формульной системы. Так, ахейцы «пышнопоножные» даже в том случае, если они описываются не в доспехах, а Ахиллес «быстроногий» даже во время отдыха.
Историческая основа поэм Гомера
В середине XIX века в науке господствовало мнение, что «Илиада» и «Одиссея» неисторичны. Однако раскопки Генриха Шлимана на холме Гиссарлык и в Микенах показали, что это неверно. Позднее были открыты хеттские и египетские документы, в которых обнаруживаются определенные параллели с событиями легендарной Троянской войны. Дешифровка слоговой микенской письменности (Линейное письмо Б) дало много информации о жизни в эпоху, когда происходило действие «Илиады» и «Одиссеи», хотя никаких литературных фрагментов этой письменностью найдено не было. Тем не менее, данные поэм Гомера сложным образом соотносятся с имеющимися археологическими и документальными источниками и не могут использоваться некритично: данные «устной теории» свидетельствуют об очень больших искажениях, которые должны возникать с историческими данными в традициях подобного рода.
Гомер в мировой культуре
Средневековая иллюстрация к «Илиаде»
В Европе
Сложившаяся к концу классической эпохи система образования в Древней Греции была построена на изучении поэм Гомера. Они заучивались частично или даже полностью, по её темам устраивались декламации и т. д. Эта система была заимствована Римом, где место Гомера с I в. н. э. занял Вергилий . В послеклассическую эпоху создавались большие гекзаметрические поэмы на гомеровском диалекте в подражание или в качестве соревнования с «Илиадой» и «Одиссеей». Среди них можно назвать «Аргонавтику» Аполлония Родосского , «Послегомеровские события» Квинта Смирнского и «Приключения Диониса» Нонна Панополитанского . Другие эллинистические поэты, признавая достоинства Гомера, воздерживались от крупной эпической формы, полагая, что «в больших реках мутная вода» (Каллимах ), то есть, что только в небольшом произведении можно достичь безупречного совершенства.
В литературе Древнего Рима первое сохранившееся (фрагментарно) произведение - перевод «Одиссеи», выполненный греком Ливием Андроником . Главное произведение римской литературы - героический эпос «Энеида » Вергилия представляет собой подражание «Одиссее» (первые 6 книг) и «Илиаде» (последние 6 книг). Влияние гомеровских поэм можно усматривать практически во всех произведениях античной литературы.
Западному средневековью Гомер практически не известен из-за слишком слабых контактов с Византией и незнания древнегреческого языка, однако гекзаметрический героический эпос сохраняет в культуре большое значение благодаря Вергилию.
В России
Фрагменты из Гомера переводил ещё Ломоносов , первый большой стихотворный перевод (шесть книг «Илиады» александрийским стихом) принадлежит Ермилу Кострову (). Особенно важен для русской культуры перевод «Илиады» Николая Гнедича (закончен в ), который был выполнен с оригинала с особенной тщательностью и очень талантливо (по отзывам Пушкина и Белинского).
Также Гомера переводили В. А. Жуковский, В. В. Вересаев и П. А. Шуйский ("Одиссея", 1948, издательство Уральского Университета, тираж 900 экз.)
Литература
Тексты и переводы
Подробные сведения см. в статьях Илиада и Одиссея см. также: en:English translations of Homer- Русский прозаический перевод : Полное собрание творений Гомера. / Пер. Г. Янчевецкого. Ревель, 1895. 482 стр. (приложение к журналу «Гимназия»)
- В серии «Loeb classical library » сочинения изданы в 5 томах (№ 170-171 - Илиада, № 104-105 - Одиссея); а также № 496 - Гомеровы гимны, Гомеровские апокрифы, биографии Гомера.
- В серии «Collection Budé» сочинения изданы в 9 томах: «Илиада» (введение и 4 тома), «Одиссея» (3 тома) и гимны.
- Краузе В. М. Гомеровский словарь (к Илиаде и Одиссее). Со 130 рис. в тексте и картою Трои. СПб., А. С. Суворин. 1880. 532 стб. (пример дореволюционного школьного издания )
- Часть I. Греция // Античная литература. - СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. - Т. I. - ISBN 5-8465-0191-5
Монографии о Гомере
библиографию см. также в статьях: Илиада и Одиссея- Петрушевский Д. М. Общество и государство у Гомера. М., 1913.
- Зелинский Ф. Ф. Гомеровская психология. Пг., Изд-во АН, 1920.
- Альтман М. С. Пережитки родового строя в собственных именах у Гомера. (Известия ГАИМК. Вып. 124). М.-Л.: ОГИЗ, 1936. 164 стр. 1000 экз.
- Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М.: Вост. лит. 1978. 2-е изд., доп. М., 2000.
- Толстой И. И. Аэды: Античные творцы и носители древнего эпоса. М.: Наука, 1958. 63 стр.
- Лосев А. Ф.
Гомер
. М.: ГУПИ, 1960. 352 стр. 9 т.э.
- 2-е изд. (Серия «Жизнь замечательных людей»). М.: Мол. гв., 1996=2006. 400 стр.
- Ярхо В. Н. Вина и ответственность в гомеровском эпосе. Вестник древней истории , 1962, № 2, с. 4-26.
- Сахарный Н. Л. Гомеровский эпос. М.: ХЛ, 1976. 397 стр. 10000 экз.
- Гордезиани Р. В. Проблемы гомеровского эпоса . Тб.: Изд-во Тбил. ун-та, 1978. 394 стр. 2000 экз.
- Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. М.: Наука, 1983. 296 стр. 6900 экз.
- Cunliffe R. J. A lexicon of the homeric dialect . L., 1924.
- Leumann M. Homerische Würter. Basel, 1950.
- Treu M. Von Homer zur Lyrik . München, 1955.
- Whitman C.H. Homer and the heroic tradition. Oxford, 1958.
- Лорд А. Сказитель . М., 1994.
Рецепция Гомера:
- Егунов А. Н. Гомер в русских переводах XVIII-XIX вв. М.-Л., 1964. (2-е изд.) М.: Индрик, 2001.
Библиография гомеровских гимнов
- Перевод гимнов Ивлин-Уайта (англ.)
- В серии «Collection Budé»: Homere . Hymnes. Texte établi et traduit par J. Humbert. 8e tirage 2003. 354 p.
Русские переводы:
- отдельные гимны переводил С. П. Шестаков.
- Гомеровы гимны. / Пер. В. Вересаева . М.: Недра, 1926. 96 стр.
- переизд.: Античные гимны. М.: Изд-во МГУ. 1988. С. 57-140 и комм.
- Гомеровы гимны. / Пер. и комм. Е. Г. Рабинович. М.: Carte blanche, .
Исследования:
- Деревицкий А. Н. Гомерические гимны. Анализ памятника в связи с историей его изучения. Харьков, 1889. 176 стр.
Примечания
Ссылки
Гомер в Викицитатнике | |
в Викитеке | |
Гомер на Викискладе |
- Гомер . Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь
- Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» с комментариями, приложениями и иллюстрациями
Категории:
- Персоналии по алфавиту
- Писатели по алфавиту
- Гомер
- Древнегреческие поэты
- Поэты Древней Греции
- Поэты VIII века до н. э.
- Слепые
- Персонажи «Божественной комедии»
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Интересные факты о жизни Гомера Вы узнаете в этой статье.
Гомер: интересные факты
Гомер - самый известный поэт античности. О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно
Возможные значение имени «Гомер»: «заложник» (Гесихий), «следующий за» (Аристотель), «слепец» (Эфор Кимский), «пастух» (от санскр. го - корова).
За честь называться родиной Гомера спорили, согласно античной традиции, «семь городов» (Хиос, Смирна, Колофон, Саламин, Родос, Аргос, Афины).
В античной литературе имеется девять биографий Гомера, но всё они содержат в себе сказочные и фантастические элементы.
Традиционно Гомер изображается слепцом .
В античности Гомера считали мудрецом: «Мудрее всех эллинов, взятых вместе». Его считали основоположником философии, географии, физики, математики, медицины и эстетики.
Около половины найденных древнегреческих литературных папирусов написаны Гомером.
Гомер распространял свои произведения с помощью аэдов (певцов). Он выучивал свои работы наизусть и напевал их своим аэдам. Те, в свою очередь, также заучивали произведения и напевали их другим людям. По-другому таких людей называли гомеридами.
Гомер (греч. Ὅμηρος, лат. Homerus) - первый и наиболее известный из древнегреческих поэтов, признанный основоположник европейской литературы. Ему приписывается создание классических поэм - «Илиады» и «Одиссеи». Согласно сообщению ряда античных авторов (в том числе Цицерона), поэмы Гомера были впервые собраны воедино и записаны по указанию афинского тирана Писистрата или его сына Гиппарха (VI в. до н.э.). «Одно или несколько лиц, мужчина или женщина» - так представляет Гомера Энциклопедия научной фантастики под редакцией Клюта и Лэнгфорда. Немного шаржированное, но в общем-то верное отражение того, что знает о Гомере современная наука, то есть ничего. Действительно, споры о том, был ли автор «Илиады» и «Одиссеи» один, или же их по меньшей мере двое, идут еще с XVIII века. А предположение Сэмюела Батлера (в 1892), что Гомер был женщиной, остается чрезвычайно популярным в англоязычном мире. Роберт Грейвс вообще был убежден, что автор «Одиссеи» - героиня этой же поэмы Навсикая, дочь царя феаков.
По сути Гомер является легендарной личностью, поскольку о нем самом и о его жизни не имеется никаких достоверных сведений. Некоторые считали его современником Троянской войны (начало XII в. до н.э.). Геродот относил время Гомера приблизительно к IX в. до н.э. (по словам Геродота, Гомер жил за 400 лет до него). Большинство современных ученых склонно считать, что Гомер жил в VIII веке до нашей эры, указывая в качестве основного места его пребывания Хиос или какой-либо другой регион Ионии на побережье Малой Азии.
Ратуют семь городов за исток многомудрый Гомера:
Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос и Афины.
Названные семь не исчерпывают, впрочем, списка городов-претендентов. Как сообщают Геродот и Павсаний, умер Гомер на острове Иос архипелага Киклады. Вероятно, «Илиада» и «Одиссея» были сложены на малоазийском побережье Греции, заселенном ионийскими племенами, или на одном из прилегающих островов. Впрочем, гомеровский диалект не дает точных сведений о национальной принадлежности Гомера, так как представляет собой сочетание ионийского и эолийского диалектов древнегреческого языка.
Покрыто тайной и имя сказителя (писаной литературы еще не существовало). Значение имени «Гомер» (оно впервые встречается в VII веке до н. э., когда Каллин Эфесский назвал его автором «Фиваиды») пытались объяснить ещё в античности, предлагались варианты «заложник» (Гесихий), «следующий за» (Аристотель) или «слепец» (Эфор Кимский), позднее высказывались предложения приписать ему значение „слагатель“ или „аккомпаниатор“. Некоторые считают, что в своей ионийской форме имя Ομηρος - практически наверняка реальное личное имя, другие (например Энциклопедия Брокгауза и Ефрона) полагают иначе:
Все же форма имени (его прозрачная этимология от homo - «с» и корня ar - «прилаживать», сравни hodegos - «путеводитель», от hodog «путь» и корня ag - «вести») обличает в нём героя-эпонима так называемых гомеридов, древнейшей школы эпических певцов-сказителей, к которым он относился так же, как и несомненно мифический Дедал к дедалидам, древнейшей школе ваятелей.
Традиционно Гомер изображается слепцом. Наиболее вероятно, что это представление исходит не из реальных фактов жизни Гомера, а представляет собой реконструкцию, характерную для жанра античной биографии. Поскольку многие выдающиеся легендарные прорицатели и певцы были слепыми (например, Тиресий), по античной логике, связывавшей пророческий и поэтический дар, предположение о слепоте Гомера выглядело весьма правдоподобным. Кроме того, певец Демодок в «Одиссее» слепой от рождения, что также могло восприниматься автобиографично. В любом случае, уже начиная с эллинистических времен в искусстве Гомер изображался в виде вдохновенного слепого старца. Лучшим бюстом Гомера, по мнению энциклопедии Брокгауза и Ефрона, является бюст в Сансуси, вероятно, произведение родосской школы.
Уже во времена классической эпохи Древней Греции Гомер считался классиком и прародителем литературы. Система образования была построена на изучении поэм Гомера. Они заучивались частично или даже полностью, по их темам устраивались декламации. Эта система была заимствована Римом, где место Гомера с I в. н. э. занял Вергилий. Главное произведение римской литературы - героический эпос «Энеида» Вергилия представляет собой подражание «Одиссее» (первые 6 книг) и «Илиаде» (последние 6 книг). Влияние гомеровских поэм можно усмотреть практически во всех произведениях античной литературы.
Во времена средневековья в Европе Гомер был почти забыт (в первую очередь, из-за незнания древнегреческого языка), однако сюжет Троянской войны оставался хорошо известен благодаря латинским романам Дарета и Диктиса.
В Византии же Гомера читали и тщательно изучали. До настоящего времени сохранились десятки полных византийских рукописей гомеровских поэм, что беспрецедентно для произведений античной литературы. Кроме того, византийские ученые переписывали, компилировали и создавали схолии и комментарии к Гомеру. Комментарий архиепископа Евстафия к «Илиаде» и «Одиссее» в современном критическом издании занимает семь томов.
В последний период существования Византийской империи и после её крушения греческие рукописи и ученые попадают на Запад, и эпоха Возрождения заново открывает для себя Гомера. Данте Алигьери помещает Гомера в первый круг Ада как добродетельного нехристианина.
В России фрагменты из Гомера переводил ещё Ломоносов, первый большой стихотворный перевод (шесть книг «Илиады» александрийским стихом) принадлежит Ермилу Кострову (1787). Особенно важны для русской культуры переводы «Илиады» Николая Гнедича (закончен в 1829), который был выполнен с оригинала с особенной тщательностью и очень талантливо (по отзывам Пушкина и Белинского), и «Одиссеи» В.А. Жуковского.
Помимо «Илиады» и «Одиссеи» Гомеру приписывали целый ряд более поздних стихотворений и поэм, автором которых он никак не мог быть, ряд из них - «Гомеровы гимны», «Война мышей и лягушек» («Батрахомиомахия») - мы включили в библиографию.
Разница между двумя поэмами ярко проявляется как раз в отношении к фантастическому. В «Илиаде» мы встречаем разве что семейные сцены между небожителями да их вмешательство в войну (впрочем, невидимое для смертных). В 18-ой песни упоминаются помощницы Гефеста, девы, сделанные из золота:
Прислужницы, под руки взявши владыку,
Шли золотые, живым подобные девам прекрасным,
И которых бессмертные знанию дел изучили.
Это место часто называют первым в мировой литературе изображением роботов (андроидов).
Троянская война (с участием богов) - одна из сюжетных линий дилогии Дэна Симмонса «Троя».
«Одиссея» же изобилует волшебными предметами, магическими действиями, чудесными местами. Каждый остров, посещенный Одиссеем, это вариант потустороннего мира. Путешествует Одиссей и в настоящий потусторонний (загробный) мир, ко входу в Аид. Чтобы достичь его, плывет на юг, но при этом оказывается почему-то далеко на Севере, в стране киммерийцев, где царит вечный сумрак. Там, где Коцит и Флегетон вливаются в Ахеронт, Одиссей свежей кровью приманивает мертвецов, бесплотные тени, потерявшие память о земной жизни. Среди пришедших (их приходится отгонять мечом) и мать Одиссея - а он даже не знал, что она умерла. Однако он ждет одного нужного - прорицателя Тиресия. Тиресию он дает напиться жертвенной крови и получает пророчество о своем дальнейшем пути. После этого он дает кровь матери, которая рассказывает ему о домашних делах, а затем Ахиллу и Агамемнону (что Агамемнон убит, Одиссей тоже не знает). В ответ на замечание Ахиллу, что он здесь царствует над мертвыми, тот говорит, что лучше быть последним батраком на этом свете, чем царем на том. На сегодняшний вкус это наиболее впечатляющий эпизод поэмы.
Теряют память лотофаги, поедатели лотоса, но зато приобретают блаженство. Теряют память, а равно и человеческий облик околдованные Цирцеей спутники Одиссея, но это колдовство обратимо.
Само слово «одиссея» превратилось в нарицательное, обозначающее путешествие, сопряженное с опасными приключениями. Одиссей стал восприниматься как образец вечного путешественника, одержимого жаждой странствий и поисками неизведанного (хотя в поэме он плывет на родину и даже отказывается от предложенного бессмертия ради возвращения домой).
«Одиссея» стала сюжетным архетипом для жанра «фантастического путешествия», от «Аргонавтики» Аполлония Родосского и пародийной «Правдивой истории» Лукиана до «Путешествий Гулливера» Свифта и «Необыкновенных путешествий» Жюля Верна.
Сообщение о Гомере
Гомер - легендарный древнегреческий поэт, родоначальник античной литературы. Европейская литература в целом также считает своим родоначальником Гомера. Гомер считается автором «Илиады» и «Одиссеи», двух эпических поэм.
По легенде, Гомер жил около 8 века до нашей эры, был слепым аэдом, т.е. странствующим певцом. Также по легенде, Гомер был неграмотен, а потому его поэмы долгое время исполнялись певцами устно, а только потом были записаны.
Сюжет «Илиады» героический и мифологический. Он посвящен событиям Троянской войны, которая, по преданию, началась из-за похищения троянцем Парисом Елены Прекрасной, жены ахейского царя Менелая. Греки и троянцы уничтожали друг друга по воле Зевса, решившего сократить число людей на земле. Сами олимпийские боги также участвовали в сражениях.
Сюжет «Одиссеи» , также мифологического эпоса, посвящен многолетним странствиям моряка Одиссея после взятия Трои через дивные, неизведанные ранее и опасные края.
Влияние Гомера на античную, а значит, и мировую культуру огромен. Его поэмы стали образцами для античного эпоса. Гомер остается источником для изучения мировоззрения древних греков, их общества, быта, обычаев, морали, материальной культуры. Размер, которым писал Гомер - гекзаметр, стал каноническим размером для всего последующего античного эпоса. По легенде, слепой Гомер изобрел свой гекзаметр, сидя на берегу моря и слушая, в каком ритме волны набегают на берег.
«Гомеровский вопрос» - это вопрос об авторстве поэм «Илиада» и «Одиссея». Не доказано авторство одного человека касательно этих поэм и вообще существование этого человека. Некоторые ученые считают невозможным, чтобы Гомер, есть один человек, была автором такого большого эпоса в дописьменный период. Они считают, что эпос был создан поодиночке множеством поэтов, т.е. странствующих бардов, а гораздо позже объединен в две цельные крупные поэмы и записан. Гомер, по их мнению, - это или вымышленное имя, или название группы певцов, или имя составителя.
Нет никаких достоверных свидетельств о жизни Гомера, неизвестны годы его жизни. Несколько биографий Гомера очень противоречивы и скорее всего, написаны намного позднее его предполагаемой жизни. С какими целями – тоже вопрос. Ведь семь городов-полисов в Элладе считали Гомера своим земляком и боролись за право называться родиной Гомера.
Легендарный античный поэт Гомер создал две поэмы – «Илиаду» и «Одиссею». Эти произведения являются не только образцами героического мифологического эпоса, в них также присутствует картина широкая жизни древних греков. Эпос Гомера давно стал одним из источников изучения истории, быта и традиций Древней Греции.
В «Илиаде» и «Одиссее» упоминаются бытовые занятия греков: труд пастухов, жнецов на полях, виноградарей, собирающих щедрый урожай на плодородной южной земле. Также упоминаются ремесленники: кожевники, кузнецы и другие. Очень подробно Гомер описывает щит героя Ахилла, изображает процесс его изготовления, а также отделку украшениями.
Из поэм Гомера можно почерпнуть знания военного и морского дела древних греков, их тактики осады, обороны. Поэмы также немного, но конкретно рассказывают о жизни в городах и селах, общественных отношениях греков, в частности, граждан полисов.
Поэт рассказал также о народных обычаях греков, обрядах, развлечениях: танцах, свадьбах. Много внимания в « Илиаде», например, уделено обряду захоронения и верованиям, которые связаны с ним. Когда Ахилл убивает Гектора, отец Гектора, троянский царь Приам, просит тело для захоронения. Не похоронить человека для древних греков было кощунством, потому что они верили, что такой покойник не найдет себе места. Оставить человека непогребенным считалось самым худшим наказанием, даже больше смерти. Очень подробно описаны обряды самого захоронения, похоронного костра и прочее.
Моральные принципы и мировосприятие древних греков также отражены в поэмах Гомера. Эти люди верили во вмешательство богов в их жизни, придерживались верности своему полису и более всего ценили доблесть и мужество.
Греческий поэт Гомер родился приблизительно между XII и XVIII веками до нашей эры. Он знаменит эпическими поэмами «Илиада» и «Одиссея», которые оказали огромное влияние на европейскую литературную традицию. Что еще известно о Гомере, как об их предполагаемом авторе - читайте далее.
Гомеровский вопрос
Биография Гомера до сих пор остается загадкой, поскольку реальные факты из его жизни неизвестны. Некоторые ученые полагают, что это был один человек; другие думают, что эти знаковые произведения были созданы целой группой поэтов.
Литературный стиль Гомера, кем бы он ни был, больше попадает в категорию поэта-сказителя, в отличие от образа лирического поэта, например, как Вергилий или Шекспир. В этих историях есть повторяющиеся элементы, почти как в песенном припеве, что может предполагать наличие музыкальной составляющей. Тем не менее работы Гомера обозначены как эпическая, а не лирическая поэзия.
Определить точное место, где родился Гомер, тоже не удавалось, хотя ученые все еще не оставляют попыток. Издавна говорили, будто семь городов претендовали на звание родного для поэта: это Смирна, Итака, Колофон, Аргос, Пилос, Афины, Хиос. Но ученые близятся к мнению, что Гомер был родом из Смирны (сейчас - Измир в Турции) или жил недалеко от Хиоса, острова в восточной части Эгейского моря.
Вся эта спекуляция о том, кем он был, в итоге привела к тому, что сейчас известно как «гомеровский вопрос»: действительно ли Гомер вообще существовал? Это на сегодня и считается одной из величайших литературных загадок. Но хотя все эти связанные с авторством вопросы могут так никогда и не разрешиться, поэт по имени Гомер - вымышленный или реальный - все еще пользуется почтением благодаря своим эпическим и оказавшим большое влияние на поэзию всего мира произведениям: «Илиада» и «Одиссея».
На самом деле при таком колоссальном недостатке информации практически каждый аспект биографии Гомера берет свое начало из его творений. Например, то, что Гомер был слепым - данное утверждение основывается исключительно на персонаже «Одиссеи», слепом певце-сказителе по имени Демодок.
Знаменитые поэмы Гомера
«Илиаду» и «Одиссею» можно назвать основой всей современной литературы, а самого поэта - ее праотцом. Эти поэмы олицетворяют собой духовность, мудрость, справедливость и отвагу. Для многих творения Гомера становились самыми первыми книгами - по ним в Древней Греции детей нередко обучали чтению. Переводы этих поэм на латынь появились еще в III веке до н. э., хотя первый перевод на русский язык - аж в XVIII веке.
Название «Илиада» происходит от «Илион» - второго названия города Троя . В поэме Гомер описывает отрывок из истории десятилетней Троянской войны: последние сорок девять дней перед падением Трои. Центральным персонажем поэмы оказывается жаждущий мести за убитого друга Патрокла Ахилл, сильный и доблестный воин.
Несмотря на то, что поэма Гомера «Илиада» изобилует сценами сражений, основной посыл данной поэмы - гуманистический. Здесь даже Зевс признает свою нелюбовь к богу войны, равно как и Ахилл осуждает любую войну, кроме оборонительной.
В «Одиссее» же Гомер рассказывает нам о послевоенном времени - долгом и полном приключений возвращении с Троянской войны. Главный герой поэмы, еще один герой греческой мифологии , Одиссей, спустя десять лет после окончания войны все еще ищет путь обратно на родину и попадает в разные истории. В отличие от сильного и храброго Ахилла из «Илиады», главный козырь Одиссея — это острый ум, благодаря которому ему удавалось выпутаться не из одной передряги, да еще и другим помочь.
Поэма построена в легком, сказочно-бытовом жанре. В ней замечательно раскрываются особенности быта, материальная культура, обычаи и традиции, а также организация общества в Древней Греции.
Хотя в целом современная наука склонна относить к работам древнегреческого поэта только «Илиаду» и «Одиссею», Гомер, по мнению некоторых ученых, считается и автором поэм под названием «Война мышей и лягушек», «Маргит», а также собрания тридцати трех божественных гимнов под названием «Гомеровские гимны».
А теперь предлагаем вам послушать интересное обсуждение поэмы «Илиада» Гомера в следующем видео:
Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Показать еще