Благодатный огонь является неразрешимой и таинственной загадкой для ученых всего мира. Но только не для христиан! Мы знаем, что благодатный огонь - это пасхальный символ, который подает нам сам господь с неба! И схождение этого великого и прекрасного подарка от бога происходит с древних времен.
Благодатный огонь является в храме воскресения христова в Иерусалиме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении благодатного огня в канун воскресения христова встречаются у Григория нисского, Евсевия и Сильвии аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений.
Накануне в храме все свечи, лампады, паникадила гасят. Еще в начале XX в. тщательно наблюдалось за сим: турецкими властями производился строжайший обыск внутри часовни; по наветам католиков доходили даже до ревизии карманов священнодействовавшего митрополита, наместника патриарха … из-за подозрительности патриарх вынужден разоблачаться до подрясника, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь. Во времена господства турков, пристальный "Контроль" за патриархом осуществляли турецкие янычары, обыскивавшие его перед вхождением в кувуклию, в настоящее же время патриарха осматривают еврейские полицейские.
Hезадолго до прихода патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи - по числу лет земной жизни спасителя. Затем православный и армянский патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме свет выключается.
После опечатывания кувуклии в храм вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие также является обязательным элементом пасхальных торжеств. Молодые люди как наездники на плечах друг у друга сидят. Они просят божью матерь и господа, чтобы он даровал православным благодатный огонь. "Нет Веры, Кроме Веры Православной, Христос - Истинный Бог" - скандируют они. Для прихожан европейцев, привыкшим к иным формам выражения чувств и спокойным богослужениям бывает весьма непривычно видеть такое поведение местной молодежи. Однако господь нам напоминал, что он приемлет и такое, по детски наивное, но чистосердечное к нему обращение. Во времена, когда Иерусалим находился под британским мандатом, английский губернатор попытался запретить однажды эти "Дикарские" пляски. Патриарх молился в кувуклии два часа: огонь не сошел. Тогда патриарх своей волей приказал впустить арабов …. И огонь снизошел". Арабы как бы обращаются ко всем народам: правильность нашей веры господь подтверждает низведением благодатного огня накануне православной пасхи. Во что же веруете вы?
Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с огнем в руках. Впрочем в сердцах многих людей присутствуют не только терпение, но и трепет ожидания: в соответствии с преданием иерусалимской церкви считается, что тот день, когда благодатный огонь не сойдет, будет последним для людей находящихся в храме, а сам храм будет разрушен. Поэтому, паломники обычно причащаются перед тем как прийти в святое место. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.
Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышками благодатного света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма - от иконы, висящей над кувуклией, от купола храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.
Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады находящиеся по бокам кувуклии загораются сами (за исключением 13 католических), как и некоторые другие в пределах храма. "И вдруг капля падает на лицо, а затем в толпе раздается крик восторга и потрясения. Огонь в алтаре кафоликона пылает! Вспышка и пламя - как огромный цветок. А кувуклия еще темная. Медленно - медленно, по свечам огонь из алтаря начинает спускаться к нам. И тут громовой вопль заставляет оглянуться на Кувуклию. Она сияет, вся стена переливается серебром, белые молнии струятся по ней. Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе храма на гроб с неба опустился вертикальный широкий столб света". Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время воскресения христова. В это же время двери гроба открываются и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает благодатный огонь.
Однако не все зажигают огонь от патриаршей свечи, у некоторых он загорается сам. "Все ярче и сильнее вспышки небесного света. Теперь благодатный огонь стал летать уже по всему храму. Рассыпался ярко-голубыми бисеринками над кувуклией вокруг иконы "Воскресения Господня", и вослед вспыхнула одна из лампад, ворвался в храмовые часовни, на голгофу (зажег на ней также одну из лампад), сверкал над камнем миропомазания (здесь также зажглась лампадка. У кого-то обуглились фитили свечей, у кого-то сами собой вспыхнули светильники, пучки свечей. Всполохи все более усиливались, искры тут и там разносились по пучкам свечей. Один из свидетелей отмечает, как у стоящей рядом с ним женщины трижды сами загорались свечи, которые она дважды пыталась затушить.
Первое время - 3-10 минут, загоревшийся огонь обладает удивительными свойствами - совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим огнем - водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы.
Действительно, это одно из самых великих чудес как прошлых веков, так и современного 21 века! Господь показывает всем своим последователям, всем христианам, что он с нами!
В Россию благодатный огонь доставляется во многие и многие города к пасхальной службе, и радостный праздник пасхи христовой усугубляется и восходит к небесам, к месту рождения благодатного огня!
Схождение огня можно увидеть всего один раз в год и в единственном месте на планете – Иерусалимском храме Воскресенья. В его огромный по масштабу комплекс входят: Голгофа, пещера с Крестом Господним, сад, где Христос был замечен после воскрешения. Он был построен в IV веке императором Константином и Благодатный огонь там увидели во время первого служения на Пасху. Вокруг места, где это произошло, построили часовню с гробом Господним – ее называют Кувуклией.
В десять часов утра Великой субботы ежегодно в храме тушат все свечи, лампады и другие источники света. Высшие церковные саны лично следят за этим: последней проверку проходит Кувуклия, после чего ее запечатывают большой восковой печатью. С этого момента охрана святых мест ложится на плечи сотрудников израильской полиции (в давние времена с их обязанностями справлялись янычары Османской империи). Они же ставят дополнительную печать поверх печати Патриарха. Чем не доказательство нерукотворного происхождения Благодатного огня?
Кувуклия
В двенадцать часов дня со двора Иерусалимской Патриархии к Гробу Господню начинает тянуться крестное шествие. Его возглавляет патриарх: трижды обойдя Кувуклию, он останавливается перед ее дверьми.
«Патриарх облачается в белые одежды. С ним одновременно надевают на себя белые же облачения 12 архимандритов и четыре диакона. Из алтаря потом выходят попарно клирики в белых стихарях с 12-ю хоругвями с изображением страстей Христовых и Его славного воскресения, за ними клирики с рипидами и животворящим крестом, далее 12 священников попарно, потом четыре диакона тоже попарно, причем два последних из них пред патриархом держат в руках в серебряной подставке пуки свечей для удобнейшей передачи святого огня в народ, и, наконец, патриарх с жезлом в правой руке. По благословении патриарха, певчие и все духовенство при пении: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» идут из храма Воскресения к кувуклии и троекратно её обходят. После третьего обхождения патриарх, духовенство и певчие останавливаются с хоругвеносцами и крестоносцем против святого живоносного гроба и поют вечерний гимн: «Свете тихий», напоминающий о том, что эта литания некогда входила в состав чина вечернего богослужения.»
Благодатный огонь - один из самых сильных и значимых символов веры у православных христиан и явление высшими силами её истинности всем верующим. В очередной раз он сойдёт с небес в этом году в субботу, 7 апреля накануне Святой Пасхи в Иерусалиме, в храме Гроба Господня, там где был завершён земной путь Иисуса Христа. О природной сути явления, о том, как сходит благодатный огонь, как это пытается объяснить наука мы и поговорим сегодня с вами.
Благодатный огонь: тайна и суть явления
Природу Благодатного огня учёные и атеисты пытаются объяснить давно, но пока безрезультатно. Истинно верующим людям объяснять ничего не надо, они принимают Огонь, как Божью благодать. Скептики же, атеисты, учёные доступными данными, научными способами путём экспериментов тоже хотят раскрыть природу явления с научной точки зрения, возможно это им когда-то и удастся…. Но пока лишь тайна, скрытая от объяснений.
В канун Православной Пасхи коснёмся этого явления и мы.
Где и когда сходит Благодатный огонь
Благодатный Огонь сходит в одном месте, только в храме Гроба Господня, в Израиле, в Иерусалиме и только в накануне православной Пасхи.
Уже ни одно тысячелетие это явление наблюдается из года в год. Первые упоминания датируется церковными историками IV веком.
Приведу описание, полное пережитых чувств архимандритом Саввой Ахиллеос в книге «Я видел Благодатный Огонь».Более 50 лет он был главным послушником при Гробе Господнем. Вот его впечатления:
«….патриарх низко склонился, чтобы приблизиться к Живоносному Гробу. И вдруг среди мёртвой тишины мне послышался какой-то трепетный, едва уловимый шелест. Он был похож на тонкое дыхание ветра. И сразу же после этого я увидел голубой свет, который заполнил всё внутреннее пространство Живоносного Гроба.
О, какое же это было незабываемое зрелище! Я видел, как этот свет кружился, наподобие сильного вихря или бури. И вот в этом Благодатном свете я ясно увидел лицо Патриарха. По его щекам текли крупные слёзы…
… голубой свет снова пришёл в состояние движения. Затем он вдруг стал белым… Вскоре свет приобрёл округлую форму и в виде нимба встал неподвижно над головой Патриарха. Я увидел, как Блаженнейший Патриарх взял в свои руки пучки из 33 свечей, поднял их высоко над собою и стал молить Бога о ниспослании Благодатного Огня, медленно простирая свои руки к небу. Едва успел он поднять их до уровня головы, как вдруг в его руках зажглись все четыре пучка, словно их приблизили к пылающей печи. В ту же секунду исчез нимб из света над его головой. От охватившей меня радости из глаз потекли слёзы….»
Благодатный огонь в Иерусалиме. История
Благодатный Огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из апостолов: «Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и высоким Апостольским умом – исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако, двема образы видел внутренняя – чувственно и душевно,» – читаем мы у церковного историка Григория Нисского. «Петр предста ко Гробу и свет зря во гробе ужасашеся,» – пишет Св. Иоанн Дамаскин. Евсевий Памфил повествует в своей «Церковной истории», что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. Среди ранних упоминаний свидетельства мусульман, католиков. Латинский монах Бернард, (865 г.) пишет в своем итинерарии: «В Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано и по совершении службы поется Господи помилуй до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом.»
Видео ЭТО ПРАВДА? Благодатный огонь
Благодатный огонь правда или вымысел. Благодатный огонь обман или правда?
Это явное чудо повторяется в течение многих веков, с глубокой древности».
Что же это за «явное чудо» такое? Накануне православной Пасхи в иерусалимском храме Гроба Господня, Бог сотворяет удивительное чудо, доступное любому ребенку, - зажигает огонь. Этот огонь, однако, «самовозгорается» не у всех на виду! Принцип здесь тот же, что и у всех прочих фокусов: пропажа или возникновение предмета осуществляется не прямо на глазах у изумленной публики, а под прикрытием платочка или в темном ящике, то есть скрытно от зрителей.
Два священника высокого ранга заходят в небольшую каменную каморку, которую называют кувуклией. Это особое помещение внутри храма, типа часовенки, где якобы располагается каменное ложе, на котором лежало тело распятого Христа. Зайдя внутрь, два попа закрывают за собой дверь, а через некоторое время выносят из кувуклии огонь - горящую лампаду и пучки пылающих свечек. К ним тут же кидаются толпы фанатиков, чтобы зажечь от благодатного огня принесенные с собой свечки. Считается, что огонь этот в первые минуты не жжется, поэтому паломники, которые до этого много часов томились в ожидании, «омывают» им свои лица и руки.
«Во-первых, огонь этот не обжигает, что является доказательством чуда, - пишут сотни верующих на десятках форумов. - А во-вторых, чем, как не Божьим чудом, можно объяснить, что при такой скученности народу и таком количестве огня в Храме никогда не было пожаров?»
Не жжется?.. Не было пожаров?.. Храм уже несколько раз горел, что не удивительно при такой старой постройке. Во время одного из пожаров в храме заживо сгорели 300 человек. А в другой раз из-за пожара у храма даже обвалился купол, серьезно повредив при этом кувуклию с «могилой» Христа.
Тем не менее быличка о том, что «чудесный» огонь не жжется, продолжает ходить в среде верующих.
Схождение Благодатного огня.
Ежегодно в храме Гроба Господня в Иерусалиме происходит красочный церковный ритуал схождение Благодатного огня. Это событие случается в субботу накануне христианской пасхи.
Считается, что первым свидетелем схождения огня был апостол Пётр. Узнав о воскрешении Христа, он пошел к гробнице Иисуса и увидел свет на месте, где до этого лежало тело Спасителя. В 1810 году над Гробом Господним была возведена часовня Кувуклия. Именно в нее в Великую субботу накануне Пасхи заходит патриарх Иерусалима в сопровождении армянского архимандрита. Перед входом в Кувуклию патриарх раздевается до подрясника. До этого помещение осматривают другие церковные служители они проверяют, чтобы в часовне не было спичек и зажигалок. С собой патриарх берет пучок незажженных свечей.
Спустя некоторое время он появляется перед верующими с уже горящими свечами. Зажигая от них свои лампады и свечи, верующие передают Благодатный огонь друг другу. В считаные секунды огонь распространяется по всему храму. Считается, что в первые минуты этот огонь не обжигает, поэтому собравшиеся в храме «умываются» им. Тут же от Благодатного огня зажигают лампады, которые развозят по разным уголкам мира.
В Москву благодатный огонь из Иерусалима доставляют в субботу вечером специальным авиарейсом. Лампаду привозят в храм Христа Спасителя на главную пасхальную службу России.
По преданию, если огонь не сойдет, это будет означать скорый конец света.
«Божественную» природу Благодатного огня много раз пытались оспорить ученые. Они выдвинули множество версий от электрического импульса до химической реакции, вызывающей горение. Около месяца назад масла в огонь подлил представитель армянской патриархии в храме Гроба Господня Самуил Агоян, заявивший, что никакой мистики в «схождении» нет. Священник рассказал, что лично видел, как свечи зажигают от обычной масляной лампады. «Бог творит чудеса, но не на потеху людям», добавил Агоян.
В преддверии одного из главных христианских праздников в Иерусалим съезжаются люди со всего света, чтобы посмотреть, как сходит благодатный пасхальный огонь. В этот день, в по православному календарю, паломники жаждут воочию увидеть чудо Господне, умыться священным пламенем и получить благословение Божье.
Благодатный огонь - самовозгорающееся пламя на Гробу Господнем, которое затем выносят к людям священники, а патриарх зажигает им лампады и свечи, символизируя тем самым чудо воскрешения Иисуса Христа и его выхода из могилы. Огонь, или Свет (как называют его участники церемонии по аналогии со Светом Истинным - воскресшим Спасителем), появляется в процессе проведения особого ритуала, приуроченного к празднованию Пасхи.
Иерусалим славится тем, что в нём каждый год на протяжении почти двух тысячелетий сходит благодатный огонь. Это происходит в Храме Гроба Господня - величественном сооружении, построенном ещё в IV веке над местом распятия и погребения Иисуса Христа. В настоящее время он отреставрирован и приспособлен под нужды современных конфессий и пышной церемонии схождения святого пламени.
Письменные свидетельства о самовоспламеняющемся огне соответствуют времени возведения храма - IV веку, но в них упомянуты и схождения, произошедшие гораздо раньше. По преданию первыми увидели чудесный свет Апостолы Христа вскоре после его воскрешения. Следующими людьми, которым явился благодатный огонь, были святой монах и православный патриарх, случилось это в I и II веках.
Регулярный характер Господне знамение приняло после постройки Кувуклии (часовни, расположенной над пещерой, где был захоронен Иисус) и проведения специального таинства, способствующего схождению огня.
Церемония, предшествующая чуду, и его явление
Литания (церемония, посвященная схождению пламени) начинается за сутки до Пасхи. Самые важные моменты контролируются полицией и представителями других конфессий. Это делается для исключения зажжения огня вручную.
Основные вехи Литании | Цели действий |
В храме тушат все лампады и свечи. | Храм погружается во тьму. |
Специально уполномоченные на то представители власти в городе Иерусалиме тщательно проверяют все помещения храма. | Проверяют на отсутствие непогашенных источников огня. |
В Кувуклию вносится лампада. | Эта лампада впоследствии будет зажжена священным Светом. |
Часовню опечатывают. | Так делается во избежание фальсификаций свершения чуда. |
Начинается шествие греческих священников во главе с Патриархом. | Это происходит около полудня в день Великой субботы. |
В храм вбегает арабская молодежь. | Они эмоционально, с громким выражением своих чувств просят Господа о зажжении огня. |
Под своды здания входит процессия. | Процессия состоит из иерархов конфессий, празднующих Воскресение Христово, православного и армянского Патриархов, др. священнослужителей. |
Патриархи разоблачаются до нижних одежд, чтобы все присутствующие видели, что они не проносят с собой источников огня. | Патриархи входят в Кувуклию. |
Священники и прихожане молятся | Все ждут того момента, когда Патриарх оповестит, что сходит благодатный огонь. |
От пламени, сошедшего с небес, зажигают лампаду, предварительно внесенную в часовню, а затем - свечи, находящиеся у людей в руках. | На этом обряд завершается. Весь Иерусалим ликует после очередного чуда. |
Явление огня видят не только те, кто находится внутри Кувуклии. Стоящие в разных углах храма тоже могут наблюдать за приближением чуда. Ведь за некоторое время до этого воздух начинает искриться и озаряться светом небольших молний, не наносящих вред людям.
Сошедший огонь сразу после своего появления не обжигает, и им можно даже успеть умыться до того, как он приобретет свои обычные свойства.
Причины явления чуда только православным христианам
У многих людей, а особенно представителей других религиозных течений, возникает вопрос, почему же пламя сходит именно на . Особый интерес к этому возник после задокументированных случаев, когда православных выгоняли из храма и не давали провести Литанию или же вводили ограничения в процесс церемонии. В результате таких действий огонь либо не сходил до вмешательства истинно верующих, либо появлялся не в своем привычном месте, а там, где молился православный Патриарх со священниками и прихожанами.
Версии в пользу православия.
- Свет сходит православным, потому что православие расшифровывается как «право» и «слава», то есть правильное прославление Бога, правильная вера, за что Он и награждает христиан.
- Лишь старый юлианский календарь, по которому молятся и отмечают Пасху православные христиане, является верным, что сказывается на времени схода огня.
- Только Патриарх и священники знают последовательность проведения Литании. Лишь они настолько верят в Господа, что являются достойными того, чтобы явилось чудо.
Однако феномен схождения огня интересует и скептически настроенных людей, сделавших свои выводы о том, почему пламя могут получить лишь православные священники. Они полагают, что всё объясняется довольно просто: лишь эта церковь считает нужным идти на фальсификации чудесных знамений ради собственной выгоды и получения еще большего количества последователей.
У её представителей множество возможностей сымитировать сход огня: от простейших (пламя зажигает Патриарх в Кувуклии собственноручно) до более сложных, например, потайных лампад или выверенных технических приемов с протянутыми по храму нитями, обработанными специальным составом и подсоединёнными к ним источниками огня, выведенными за пределы храма. А Иерусалим зарабатывает на этом шоу каждый год баснословные деньги, и в интересах правительства не мешать устраивать «святые знамения» для доверчивого народа, - полагают скептики.
Несмотря на множество наблюдателей за процессом схождения огня и исследования ученых до сих пор нет единого мнения о происхождении святого пламени. Не разгадана и причина того, что огонь является лишь православным верующим. А в это время, пока идет изучение феноменального явления, верующие каждый год наблюдают чудо, свидетельствующее о силе Господа, умываются святым светом и радуются Светлому Христову Воскресению.
Принято считать, что в существование религиозных чудес верят только люди, придерживающиеся соответствующих верований. При этом феномен такого чуда, как Благодатный Огонь, не может объяснить ни один скептик, какие бы аргументы он не испробовал.
Что такое Благодатный Огонь?
Удивительное явление не раз изучалось научными и религиозными деятелями, которые не смогли найти хотя бы доказательство природного происхождения феномена под названием «снисхождение Благодатного Огня». В него входит:
- Церемония подготовки к появлению пламени. Существует особый ритуал, без которого главное событие Великой субботы не состоится и празднование будет испорчено.
- Проверка Патриарха и его вхождение в храм . С этого момента начинается международная трансляция церемонии телеканалами.
- Появление Благодатного Огня и его передача другим священнослужителям.
- Начало первых празднований в честь .
Как появляется Благодатный Огонь?
Отдельного внимания заслуживает сам процесс возникновения языков пламени. Примерно в 10 часов утра к Иерусалимской Православной церкви начинает двигаться крестный ход, возглавляемый Патриархом и высшими чинами духовенства. После того, как они подойдут вплотную к Кувуклии (часовне Гроба Господня), события начинают развиваться следующим образом:
- Чтобы у верующих не возникло сомнения в том, откуда берется Благодатный Огонь, Патриарх разоблачается и остается в одном белом подризнике, под которым нельзя ничего пронести.
- Его досматривают представители полиции Турции и Израиля по традиции, существующей с 14 века.
- К входу в Кувуклию приближается Патриарх вместе с аналогичными чинами из Армянской, Коптской и Сирийской апостольских церквей. Благодатный Огонь они увидят первыми после Патриарха.
- Двери часовни закрываются, и верующие остаются ждать чуда за дверьми.
Как сходит Благодатный Огонь?
После того, как Патриарх и священники остаются за первыми дверьми Кувуклии, они предстают перед комнатой с Гробом Христа. В нее Иерусалимский митрополит зайдет один, но в нескольких шагах от него будет стоять представитель Армянской церкви. Схождение Благодатного Огня происходит в несколько этапов:
- Патриарх приступает к молитвам, восхваляющим Иисуса Христа.
- Обращение к Богу может занять как несколько часов, так и несколько минут.
- На каменной плите вспыхивают огоньки, стекающие, словно капли.
- Патриарх подхватывает их ватным шариком и поджигает пучок свечей.
Почему Благодатный Огонь не обжигает?
Сноп свечей, которые держит в руках Патриарх, состоит из 33 штук (по числу лет, проведенных на Земле, Иисусом). Единственный, кто лично видел секрет Благодатного Огня, выносит из Кувуклии связку и передает ее Армянскому митрополиту. Он показывает ее верующим, а они зажигают от нее свои свечи. Ослабшего после усердной молитвы Патриарха, едва он появится в дверях, поднимают на руки и несут к выходу с песнопениями. Между тем, впервые посетившие Иерусалим, с удивлением отмечают особенные свойства пламени:
- Зная откуда берется Благодатный Огонь на самом деле, опытные туристы безбоязненно умываются им, прикладывают свечи к лицу и подносят к нему пальцы.
- Цвет огня варьируется от светло-голубого до синего, чего нельзя увидеть больше нигде в мире.
- Через 5-10 минут после схождения пламя на всех снопах приобретает обычные свойства и нагревается.
Как принести Благодатный Огонь домой?
Не меньшим значением для верующего обладает не только возможность лицезреть Огонь, но и желание унести его частицу с собой. Благодатный Огонь дома можно разместить перед иконостасом или зажечь от него лампадки и расставить их по комнатам в преддверии Пасхи. Чтобы осуществить замысел, потребуется:
- небольшая свеча, которой в храмах разрешают прикасаться к пламени от Гроба Господня;
- небольшой светильник с крышкой, предохраняющей от потухания лампаду;
- вазелиновое масло, которое используют для поддерживания горения.
Что нужно делать с Благодатным Огнем?
Большинство духовных наставников не рекомендуют превращаться в идолопоклонников и превращать огонь в своеобразный культ. Верующие должны относиться к нему соответствующе: найти пламя они могут в приходах, в которые его привозят самолетом из Иерусалима. Считается, что Благодатный Огонь – это то, что позволяет:
- православным, не сумевшие прийти в храм, лично увидеть чудо;
- напомнить о светлом празднике Пасхи, который он знаменует;
- обрести духовные силы на пост в Великую субботу.
Благодатный Огонь - правда или ложь?
Если церковные служащие считают грешным само сомнение в священной природе феномена, то журналисты и ученые не стесняются в самых смелых предположениях о том, что сошествие Благодатного Огня имеет вполне земное происхождение. У сторонников разных версий лидируют такие варианты, как:
- Сокрытие огня от досматривающих Патриарха. Поскольку в день Великой субботы у него нет возможности пронести с собой пламя, то можно решить, что Огонь проносят и прячут у Гроба заранее.
- Химическая реакция, вызванная особым составом плиты на могиле Христа. Эфиры органических кислот могут дать холодный огонь, но цвет его будет не голубым, а зеленым.
- Самовозгорание. Некоторые природные вещества при определенной температуре окружающей среды и влажности могут вспыхнуть. Таким свойством обладают: белый фосфор, борная кислота, жасминовое масло.
Благодатный огонь - научное объяснение
В 2008 году у скептиков появился шанс узнать природу Благодатного Огня. В Кувуклию перед Великой субботой был допущен российский физик Андрей Волков, который получил одобрение православной церкви на установку аппаратуры с чувствительными датчиками. До него никто не знал ответа на скользкий вопрос, как ученые объясняют схождение Благодатного Огня, исследования Андрея Волкова дали неоднозначные результаты:
- За несколько секунд до появления пламени у Гроба Господня физик зафиксировал необычный длинноволновой электрически импульс, возникший спонтанно.
- Во время возгорания ваты, разложенной на крышке надгробия, колебания импульсов многократно увеличились.
- Замеры мощности показали, что вспышку огня можно сравнить с работой маломощного сварочного аппарата.
- Научная диагностика трещины на колонне у входа в Кувуклию доказала, что подобные повреждения могли возникнуть исключительно под действием электричества.
Благодатный огонь - интересные факты
Мистический характер природы Огня в истории неоднократно был связан с любопытными событиями. Стоило нарушить хотя бы одну традицию его появления, как ход церемонии менялся на глазах всех свидетелей. Чудо схождения Благодатного Огня претерпевало резкие вмешательства дважды:
- В 1101 году Латинский Патриарх из Шоке решил взять бразды правления величайшим христианским чудом в собственные руки. Желание разгадать его тайну настолько завладело еретиком, что он пытал монахов и получил от них все подробности процедуры добычи Огня. Пламя так и не появилось спустя сутки тщетных попыток.
- В 1578 году священник из Армении решил что тайна Благодатного Огня раскрыта будет им и добился от духовенства разрешения войти первым в Кувуклию. Православные священники не стали протестовать и остались у дверей. Колонна перед входом в Гроб Господень треснула и языки пламени стали исходить из нее.
«Существует множество веществ, которые могут самовозгораться»
Схождение благодатного огня - большое пасхальное чудо. В этом году 7 апреля его появления, как всегда, в храме Воскресения Христова будут ждать тысячи паломников. Однако многие годы скептики спорят: действительно ли огонь имеет божественное происхождение, или же это дело рук человеческих? Последний скандал, связанный с разоблачением этого чуда, произошел почти за месяц до Пасхи: представитель Армянской патриархии Самуил Агоян заявил, что патриархи сами зажигают восковые свечи от масляной лампады.
«МК» решил поставить эксперимент и получить огонь химическим способом - без спичек, зажигалок или прочих атрибутов, которые священник точно не может пронести с собой.
Сразу отметим: мы не хотим этим текстом оскорбить ничьих чувств и не ставим себе цели опровергнуть божественное происхождение огня. Если с помощью фокуса или эксперимента можно имитировать некое явление, это не значит, что само явление - фокус. Мы показываем, что с помощью простых химических манипуляций можно воспроизвести нечто подобное, получить огонь. А вот чудо ли сам благодатный огонь или результат химической реакции - каждый решает сам. В конце концов, каждому будет дано по его вере.
Что мы знаем об обстановке, в которой сходит огонь? Известно, что это закрытое явление - в часовню над Гробом Господним заходит всего один человек, патриарх Иерусалимской греческой православной церкви. Происходящее внутри не могут увидеть даже те, кто стоит непосредственно у стен кувуклии. Известно также, что патриарха, перед тем как он зайдет внутрь для молитвы о схождении огня, обыскивают: при нем не должно быть ни спичек, ни зажигалок.
Огонь - обычный, человеческий - можно получить разными способами. Механическим: например трением, или с помощью лупы, очков или бинокля, или даже сделав линзу изо льда. Однако вряд ли священник сможет пронести с собой некое приспособление - тогда уж проще действительно спрятать зажигалку. Лучше всего сымитировать внезапно самовозгорание свечи можно химическими способами.
Есть классический способ, который использовали фокусники еще в XIX веке. Кусочек белого фосфора растворяют в четыреххлористом углероде - летучей ядовитой жидкости. В раствор макают фитилек. После того как тетрахлорметан испарится, фосфор загорается сам и зажигает свечу. Удобно, что самовозгорание происходит не сразу - времени как раз достаточно, чтобы перенести свечку или лампаду в нужное место.
Существует множество веществ, которые могут самовозгораться, например щелочные металлы, - рассказал «МК» профессор РХТУ им. Менделеева Дмитрий Мустафин. - Если взять кусочек калия или натрия и бросить в воду, то он начнет гореть. Кроме того, горят карбиды щелочных металлов. Достаточно многие активные металлы, особенно если их раскрошить в порошки, алюминий, цинк, кобальт, - все самовозгораются на воздухе. Одни сразу, другие через какой-то промежуток времени. Можно смешать два вещества - окислитель и восстановитель. Если взять селитру или перманганат калия и смешать со спиртом, то смесь должна загореться.
Белый фосфор или другие самовоспламеняющиеся вещества просто так в магазине не купишь. Мы выбрали самый простой и относительно безопасный способ получения огня - смешивание глицерина и перманганата калия, известного как марганцовка. Предупреждаем: не надо повторять этот опыт дома. Делать это следует только в специально предназначенных для этого помещениях (например, в химических лабораториях) и только с огнетушителем наготове.
Марганцовка - сильный окислитель. При реакции он разлагается до атомарного кислорода, который окисляет глицерин. Реакция экзотермическая, то есть сопровождается сильным выделением тепла и воспламенением суспензии.
Простой глицерин из аптеки не подойдет. По сути, это даже не глицерин, а глицерол - 85%-ный раствор. Такой концентрации действующего вещества не хватит: раствор кипит, но не горит. Поэтому в специализированном химическом магазине мы купили 99,5%-ный раствор глицерина. Марганцовка же, в свою очередь, просто не продается в аптеке - только по рецепту. Ее мы достали из старых собственных запасов.
Проводить эксперимент нужно только в стеклянной или фарфоровой посуде - ни в коем случае не в пластике и лучше не в металле. Секрет «сколько вешать в граммах» мы раскрывать не будем. В стеклянную посуду наливается глицерин (в концентрированном виде - тягучая прозрачная жидкость). Добавляется порошок марганцовки - разводить ее перед этим не надо. Через какое-то время резко начинается реакция - все бурлит, кипит и горит ярким синеватым пламенем. Рядом мы поставили свечку, фитилек которой и зажегся от химического огня.
Понятно, что никакую стеклянную посуду в кувуклию проносить не будут, да и вряд ли члены духовенства втихую химичат в уголке. Но существует похожий метод, где вместо глицерина берут концентрированную серную кислоту. Из компонентов, взятых в определенном соотношении, делают кашицу. Ее небольшое количество - буквально спичечная головка или меньше - наносят на фитиль свечи, который через какое-то время загорается. Для верности на фитиль можно прикрепить крошечный кусочек бумаги. Увы, у нас при опыте с глицерином нужен был довольно большой объем марганцовки, который нанести на свечку незаметно точно не получится.
Есть еще одно свойство благодатного огня - в первые минуты он не обжигает, а паломники могут даже умываться им. Аналогичное явление химической природы используют в своей работе иллюзионисты.
Каждый год с наступлением Пасхи православную публику охватывает тяга к чудесам. И ей в очередной раз такое чудо показывают – схождение Благодатного огня. С трансляцией в прямом эфире федеральных российских каналов. Функционеры Фонда Андрея Первозванного организуют дистрибуцию Благодатного огня во всероссийском масштабе.
О том, что Благодатный огонь есть дело рук человеческих, говорилось не раз, начиная с раннего Средневековья. Первыми разоблачителями чуда были, разумеется, мусульмане, заинтересованные в дискредитации христианства (а мусульмане владели Иерусалимом чуть меньше двенадцати веков – с 637-го по 1917-й с двумя перерывами). Исламские богословы и путешественники оставили такие свидетельства.
Ибн-ал-Каланиси (середина 12 века) : «Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамового дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. Он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку… и натирают ее бальзамовым маслом, скрывая это от взоров… Когда они молятся и наступает время нисхождения, открываются двери жертвенника… Они входят и зажигают много свечей… Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он…переходит по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигает все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь…»
Ал-Джаубари (первая половина 13 века) : «Дело в том, что в вершине купола есть железная шкатулка, соединенная с цепью, на которой подвешена. Она укреплена в самом своде купола, и ее не видит никто… А когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу… а под ней огонь, рассчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева и, когда наступает время, огонь зажигает состав в месте соединения цепи с этой прикрепленной шкатулкой. Бальзамовое масло собирается в этой точке и начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде. Огонь касается фитиля лампады…и зажигает его».
Ибн-ал-Джаузи (середина 13 века) : «Я исследовал, как зажигается лампада в воскресение – праздник света… Когда же солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад и восклицает: «Сошел свет и смилостивился Христос»…»
Упомянутая наместником Мисаилом «движущаяся мраморная икона» закрывает «нишу в углу часовни», о которой шестью веками ранее писал Ибн-ал-Джаузи.
Разумеется, для христианина свидетельства иноверца не дорого стоят. Но и в христианском мире отношение к чуду Благодатного огня тоже местами было скептическое. В 1238 году папа Григорий IX отказался признавать его чудесную природу, и с тех пор Римская католическая церковь придерживается мнения, что Благодатный огонь – «фокусы восточных схизматиков».
Православные иерархи и сами избегают заявлений о природе Благодатного огня, предоставляя возможность высказаться «простым людям». Но даже люди духовного звания писали о рукотворности огня. Так, основатель и первый глава Русской Духовной Миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский) записал два рассказа: «Иеродиакон, забравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию, сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает, и так Благодатный огонь не есть чудо. Об этом сам он говорил мне сегодня», – со слов иеродиакона Григория , «Книга Бытия моего», ч.1.
«Когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме… Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова… Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5 000 пунгов (2 500 000 пиастров), а в случае лжи пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня.
После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим-паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал… Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба…» – со слов митрополита Дионисия , «Книга Бытия моего», ч. 3.
Уже в наше время имеется свидетельство Феофила, Патриарха Иерусалимского – в чьем ведении находится Храм Гроба Господня. В апреле 2008-го, принимая делегацию Фонда Андрея Первозванного, он, помимо прочего, ответил и на вопрос о природе Благодатного огня. Вот как описывает это участвовавший во встрече дьякон Андрей Кураев: «Не менее откровенным был и его ответ о благодатном огне: «Это церемония, которая является representation, как и все другие церемонии Страстной седмицы. Как некогда пасхальная весть от гроба воссияла и осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии совершаем репрезентацию того, как весть о воскресении от кувуклия разошлась по миру». Ни слова «чудо», ни слова «схождение», ни слов «благодатный огонь» в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог».
Почему отцы церкви не хотят признать рукотворный характер огня и продолжают вести разговоры о «необычном и чудесном явлении»? Видимо, видят в чуде средство укрепления веры и умножения численности паствы. Между тем, истинная вера не имеет причин и, как следствие, не нуждается в чудесах как средстве укрепления. Несколько лет назад представители Фонда христианского просвещения и милосердия имени св. Луки (Войно-Ясенецкого) обратились к патриарху Кириллу с просьбой дать «богословскую, литургическую и историческую оценку как самому «огню Великой Субботы», возжигаемому в Иерусалиме, так и распространившейся практике его чрезмерного почитания в дни празднования Светлого Христова Воскресения». Ответа не последовало.
Тайна места. Кувуклия – вовсе не Гроб Господень
Какой бы ни была природа Благодатного огня, он, возможно, представляет ценность уже потому, что зажжен у Гроба Господня. Проблема, однако, в том, что Кувуклия – это вовсе не Гроб Господень.
Как известно, после снятия с креста тело Спасителя было положено в пещеру, располагавшуюся на участке, который принадлежал Иосифу Аримафейскому – члену Синедриона, приятелю Пилата и тайному последователю Христа. Этот участок в садах за городской стеной Иосиф прикупил для будущего погребения членов своей семьи, но к моменту распятия похоронить там еще никого не успели.
В 41 году – менее чем через 10 лет после распятия Иисуса – Ирод Агриппа затеял очередное расширение Иерусалима. К 44 году и Гроб Господень, и все ближайшие к нему захоронения оказались внутри новой – третьей – городской стены. Поскольку по тогдашним иудейским представлениям кладбище не могло находиться внутри города, захоронения были перенесены на новое место, а освободившаяся территория стала интенсивно застраиваться.
В 66 году – через 33 года после распятия Иисуса началась знаменитая Иудейская война, представлявшая собою затейливое сочетание освободительной войны иудеев против римлян и гражданской войны иудеев между собой – секарии с зелотами занимались взаимоистреблением, убивая попутно всех попавших под руку. В ходе междоусобиц они сожгли большую часть Иерусалима. Немногое оставшееся доломали римляне, взявшие город. Уже тогда место расположения Гроба Господня можно было указать лишь очень приблизительно. Но этим дело не кончилось.
В 132 году грянуло восстание Бар-Кохбы. В 135-м оно было подавлено. Иерусалим был в очередной раз сожжен, а его население – включая тех, кто мог хранить память о месте расположения Гроба Господня, – вырезано. После этого евреям под страхом смерти было запрещено даже приближаться к месту, где находился город. Было запрещено само название Иерусалим. На его развалинах по приказу императора Публия Элия Адриана начал строиться новый город Элия Капитолина. Участок между остатками второй и третьей стен был отведен для строительства казарм. Местность была выровнена – возвышения стесали, углубления засыпали, пространство между строениями замостили камнем. На месте, где некогда – предположительно – находился Гроб Господень, был построен храм Венеры, рядом с ним прошла центральная улица нового города – Кардо Максимус.
Можно ли было после всего этого отыскать место погребения Христа?
Императрица Елена – мать императора Константина, основателя Византийской империи, – решила, что можно. В 325 году она организовала раскопки, направленные на поиски Гроба Господня. В 326-м была открыта пещера, которую решено было считать Гробом Господним.
На месте Гроба Господня, вернее, над этим местом, был выстроен внушительный храмовый комплекс. Но в 637 году Иерусалим захватили мусульмане. Три с лишним лет они демонстрировали невероятную веротерпимость, но в 1009 году Храм Гроба Господня был разрушен, а сам Гроб Господень полностью уничтожен: небольшое каменное возвышение с нишей – той самой пещерой, где некогда покоилось тело Христа, – было расколото на множество камней, камни разбиты в щебенку, щебенка растерта в пыль, пыль развеяна по ветру…
Таким образом, неизвестно, то ли место нашла императрица Елена, а если то – значит, реальный Гроб Господень уничтожили десять веков назад.
Максим Трошичев